» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Бунаева Надежда Алексеевна, студнт
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности развития доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 503 раз
Дата публикации: 31.05.2018

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

БУНАЕВА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА

студентка

ПИ ИГУ, гркутск

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста. На основе экспериментального исследования выделены уровни развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста. Получены данные об уровнях развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: доброта, доброжелательность, нравственное воспитание, игра.

 

Перед дошкольной педагогической  наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания педагогических условий для формирования нравственного поведения детей, в частности развитие доброжелательности.

Особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а так же к природе и животным, воспитания положительного отношения к различной деятельности, в том числе игровой и учебной [1].

Согласно ФГОС ДО, пункт 2.6, одна из образовательных областей, социально-коммуникативное развитие, направленна на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Перед ребенком стоит решение важной задачи,  в решении которой  педагоги, организовывая образовательный процесс, помогают ему.

Воспитанию нравственных и доброжелательных чувств в истории отечественной, зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Р.С. Буре, А.М. Виноградова и др. отмечают, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

Проблеме доброжелательных отношений посвящены работы Т.И. Бабаевой, Т.И. Ерофеевой, Р.С. Буре, и др. Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. Особое значение в формировании личности детей 6-го года жизни, по мнению Л.В. Артемовой, Т.И. Бабаевой, Т.И. Ерофеевой и др., имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности [2].

Педагогичеcкий словарь, трактует понятие «добро» - как одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики [3].

Т.И. Ерофеева подчеркивает, что доброжелательность является одним из важных компонентов отношений дошкольников друг к другу. В связи с этим доброжелательность рассматривается автором как необходимая основа, на которой может развиваться устойчивое положительное отношение к окружающим, как важная ступень в становлении различных видов нравственных отношений [4].  

Определение понятию «доброжелательность» дает Р.С. Буре. По ее мнению, это умение доставлять приятное, радость другим, помогать близким, уметь сочувствовать сопереживать. Доброжелательность должна формироваться с 3-х лет жизни [5].

Р.С. Буре, С.А. Улитко отмечают, что доброжелательность применительно к детям 6-го года жизни характеризуется:

·                    наличием приветственных слов;

·                    проявлением сочувствия;

·                    выражением радости от успеха сверстников;

·                    внимательным отношением к сверстникам и взрослым;

·                    осознанием необходимости проявления доброжелательного отношения и т.д. [5].

Е.О. Смирнова, считает, что доброжелательные отношения дошкольников в процессе игры представляют собой общую эмоционально – положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной игровой деятельности [6].

Е.О. Смирнова говорит о том, что дети пяти шести лет наиболее чувствительны к нравственным воздействиям. Известно, что ребенок этого возраста отличается непосредственностью, повышенной восприимчивостью к любым внешним проявлениям, к тому что говорит и учит взрослый. Дети верят в безусловность и необходимость нравственных норм поведения, они бескомпромиссны в нравственных требованиях к товарищам [4].

Л.С. Выготский, считает, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе [7].

Нами было организовано и проведено экспериментальное исследование особенностей развития доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста, 6-7 лет.

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей развития доброжелательности у детей седьмого года жизни, воспитывающихся в условиях ДОУ.

Для исследования особенностей развития доброжелательности были подобраны диагностические методики: «Психологический анализ игры дошкольников» (Г.Я. Кудрина); «Метод наблюдения» (Е.О. Смирнова; О.М. Холмогорова); «Метод проблемных ситуаций» (Е.О. Смирнова; О.М. Холмогорова).

При анализе научной литературы по проблеме исследования, нами были определены критерии, показатели и уровни развития доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование развития доброжелательности  у детей седьмого года жизни проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №8» г. Иркутска. В диагностике приняло участие 30 детей 5, 6 -6, 8 лет. Были сформированы две группы детей – экспериментальная (15 детей) и контрольная (15 детей).

Первая диагностика: «Психологический анализ игры дошкольников»- (Г.Я. Кудрина), целью диагностики является: исследование уровня сформированности доброжелательных отношений в процессе игры.

Вторая диагностическая методика: «Метод наблюдения»- (Е, О. Смирнова; О. М. Холмогорова), цель которой: изучение особенностей взаимодействия детей в различных видах деятельности, отражающих проявление доброжелательности во взаимоотношениях между сверстниками.

Третья диагностическая методика: «Метод проблемных ситуаций»- (Е. О. Смирнова; О. М. Холмогорова), цель диагностики: исследование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста, уровня освоения нравственных норм.

Обобщив данные, полученные в ходе проведения диагностических методик, мы получили следующие результаты:

К низкому уровню развития доброжелательности отнесено 57% детей экспериментальной и 50% детей контрольной группы. Низкий уровень характеризуется тем, что у детей отсутствует или слабо выражается инициативность во взаимодействии со сверстниками. Дети испытывают трудности в организации игры, они не участвуют в распределении ролей, затрудняются самостоятельно придумать новую роль. Исполняют второстепенные роли. Дети тяготеют к однообразным сюжетам. Не владеют умением комбинировать сюжеты. Длительность ролевого взаимодействия мала. Затрудняются завершить игру.

Например: Ксюша Ю. и Полина М. согласились быть «фасовщиками товара» в магазине, но в чем заключается их роль, и как играть они не знали. Играли под руководством «продавца». Задания, которые им давались, выполняли неохотно и неуверенно. На предложение Роме Д. взять на себя роль «покупателя», ответила отказом.  Девочки и мальчики играли совсем недолго, после чего занялись режиссерской игрой и другими видами деятельности. На вопрос детей «Почему вы не играете?», ответили, что им не интересно и надоело.

К среднему уровню доброжелательности было отнесено 30% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Средний уровень характеризуется тем, что у ребенка нормальный уровень развития потребности в общении, а именно, дети умеют организовать игру, общаться со сверстниками, но не всегда проявляют инициативу. Дети участвуют в распределении ролей в игре, могут придумать новую роль, но при этом длительность ролевого взаимодействия невелика. Словесно обозначают выполняемую роль.

Например: на вопрос: «Кто будет покупать продукты для детского сада?» Макар С. и Соня П. активно взяли на себя роль «покупателей» от лица детского сада, Соня П. назначила Максима К. на роль «водителя» для перевозки продуктов по заказам. Совместно с взрослым дети сделали деньги из бумаги. Макар С. попросил Максима К. увезти купленные продукты в детский сад. После того, как в магазине был выкуплен весь товар, мальчики отказались продолжать игру, все продукты собрал Макар С., вскоре и Макар С. присоединился к ним, отказавшись брать на себя другие роли в игре.

К высокому уровню развития доброжелательности было отнесено 13% детей экспериментальной группы и 17% детей контрольной группы. Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок способен проявлять положительные эмоции, больше доброты, терпимости, сопереживании в совместной деятельности со сверстниками. Дети хорошо умеют организовать игру. Активно участвуют в распределении ролей, не конфликтуя с другими детьми. Выступают инициаторами новых ролей и новых идей. Исполняют как главные, так и второстепенные роли. Умеют совместно строить и развивать сюжет игры. Дети отражают как знакомые всем сюжеты, так и сами  придуманные, хорошо умеют завершать игру, а так же без затруднений проявляют взаимопомощь сверстникам.

Например: Миша В.  и Вероника И. с особым интересом, без труда начали выкладывать на своем поле домик. Без проблем подобрали и поделились друг с другом недостающими элементами, пояснили выбор необходимых элементов.

Таким образом, мы считаем, что наиболее эффективными средствами в развитии доброжелательности детей старшего дошкольного будет являться создание развивающей предметно-пространственной среды, подбор художественной литературы и мультфильмов, проблемные ситуации и работа с родителями повысило уровень доброжелательности детей, углубило их представления о таких качествах как взаимопомощь, терпимость, сострадание, ласковость и уважение.

 



Список литературы:

  1. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Р. С. Буре, Г. Н. Година.-М. : Просвещение, 1989. – 96 с.
  2. Бабаева, Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды [Текст] / И. Т. Бабаева, Т. И. Римашевская. – СПб. : Детство – Пресс, 2012. – 224 с.
  3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 176 с.
  4. Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специалистам «Дошкольная педагогика и психология» [Текст] / Е. О. Смирнова. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС 2008. – 366с.
  5. Буре, Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р. С. Буре. – М. : Мозаика – Синтез, 2011. – с. 47 – 51.
  6. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : ВЛАДОС, 2005. С. 72 – 75.
  7. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: