» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Жуков Александр Иванович, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Информационно-аналитическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений

Статья просмотрена: 533 раз
Дата публикации: 3.06.2018

УДК 34.343

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Жуков Александр Иванович

магистрант, факультет подготовки специалистов для судебной системы,

кафедра уголовно-процессуального права,

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

Российский государственный университет правосудия, г.Нижний Новгород

 

Аннотация. В статье анализируются основные недостатки, особенности использования информационных технологий в деятельности правоохранительных органов. Предложены пути решения проблем, возникающих в связи с использованием информационных систем. Выявлена и обоснована необходимость использования информационных технологий в деятельности правоохранительных органов в процессе раскрытия и расследования преступлений. На основе проведенного исследования автором предлагается концептуально иной подход к формированию и использованию информационно-аналитических ресурсов и резервов, заключенных в системе криминалистической регистрации, создание единого кадастра.

Ключевые слова: Информационные технологии, раскрытие и расследование преступлений

 

Роль информационных технологий в современном обществе является ключевой в силу их стратегического значения. Информационные процессы обеспечиваются информационным взаимодействием между субъектами и информационными системами, а также обеспечивают работу систем накопления, обработки и рационального распространения информации. Наряду с традиционными средствами связи сегодня активно используются системы электронных телекоммуникаций, которые создают условия для качественно нового решения производственных и социальных задач, возникающих в результате интеграции информационных ресурсов и сложных социальных процессов в обществе. В деятельности правоохранительных органов такие системы заняли прочное положение и показали свою состоятельность, которая подтверждается практическими результатами использования ресурсов Единой информационно-телекоммуникационной системы ОВД.

За последние пять лет произошли существенные изменения в структуре информационного обеспечения органов внутренних дел. Была сформирована и развернута система ЕИТКС ОВД России, созданы интегрированные банки данных регионального и федерального уровней, проводится комплекс мероприятий по внедрению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России. За истекший период получены следующие результаты:

  • создана интегрированная мультисервисная телекоммуникационная система органов внутренних дел, позволяющая обеспечить различные традиционные подсистемы связи (передачи данных, телефонную, видео-конференц-связь и др.) на базе единых технологий, схемных решений и наборов типовых программно-аппаратных средств;
  • создана базовая инфраструктура АДИС с возможностью удаленного доступа сотрудников информационных центров и экспертно-криминалистических подразделений МВД России, а также реализована интеграция учета следов рук и дактилоскопического учета;
  • созданы автоматизированные системы информационного обеспечения антитеррористической деятельности, биометрической идентификации личности по изображению лица, фоноскопического учета, информационного обеспечения органов дознания и органов предвари-тельного следствия, автоматизированная баллистическая информационная система, автоматизированные системы правового информирования органов внутренних дел, управления финансовыми ресурсами МВД России, федеральная база данных геномной информации, базовая инфраструктура сети шифрованной связи. [1]

Несмотря на перспективность данного направления, по-прежнему негативную роль играет человеческий фактор. По статистике 2014-¬2015 гг., из 9,3 тыс. зарегистрированных пользователей системы ЕИТКС к ее ресурсам не обращались 3 тыс. пользователей.

Методологическую основу повышения результативности использования информационных ресурсов составляет метод системно-структурного и функционального анализа системы криминалистической регистрации через выявление неустойчивых внутренних и внешних связей. Под внутренними связями понимаем внутреннюю организацию системы криминалистических учетов, их внутренние логические связи. Внешние связи обеспечивают информационное взаимодействие между субъектами, которые являются как источниками информации, так и ее потребителями.

Сложные механизмы взаимосвязей, имеющих место при подготовке, совершении и сокрытии следов преступления, требуют глубокого изучения и установления закономерностей их образования и использования этих закономерностей в раскрытии преступлений. Следовательно, возникает постоянная необходимость информационного обмена и информационно-аналитического сопровождения раскрытия и расследования преступлений.

Под анализом данных понимаются действия с данными, направленные на извлечение из них содержащейся информации об исследуемом объекте, а также получение новых знаний для принятия организационных и управленческих решений. Основанием для масштабной обработки данных является формирование этих связей на стадии обработки информации об изъятых при производстве следственных действий следах. Результатом такой обработки является формирование следовых комплексов, состоящих из следовых групп и имеющих отношение к одному событию преступления. В случае обработки следовых комплексов необходимо устанавливать связи между следовыми комплексами, имеющими отношение к разным преступлениям, но совершенным одним (одними) лицами или с использованием одного и того же орудия преступления. Данная работа должна производиться на стадии формирования криминалистических учетов. Общность выстраивается за счет единой системы признаков, которые находят отражение при формировании учетных единиц в виде реквизитов.

Степень разрозненности информации в разных информационных ресурсах критична по следующим причинам:

  • потеря достоверности информации в информационных ресурсах;
  • нарушение порядка и сроков постановки объектов и информации о них на учет, а также сроков снятия ее с учета;
  • невозможность передачи информации из нескольких массивов в единую оболочку, неконвертируемость информации и баз данных;
  • не реализованы аналитические и интеллектуальные алгоритмы обработки информации;
  • построение системы криминалистической регистрации на единстве частных элементов этой системы и отдельных учетных единиц как предмета обработки.

В современных условиях имеется возможность реализации эвристической, аналитической, синтетической и распределительной функций. При этом каждая из функций предоставляет новые возможности в части обработки информации, в т. ч. хранимой в информационных системах правоохранительных органов.

Эвристические функции - использование информации в новых целях и при условии расширения перечня решаемых задач. В реализации данной функции необходимо использовать заранее определенную терминологию.

Аналитические функции нацелены на обработку полученной информации, хранимой в информационных системах. Необходимы категорирование (кластеризация), систематизация и кодирование информации, классифицированной и распределенной по различным группам. Аналитическая функция также имеет целью решение идентификационных задач на основе признаков объектов путем их сравнения.

Синтез в работе информационных систем представляет собой соединение отдельной информации для получения нового знания, которое в дальнейшем будет использоваться в раскрытии и расследовании преступлений. В процесс синтеза вовлечена информация об объектах, лицах, уголовных делах. Такую информацию целесообразно представлять в виде диаграмм, графических зависимостей.

Распределительная функция позволяет предоставлять информацию пользователям, субъектам правоохранительной и правоприменительной деятельности с учетом приоритетов доступа. Важной характеристикой является оперативность доступа в режиме реального времени.

Сегодня учетно-регистрационные системы различных государств развиваются по пути интеграции информационных ресурсов. Взаимный многосторонний обмен информацией - это обязательное условие нормального функционирования системы информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений.

Ценность представляют аппаратно-программные комплексы, позволяющие в автоматизированном режиме осуществлять поиск, анализ и получение информации в структурированном, удобном для восприятия виде. Удобство предусматривает представление результатов анализа в графической форме или в табличной структурированной форме, компоновку документов, с которыми предстоит работа.

Поскольку объекты и лица связаны с различными эпизодами преступления, а впоследствии и с материалами уголовного дела, то задача субъекта расследования и самой программы - установить эти связи через события и процессуальные документы. Система связей между объектами, преступными эпизодами и процессуальными документами устанавливается по общности свойств объектов, ключевым словам, реквизитам (кодам), пространственно-временным параметрам или по искусственно созданным маркерам. Организация связи объектов регистрации может быть реализована через создание единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации. Информационные системы органов внутренних дел в большинстве своем организованы на основе web-технологии с единым центром обслуживания (ГИАЦ МВД России) или на основе логически независимых локальных фрагментов. Обмен данными между локальными массивами производится через центральный сервер или посредством внешних носителей. Очевидно, что такие системы не могут составить основу единой системы. Объясняется это логической, алгоритмической и транспортной разделенностью материального и информационного потоков в канале обмена информацией. Для обеспечения непрерывности материального и информационного потока в системе криминалистической регистрации разработан алгоритм прохождения потоков, позволяющий провести интеграцию отдельных учетных единиц в различных информационных ресурсах единой системы криминалистической регистрации. [2]

Используемые сегодня довольно широко web-технологии имеют существенные преимущества в плане коммуникации и удаленного доступа к информационным ресурсам. Однако применительно к функционированию системы криминалистической регистрации такое решение не является приемлемым по следующим причинам:

  • адресность формируемых запросов не позволяет провести полный поиск, поскольку заранее неизвестно, в каких информационных ресурсах и системах может храниться интересующая нас информация;
  • вся информация сосредоточена в одной базе, тогда как основная ее часть может не представлять интереса;
  • большое количество клиентов повышают требования к мощности web-серверов и пропускной способности каналов связи;
  • невозможность синхронизации территориально распределенных баз данных и обеспечение максимального быстродействия единой системы;
  • невозможность обеспечения целостности и непротиворечивости хранящейся в базах данных информации.

Оптимальным решением данной задачи является создание единой телекоммуникационной системы, созданной на основе структурированных баз данных под управлением системы управления базами данных (СУБД). Такие базы данных отвечают требованиям формализованного хранения, представления данных и обеспечения их целостности.

Для создания единой системы криминалистической регистрации требуется выполнение следующих условий: копирование данных по направлению от местных к федеральным учетам; построение функциональной модели синхронизации локальных сегментов системы с одной точкой доступа. Таким образом, внесенные изменения должны передаваться во все массивы системы.

Системы удаленного доступа обеспечивают обработку небольшого количества пользователей в силу того, что необходима постоянная готовность технических каналов связи и большого количества активных соединений, а также имеются ограничения на размер распределенного запроса к данным.

Единая территориально распределенная информационная система представляет собой связанную совокупность упорядоченных локальных баз данных за счет построения иерархии автоматизированных информационных массивов, контроля и фиксации каждого сеанса обращения к системе, отражения в базах данных координат пользователя и выбора кратчайшего маршрута доставки/получения информации.

Итогом таких преобразований являются получение возможности распределенного хранения информации, управление обработкой информации через центральную базу данных и автоматической синхронизации локальных баз данных, контроль всех обращений и доставка информации кратчайшим путем.

Основными свойствами распределенной базы данных являются:

  • изменения информации в одном из элементов единой базы данных вносятся в связанные с ним базы данных;
  • доставка изменений в связанные базы данных;
  • наличие служебной управляющей информации (метаданных), обеспечивающей синхронизацию в единой базе данных, составляет с исходной (предметной) информацией единое целое. Управляющая информация обеспечивает оценку актуальности данных в любом звене системы.

Основной организационной формой единой базы данных является иерархическая структура. Каждая локальная база содержит модель иерархической структуры единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации. Каждая запись в системе имеет уникальный идентификатор - реквизит, связанный с описанием объекта учета и объекта регистрации в интегрированных банках данных. Реквизит генерируется автоматически и содержит данные об источнике поступления первичной или корректирующей информации. Это описание хранится как в локальной базе, так и ядре системы.

Таким образом, сегодня необходим концептуально иной подход к формированию и использованию информационно-аналитических ресурсов и резервов, заключенных в системе криминалистической регистрации. В решении задачи объединения требуется создание единого кадастра, который, с одной стороны, способствовал бы упорядочению всех действующих учетов с перспективой появления новых (в т. ч. инициативных учетов), а с другой - обеспечил бы объединение информационных ресурсов в единый информационно-аналитический контур. При этом управление рабочими станциями в регионах должно обеспечиваться централизованно через информационные подразделения системы МВД России.

 



Список литературы:

  1. Котельникова Д. В. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: ПАЛИТРА-М, 2008. ‒ 57 с.
  2. Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. – М.: Академия управления МВД России, 2012. ‒ 9 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: