» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Жуков Александр Иванович, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Перспективы и формы информационного взаимодействия органов внутренних дел России с международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств

Статья просмотрена: 275 раз
Дата публикации: 5.06.2018

УДК 34.343

ПЕРСПЕКТИВЫ И ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Жуков Александр Иванович

магистрант

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, факультет подготовки специалистов для судебной системы, кафедра уголовно-процессуального права,

 Российский государственный университет правосудия, г.Нижний Новгород

 

Аннотация. На текущий момент времени общепризнанно, что эффективная борьба с преступностью невозможна только без общих усилий всех участников мирового сообщества. Это обоснованно прежде всего особенностями противоправных действий, которые носят в настоящее время транснациональный характер. Так, в условиях реформирования правоохранительной системы государства проблема обеспечения ОВД РФ конституционных прав и свобод человека и гражданина формирует обязательность построения универсальных механизмов взаимодействия с полицейскими институтами других стран. Таим образом, стандарты относительно вопросов сотрудничества стран в правоохранительной сфере требуют коренных изменений.

Ключевые слова: органы внутренних дел РФ, международные правоохранительные организации, сотрудничество.

 

На текущий момент времени общепризнанно, что эффективная борьба с преступностью невозможна только без общих усилий всех участников мирового сообщества. Это обоснованно прежде всего особенностями противоправных действий, которые носят в настоящее время транснациональный характер.

Так, в условиях реформирования правоохранительной системы государства проблема обеспечения ОВД РФ конституционных прав и свобод человека и гражданина формирует обязательность построения универсальных механизмов взаимодействия с полицейскими институтами других стран. Таким образом, стандарты относительно вопросов сотрудничества стран в правоохранительной сфере требуют коренных изменений.

Для эффективного обеспечения названых прав внутригосударственных механизмов недостаточно остро стоят вопросы: создания конституционных, правовых, организационных форм накопления интернациональных инициатив в сфере правообеспечения для их реализации в контексте взаимодействия правоохранительных органов; формирования элементов претворения в международную методику деятельности правоохранительных органов международного опыта в борьбе с преступностью путем всестороннего подхода к этой проблеме.

Несмотря на то что борьба с преступностью, включая такие направления действия правоохранительных органов за границей, как гуманитарная интервенция и предоставление правовой помощи, соотносятся с процессом борьбы с международной преступностью, ОВД как элемент такого процесса - часть правоохранительной системы всего государства, которая является субъектом мирового сотрудничества в данной сфере.

Взаимодействие ОВД с полицейскими структурами в борьбе с преступностью рассматривается как правовое явление, что, несомненно, имеет научное обоснование. Категория взаимодействия является существенным методологическим принципом познания всех общественных явлений действительности. Для того чтобы выявить настоящую суть явления, необходимо раскрыть закономерности его взаимодействия с другими субъектами. [1]

Анализ юридической науки взаимодействия относительно правоохранительной деятельности всегда был связан с определением субъектов, между которыми осуществлялось данное взаимодействие. Это позволяет более детально раскрыть структуру, форму, содержание такого явления, понять природу функционирования элементов взаимодействия. Смысл последнего состоит в согласованных в пространстве и времени совместных действиях двух или более участников, которые решают общее задание и предоставляют помощь друг другу в процессе его исполнения.

Таким образом, система сотрудничества – это многосторонняя деятельность всех субъектов в разных ее проявлениях: глобальном, универсальном, целевом, государственном, ведомственном и так далее. Информационное взаимодействие ОВД с правоохранительными органами институтами СНГ, других стран мира является лишь частью этого явления.

Масштаб взаимодействия не позволяет решить стратегические задания предупреждения преступности, но правоохранительным органам отводится важная роль в разрезе борьбы с международной преступностью и сотрудничества с другими правоохранительными формациями, перед которыми стоят тождественные цели. Таким образом, под правоохранительными структурами других стран, с которыми взаимодействует ОВД, понимаются не только соответствующие МВД отдельных стран, но и вообще вся международная система субъектов борьбы с преступностью и соответственно защиты прав и свобод человека на территории других стран.

Особое место во взаимодействии по борьбе с преступностью на глобальном, универсальном и межправительственном уровнях занимают члены Международной организации уголовной полиции - Интерпола, Генеральный секретариат Интерпола и Европейская полицейская организация (Европол). Актуальна необходимость расширения взаимодействия правоохранительных органов РФ с Интерполом путем присоединения к его информационным системам пограничных, таможенных и иммиграционных служб. В рамках основного мероприятия предполагается осуществить комплекс мер по совершенствованию международного обмена информацией о преступлениях и содействию в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Актуальность и приоритет того или другого вида взаимодействия находят отражение в международно-правовой и внутринациональной законодательной системе. При этом организационные предпосылки партнерства связаны с общественной опасностью, характером и распространенностью определенных преступлений. В отличие от видов критерием определения содержания форм взаимодействия полиции с полицейскими институтами является предметное действие по реализации норм взаимных соглашений в данном направлении. [2]

Среди приоритетных форм партнерства можно определить следующие: юридическая помощь по уголовным делам; обмен оперативной, следственной и другой информацией; исполнение запросов по международному поиску; выдача лиц, совершивших криминальное преступление, привлечение их к ответственности и исполнение наказания, а также лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания в стране их гражданства или постоянного места жительства; оказание экспертных и консультационных услуг, специальных технических средств и другой материально-технической помощи; подготовка кадрового ресурса; обмен опытом работы правоохранительных подразделений; совместное изучение проблем противоправных действий, методики реального обеспечения конституционных прав и свобод граждан за границей; участие в научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах по этим вопросам.

Как показывает практика, наиболее эффективными формами практической деятельности правоохранительных органов в рамках международного сотрудничества государств - участников СНГ и других государств являются участие в создании  международных норм права в сфере борьбы с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом; проведение рабочих встреч с представителями правоохранительных организаций иностранных государств; обмен оперативной информацией; исполнение запросов общего и конфиденциального характера; проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий, а также широкомасштабных целевых специальных операций; поиск лиц, находящихся в международном розыске, их экстрадиция или депортация. [3]

Следует, что развитие и реализация основ информационного взаимодействия ОВД с правоохранительными органами других государств осуществляются в контексте борьбы с преступностью, и достижение указанных целей обеспечивается выполнением следующих задач:

  • дальнейшее консолидирование международного сотрудничества государств-участников мирового сообщества в целях борьбы с преступностью и выработка мер по их предупреждению;
  • повышение результативности взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами в первую очередь в борьбе с криминогенной составляющей;
  • развитие правовой (международно-правовой и внутригосударственной) базы участия в международном сотрудничестве;
  • совершенствование организации и координационных механизмов взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами;
  • совершенствование сбора, анализа и использования зарубежного опыта, приемлемого на современном этапе;
  • улучшение информационно-аналитического и методического обеспечения международных связей подразделений полиции России;
  • развитие информационно-технического обеспечения борьбы с международной преступностью на основе современных информационных технологий и телекоммуникационных систем. [4]

Реализация данных задач в практической деятельности органов внутренних дел с международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств поможет вывести процесс информационного обеспечения на качественно иной уровень, что в конечном счете значительно улучшит состояние профилактики, раскрытия и расследования преступлений в России.

 



Список литературы:

  1. Зуев С.В. Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью // Российский следователь. 2010. N 8.
  2. Шестакова Т.Д. К вопросу об алгоритме действий следователя при производстве по уголовному делу с иностранным элементом // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 5. С. 919 - 923.
  3. Грегер Р. Сотрудничество как процессуальная максима // Закон. 2016. N 1. С. 76 - 83.
  4. Жамкова О.Е., Юрцева И.А. К вопросу совершенствования правовой регламентации направления и исполнения запросов о правовой помощи по уголовным делам // Российский следователь. 2015. N 22. С. 18 - 21.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: