» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Жуков Александр Иванович, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Аналитическая деятельность в рамках предварительного расследования

Статья просмотрена: 287 раз
Дата публикации: 3.06.2018

УДК 34.343

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Жуков Александр Иванович

магистрант, факультет подготовки специалистов для судебной системы,

кафедра уголовно-процессуального права,

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

Российский государственный университет правосудия, г.Нижний Новгород

 

Аннотация. В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с расследованием. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса аналитической деятельности в рамках предварительного расследования.

Ключевые слова: аналитическая деятельность, расследование, предварительное расследование, следователи, процессуальное законодательство.

 

Предварительное расследование считается главной формой расследования преступных деяний, изначальный срок ведения которого определяется в процессуальном законодательстве. Следователь выявляет ход расследования уголовных дел и принимает из-за этого определенное решение. Решение будет оформлении в форме постановлений, вызывающие конкретные процессуальные последствия и считаются обязательными для выполнения, как самим следователем, так и участниками процедуры уголовного разбирательства. [1]

Предварительное расследование является урегулированной уголовным и процессуальным законодательством работой специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по определению фактических обстоятельств преступных деяний, виновности гражданина, его совершившего, привлечению его к ответственности по УК РФ, защите нарушенных противоправным действием прав и свобод личности, интересов общества и государства по закону, ограждении от необоснованного обвинения и реабилитации любого невиновного. Расследование уголовных дел будет относиться к предварительному расследованию.

Работа органов предварительного следствия регламентируется уголовным и процессуальным кодексом, исходя из которого, они разрешают другие главные задачи:

1.                  Раскрытие преступного деяния.

2.                  Установка и изобличение каждого обвиняемого.

3.                  Полное и объективное расследование уголовного процесса.

4.                  Поиск и оформление доказательной основы, как уличающей, так и оправдывающей виновного.

5.                  Создание обвинения исходя из требований законодательства.

6.        Следование интересам и правовым основам каждого участника процесса при расследовании уголовного дела.

7.            Принятие мероприятий по возмещению финансового ущерба и устранение отрицательных последствий от неправомочного действия.

8.                  Профилактика причин и условий, которые способствуют осуществлению противоправного действия. [2]

Предварительное следствие оканчивается составлением обвинительного заключения, или постановлением о перенаправлении дела в судебный орган, для рассмотрения вопроса об использовании принуждающих мероприятий медицинского характера, или постановлением о прекращении дела, или постановлением о прекращении дела с направлением материалов к судье для использования мероприятий административного взыскания.

Главным методом собирания и проверки доказательств в стадии предварительного расследования считается производство следственных действий.  Следственные действия являются производимыми в строжайшем соответствии с законом операции, которые направлены на обнаружение, закрепление и проверку доказательной базы.

Правом осуществлять следственные деяния обладает лишь лицо, в производстве которого располагается уголовное дело, а также надзирающий прокурор. По поручению следователя конкретные следственные действия по делу, которое находится в производстве, способны производить органы дознания или иные следователи. Следственные деяния реально осуществлять только после возбуждения уголовного дела. Исключения составляют только для просмотра места преступления, освидетельствования и назначения экспертизы, которые способны производиться до возбуждения уголовного дела. [3]

К следственным действиям стоит отнести:

1.                  Допрос.

2.                  Очную ставку.

3.                  Осмотр.

4.                  Освидетельствование.

5.                  Обыск.

6.                  Выемка.

7.                  Предъявление для опознания.

8.                  Эксперимент следствия.

9.                  Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления, их осмотр.

10.               Контролирование и запись разговоров.

11.               Проверка показаний на месте.

12.               Назначение и осуществление экспертных мероприятий.

Также в период следственных действий обязаны приниматься мероприятия к охране собственности, государственной тайны, а также к неразглашению данных об интимных сторонах жизни лиц, которые в них участвуют. Подобные следственные действия, как освидетельствование, обыск, выемка, экспертиза, эксгумация осуществляются на основе постановления следователя. Для осуществления иных действий следствия написание постановления не нужно. Ход и результаты любого следственного деяния фиксируются в определенном протоколе.

При осуществлении следственного действия способен участвовать специалист, которым может быть любое, не заинтересованное по исходу дела лицо, имеющее специальные познания в определенной сфере. Помимо этого, следователь может привлекать к участию в расследовании оперативных сотрудников, о чем делается определенная отметка в протоколе. [4]

Когда существует недостаточная ясность или полнота заключения эксперта, а также при появлении новых вопросов по отношению к ранее анализируемым обстоятельствам может назначаться дополнительная судебная экспертиза, осуществление которой будет поручено тому же или иному эксперту. Когда появляются сомнения в обоснованности заключения эксперта или есть противоречия в выводах эксперта, по таким же вопросам может назначаться повторная экспертиза, производство которой будет поручено иному эксперту.

Итоги осуществленных экспертом исследований будут оформлены заключением эксперта, дающееся в письменной форме и подписывающееся экспертом. В заключении обязаны указываться: дата, время, место и основания производства экспертизы суда, должностное лицо, которое назначило судебную экспертизу, данные об экспертном учреждении и ФИО эксперта, его образование, стаж работы, ученая степень. [5]

Таким образом, для осуществления собственных задач органы предварительного расследования наделены законодателем специализированными полномочиями, которые чаще всего перечисляются в УПК. Их работа состоит в основном в сборе доказательств виновности гражданина в осуществлении преступного деяния. Когда органами предварительного расследования собираются доказательства вины лица, то данные органы, написав собственные выводы в обвинительном заключении, направляют каждый материал дела с помощью надзирающего за законом расследования прокурора в судебный орган, который окончательно решает вопрос о вине лица в осуществлении противоправного действия и назначает меру наказуемости.  [6]

Для осуществления полноценной оперативной деятельности в рамках российского законодательства, правоохранительные деятели имеют право делать запросы в вышестоящие оперативные органы. Среди них на первом месте выступает ФСБ. Для расследования преступлений в масштабах всего государства, а также при ведении международной деятельности запросы в ФСБ  становятся неизбежностью.

Предварительное расследование, таким образом, - это наиболее сложная задача, которую осуществляют следователи разного уровня. Следственный комитет РФ – это основной следственный орган в стране, который занимается распутыванием преступлений против человека и личности.

Эксперты разделяют эти два понятия, как на уровне международного права, так и в системе социальных особенностей формирования прав и свобод. В рамках данной статьи мы не можем также не освятить проблематику расследований экономических преступлений лиц, которые находятся в федеральном или в международном розыске. Кроме того, расследование наиболее запутанных преступлений является задачей организаций федерального значения органов ФСБ России. В отдельных случаях расследование особо тяжких преступлений возлагается на плечи Интерпола. Данная структура формирует комплекс правовых механизмов, которые связаны с российским законодательством. То есть Интерпол и ряд его иных структурных подразделений входят в единую международную сеть для раскрытия преступлений в таких сферах деятельности как:

1.                  Злоупотребление доверием.

2.                  Бандитизм.

3.                  Экстремизм.

4.                  Воровство в особо крупных размерах.

5.                  Деятельность, связанная с созданием организаций в сфере нарушения прав и свобод личности.

Эксперты рассматривают проблематику правонарушений и их расследований в системе аналитической деятельности. В рамках российского судебного слушания имеет место такой процесс как прецедент. На его основе расследования происходят с большей частотностью, при этом информация касательно расследования проходит процедуру проверок и пересмотра наиболее сложных моментов следственной деятельности. Нарушение норм расследований особо тяжких преступлений стало уже нормой в связи с обострившимися международными отношениями между Россией и всеми остальными странами. На практике это выражается в отсутствии желания либо возможностей иной стороны рассматривать проблематику преступления с разных точек зрения. Вербальный процесс также в таких ситуациях нарушается.

 Экспертная оценка расследований также наиболее защищена в связи с пересмотром традиционных факторов и системных анализов. Методическая и практическая сторона расследований претерпевает ряд изменений в российском уголовном законодательстве в связи с определением норм и правил в УК РФ. В случае наличия необходимости расследовать тяжкие преступления, то для этого прибегают к рассмотрению новых системных норм и правил. Скорость решения уголовных вопросов в федеральном законодательстве также играет немало важную роль. Для включения ее в перечень особо опасных с точки зрения воздействия на вербальный процесс расследования в Следственном комитете законодатели показывают всю сложность определения норм и правил. То есть важнейшими  составляющими в рассмотрении комплекса механизмов, влияющих на органы предварительного расследования, являются как раз те, которые выступают за упразднение существующих порядков. По этой причине предварительное расследование случаев противоправных деяний наталкивается как на проблемы с несовершенством российского законодательства, так и зарубежного. Второе относится в большей степени международных правовых споров, если они оказывают влияние на российские правовые интересы.

Исходя из перечисленного, можно сказать, что роль предварительного расследования довольно большая. От его быстроты, своевременности и объективности в большинстве своем зависит законность, обоснование и справедливость судебного приговора. Качественное и грамотно проведенное расследование предоставляет судебному органу возможность грамотно разбираться в существе осуществленного противоправного действия, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказуемости, а также решить каждые вопросы, которые связаны с постановлением приговора.

 



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2017. № 4. Ст. 445.
  2. Об объявлении решения итоговой коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 4 апреля 2017 г. № 183.
  3. Денисевич К. А. Информационные технологии общего назначения в деятельности следователя // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. 2012. № 1.
  4. Лукашов Н. В. Инновационные технологии оперативного управления в органах внутренних дел России // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35).
  5. Организация управленческой деятельности в органах предварительного следствия территориальных органов МВД России на региональном уровне: учеб.-практ. пособие. М., 2013.
  6. Основы автоматизации управления в органах внутренних дел: учебник / под. ред. А. П. Полежаева и В. А. Минаева. М., 2013.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: