» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Федулкин Дмитрий Юрьевич, Магистрант 1 курса, факультет истории и права
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Элективные курсы как средство повышения правовой грамотности в начальной школе

Статья просмотрена: 262 раз
Дата публикации: 3.06.2018

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОЫШЕНИЯ

ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Федулкин Дмитрий Юрьевич

Магистрант 1 курса, факультет истории и права

МГПИ им. М. Е. Евсевьева, гаранск

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения элективных курсов в целях повышения правовой грамотности обучающихся в начальной школе и их особенности. Анализируются проблемы правовой неграмотности и показывается роль школы как института борьбы с данной проблемой.  

Ключевые слова: элективные курсы; правовая грамотность; начальная школа; обучающиеся; несовершеннолетние.

 

В последнее время всё острее и актуальнее встаёт проблема правовой грамотности населения. Ведь одним из важнейших признаков правового государства считается наличие высокого уровня правовой культуры, который предполагает сформированные компетенции правомерного поведения человека в реальной правовой среде, что обеспечивает действенную работу демократических институтов и социально – правовую активность граждан. Данные положения нашли свое реальное закрепление в нормативных актах Российской Федерации. Так в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «...развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требует высокой правовой культуры граждан…» [4].

Правовая грамотность довольно тесно связана с общепринятыми нормами и правилами, и не соблюдение таковых является правонарушением. Значительное внимание следует уделять подрастающему поколению. Так, согласно статистическим данным, можно видеть, что каждое восемнадцатое преступление совершается несовершеннолетними, или при их участии. За распитие спиртных напитков в органы внутренних дел ежегодно доставляют более 80 тыс. лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. На учете стоит более 330 тыс. несовершеннолетних и около 150 тыс. родителей. По данным Росстата количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 2011 г. составило 9834, в 2012 г. — 9181. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, в 2011 г. — 11136, 2012 г. — 10471 [3].

Правовая безграмотность является одной из основных причин девиантного поведения несовершеннолетних и их асоциального образа жизни. В связи с этим существует потребность формирования условий для воспитания повсеместной пропаганды правовой грамотности среди подрастающего поколения.

Для начала следует раскрыть понятие правовой грамотности. Правовая грамотность представляет собой общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, координирующими отношения людей на основе закона. Правовая грамотность начинает действовать лишь тогда, когда вступает в органическое взаимодействие с гражданским и правовым сознанием.  

 Значительную роль в данном процессе играет школа. В настоящее время в образовательных учреждениях существуют такие учебные предметы как обществознание, право, граждановедение, включающие в себя изучение правовой грамотности в рамках школьной программы. Но тем не менее, объем изучаемой информации невероятно мал, а работа с родителями по данному вопросу практически не ведётся.

Из всего выше сказанного вытекает необходимость дополнительно правового воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждениях и как одно из направлений в данной работе может выступать разработка, апробация и применение на практике различных элективных курсов обществоведческой и правовой направленности.

Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. К характерным особенностям данного вида курсов, отличающих их от других, к примеру факультативных курсов, относятся следующие:

-                     Данные курсы выбираются каждым учеником;

-                     Они указаны в расписании, как и остальные уроки;

-                     Эти курсы являются обязательными для посещения;

-                     Они могут быть различной длительности, начиная от 6 часов и вплоть до полугодия;

-                     Данные курсы предлагаются в избыточном количестве по каждому предмету.

Как видно, данный вид занятий в значительной степени подходит для реализации его на практике в области повышения правовой грамотности обучающихся, и начинать осуществлять эту работу следует с первой ступени образования, а именно с начальной школы [1, c. 2].

Сначала следует выделить этапы формирования правовой культуры у младших школьников:

-           Ознакомление с содержанием конкретных правовых знаний;

-           Эмоциональное подкрепление правовых знаний и формирование оценочного отношения к ним;

-           Осознание ценностей и значения правовых знаний как регулятора поведения;

-           Правомерное поведение [2, c. 520].

В качестве примера можно привести следующие элективные курсы, которые можно разработать и осуществить их применение в начальной школе: «Мои права и обязанности», «Что такое Закон и что такое Государство», «Знакомство с Конституцией» и многие другие. При их реализации в первую очередь должна обязательно   проводится пропедевтическая работа: даются первоначальные представления   правовых вопросов (права ребенка, правила поведения ученика) происходит общее знакомство с    правовыми документами (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ. Осознание ценностей и правовых знаний становится стимулом и регулятором поведения лишь в том случае, если правовые знания перейдут в ценностные установки, получат эмоциональную окраску и закрепятся в повседневных привычках и навыках. Если же правовое знание не осознано или неверно понимается, по мнению то, создаются условия, при которых в поведении младшего школьника преобладают эгоистические мотивы и допускаются правонарушения. Формируя у младших школьников правомерное поведение, следует их ориентировать на такие мотивы, как убежденность в общественной пользе правомерного поступка и долг перед обществом, правовая обязанность и т. д. Немалая роль в данном процессе должна отводится и родителям, которые в некоторых случаях могут вместе с детьми присутствовать на уроке.

 И всё же следует констатировать что уровень правовой грамотности среди несовершеннолетних в настоящее время невысок. Родители и школа, по целому ряду причин, уделяют недостаточно времени для развития подрастающего поколения в данном направлении. Из этого следует что необходимо осуществлять просветительскую работу по правовой грамотности среди учащихся как со стороны школы, так и со стороны родителей. И немаловажную роль в этом процессе могут сыграть разнообразные элективные курсы соответствующей тематики. Педагогам следует активнее заниматься разработкой таких курсов и претворением их в жизнь. Ведь повышение уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений среди несовершеннолетних, что в свою очередь является залогом процветания и достойного будущего для страны.

 



Список литературы:

  1. Баранников, А. В. Элективные курсы в профильном обучении/А. Баранников // Первое сентября. – 2004.– № 102. – С. 1-5.
  2. Клюева, В. В., Данилова, М. В. Правовая грамотность учащихся старших классов /В. Клюева, М. Данилова// Молодой ученый. – 2014. – №5. – С. 518-521.
  3. Статистические данные правонарушений по России // URL://http://www.gks.ru (дата обращения: 01.02.2016).
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Российская газета» от 31 декабря 2012 г.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: