» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Андрейчук Андрей Витальевич, аспирант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Интеллектуальное развитие детей посредством формирования информационно образовательного пространства в детском технопарке "Кванториум"

Статья просмотрена: 413 раз

УДК 37.013

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДЕТСКОМ ТЕХНОПАРКЕ "КВАНТОРИУМ"

Андрейчук Андрей Витальевич

аспирант

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

гебоксары

 

Аннотация. В статье рассмотрено влияние информационно-образовательного пространства в детском технопарке "Кванториум”, на интеллектуальное развитие ребенка. Авторами статьи отмечен механизм интеллектуального развития детей посредством формирования информационно образовательного пространства в детском технопарке "Кванториум".

Ключевые слова: информационное пространство, Кванториум, система образования, информация, интеллектуальное развитие.

 

Современный этап развития системы образования и систем образования европейских стран в частности, характеризуется невероятным количеством информации, умение получать, анализировать и использовать её, что стало насущной необходимостью. Направленность образования России в мировое осложняется отсутствием единого образовательного пространства, создание которого необходимо для дальнейшего развитие образования.

На рубеже тысячелетий образование превращается в одно из основных источников стратегического ресурсов - человеческого капитала и знаний, которые определяют общий уровень развития общества. Главным ускорителем этого развития становится информатизация образования. Анализ современного состояния систем образования европейских стран доказывают актуальность и необходимость существования и развития информационных образовательных сетей, что ныне стали неотъемлемой часть учебно-воспитательного процесса в странах мира и в России. Появление информационно-коммуникационных технологий способствует процессам открытости научного, информационного, культурного пространства, инновационной педагогической деятельности [5, с. 111]. Стремительные изменения не оставили в стороне от этих процессов и развитие ребенка. Если сравнить темпы жизни и объемы знаний ребенка нашего века и ребенка, жила 200-300 лет назад, то результаты этого сравнения не всегда будут в пользу детей третьего тысячелетия.

Наше государство придает огромное значение развитию образования, задавая цель и основные приоритетные направления.  Необходимость создания площадок, где дети в проектном формате решают задачи по перспективным научным и техническим направлениям, обусловлено современными тенденциями развития мирового сообщества - стремлением построить высокоразвитую экономику, основанную на знаниях. Для реализации проекта Агентства стратегических инициатив и Министерства образования и науки России в России создана «Новая модель системы дополнительного образования детей». Детский технопарк «Кванториум» – это площадка, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, нацеленная на подготовку новых высококвалифицированных сотрудников, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий. Задачами создания инновационных площадок интеллектуального развития и досуга для детей являются:

·                    Создать систему научно-технического просвещения через привлечение детей к изучению и практическому применению наукоемких технологий [4, с. 132].

·                    Выстроить социальный лифт для молодежи, проявившей таланты в научном техническом прогрессе.

·                    Обеспечить подготовку кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных сфер экономики России.

·                    Разработать и внедрить новейший отечественный формат дополнительного образования детей в области инженерии.

·                    Обеспечить системное выявление и сопровождение одаренных детей в инженерных науках.

В процессе формирования информационно-образовательного пространства для интеллектуального развития детей необходимо учитывать потребности различных возрастных групп [3, с. 115].  В процессе рассмотрения вышеуказанного вопроса необходимо отметить, что часто ребенок остается одиноким в так называемом человеко-машинном мире. Идеалом должно стать состояние полной гармонии в системе взаимоотношений «ребенок - машина», что вызвано образовательной парадигмой «обучение в течение всей жизни», согласно которой ребенок должен овладеть навыками самостоятельного поиска информации, самообразования, самовоспитания с целью обновления знаний в связи с быстротечным старением информации [6, с. 138]. И именно поэтому информационно-коммуникационные технологии детских площадок “Кванториум” должны быть для ребенка инструментом приобретения знаний, а не средством создания такой виртуальной реальности, при которой можно спрятаться от реалий жизни.

Учебная программа по основам компьютерных технологий в технопарке “Кванториум” направлена на ознакомление с современным программным обеспечением, периферийными устройствами. Ее освоение позволит самостоятельно и эффективно использовать комплектующие к персональному компьютеру, ориентироваться в номенклатуре вычислительной техники, выбирать тип, состав и ее конфигурацию в соответствии с конкретными требованиями. Также программа ознакомит с распространенными приложениями и служебными программами. Даст основные понятия об архитектуре персонального компьютера. Учебная программа реализуется в кружках научно-технического направления информационно-технического профиля и направлена на детей и молодежь. Целью программы является формирование компетентностей личности в процессе освоения информационных технологий. Основные задачи заключаются в формировании таких качеств: познавательная - усвоение технических и технологических знаний, представлений и понятий простых технологических процессов, конструирование в мире технологий; практическая - формирование умений и навыков работы с различными устройствами и инструментами, умение применять полученные знания на практике; творческая - приобретение опыта собственной творческой деятельности, развитие конструкторских способностей, формирование системного и логического мышления, воображения, фантазии, способности проявлять творческую инициативу, решать творческие задания; формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, потребности в творческой самореализации и духовном самосовершенствовании; социальная - воспитание уважения к труду и людям труда, бережного отношение к окружающей среде, культуры труда, формирование положительных качеств эмоционально-волевой сферы (самостоятельность, настойчивость, трудолюбие и другие), воспитание доброжелательности, общительности в отношении к другим, умение работать в коллективе. Для соблюдения требований доступности, последовательности и научности, преподавания программы базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных  учащимися при изучении таких учебных предметов как «Математика», «Физика», «Информатика» и другие. Программа предусматривает вариативность технологий, методов, форм обучения. В процессе организации учебно-воспитательного процесса применяются как традиционные технологии обучения и воспитания, так и элементы инновационных технологий (метод проектов, тренинговые технологии, формирование творческой личности, коллективного творческого воспитания, развивающего обучения и др.)

Наряду с групповыми, коллективными формами работы проводится индивидуальная работа с учащимися, в том числе при подготовке к соревнованиям и других массовых мероприятий. Создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения в соответствии с творческих способностей, одаренности, возраста, психофизических особенностей, состояния здоровья воспитанников.

Информационные технологии всегда использовались в образовании. Всестороннее развитие личности на всех ступенях учебно-воспитательного процесса зависит от содержания и качества предоставляемой обучаемому информации [7, с. 292]. Проект «Урок в технопарке», что реализуется в "Кванториуме" с 16. 01. 2017 г.  основывается на использовании предметов общеобразовательной программы и практическом использование теории. «Урок в технопарке» базируется на инновационной образовательной технологии, и направлен на поиски, подготовку и поддержку современного поколения юных исследователей с практическим опытом групповой деятельности на стыке перспективных сфер знаний.

Объем научной информации, в том числе и педагогической, каждые пять лет значительно возрастает. Сейчас в информационном пространстве образовательной сферы сложилась такая ситуация, когда почти 95% всей научной информации остается неиспользованной [1, с. 388]. Причина в том, что, прежде всего этот факт заключается в ограниченной скорости переработки информации человеческим мозгом (около 50 бит в секунду). Кроме того, существует ряд так называемых информационных барьеров (языковых, географических, политических, исторических, возрастных, социально-психологических, профессиональных, организационных и т.д.). Характерной чертой современного общества является и так называемый информационный кризис. Он охватывает как и развитие способностей человека воспринимать и перерабатывать информацию, так и создание соответствующих технических средств использования информации, дальнейшее совершенствование социальных отношений. Таким образом, можно утверждать, что перед детским технопарком “Кванториум” ставится задача по обучению детей использовать информационные процессы в различных сферах жизни, поскольку дальнейший научный прогресс невозможен без хорошей организации процессов обращения информации. Детский технопарк “Кванториум”, с одной стороны — это возрождение забытого старого, а с другой — новый механизм реабилитации науки и техники [2, с. 196].

Вывод. Таким образом, необходимо отметить, создание детских площадок “Кванториум” порождает новый вид общества, в котором интеллект становится непосредственной силой, благодаря информационному распространению через информационные сети. Знания, выявленные у высокоинтеллектуальных детей в процессе их пребывания в детском технопарке  Кванториум” могут быть использованы для развития прогресса, для улучшения и продвижения экономики и политики страны, образования и жизнедеятельности граждан. Весомую роль в этом играет информационно-образовательная среда, влияние которой имеет важное значение на вышеупомянутые процессы.

 



Список литературы:

  1. Митрофанова Т.В. Информационные технологии при организации проектной деятельности в системе дополнительного образования / Т.В. Митрофанова, С.С. Сорокин, Т.Н. Копышева // Ученые записки ИСГЗ. - 2017. - № 1 (15). С. 386-390.
  2. Панюков Д.И. Сеть технопарков «кванториум» как основа технологического рывка / Д.И. Панюков, Д.Ю. Винокурова // В сборнике: Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук. - 2017. - С. 195-196.
  3. Стоякина А.В. Роль учебно-исследовательской деятельности в развитии интеллектуальных способностей детей / А.В. Стоякина // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 114-115.
  4. Тетерева А.Д. Здоровьесберегающая технология как система воспитательно-оздоровительных, профилактических мероприятий на практических занятиях по информационным технологиям / А.Д. Тетерева, Ю.А. Арнольд // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 131-133.
  5. Татаринцева Н.Е. Развитие детей с предпосылками интеллектуальной одаренности в условиях дошкольной образовательной организации / Н.Е. Татаринцева, Л.И. Малышева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2016. - № 11. - С. 109-113.
  6. Флеров А.В. Оценка эффективности овладения информационными технологиями / А.В. Флеров // В сборнике: Наука и образование в современном обществе: вектор развития. - 2014. - С. 138-139.
  7. Шитова Т.Ф. Новые информационные технологии в образовании / Т.Ф. Шитова, В.А. Гончарова / В сборнике: Новые информационные технологии в образовании. - 2016. - С. 290-293.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: