» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Иванова Татьяна Юрьевна, Магистрант
Рубрика: Искусствоведение
Название статьи: Логотип как элемент фирменного стиля
Дата публикации: 5.06.2018
УДК 74
ЛОГОТИП КАК ЭЛЕМЕНТ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
Иванова Татьяна Юрьевна
магистрант
Дальневосточный федеральный университет, г.Находка
Аннотация.
Логотип является важным элементом фирменного стиля, поскольку при знакомстве с
компанией потребитель первым делом обращает внимание на логотип. Руководители
компаний зачастую не знают правил и
особенностей разработки логотипов, требуя сделать так
как нравится им, что не всегда гарантирует успех. В статье рассматривается
решение проблемы создания логотипа предприятия как центрального элемента
фирменного стиля, представляющий собой
индивидуальный графический знак, текстовый символ или сочетание графического
знака и шрифта.
Ключевые
слова: логотип, дизайн, индивидуальность, фирменный стиль.
В становлении и развитии компании разработка фирменного стиля играет фундаментальную роль. Создавая фирменный стиль нужно учитывать, что он станет целостным образом компании, который несет в себе цели и направления дальнейшего развития предприятия. Фирменный стиль – это в первую очередь дизайн, так как потенциальный покупатель может не запомнить название марки или слоган, а вот дизайн он должен запомнить и идентифицировать с компанией, чтобы это на подсознательном уровне повлияло на его выбор.
Фирменный стиль состоит из множества разных элементов, самым интересным и выделяющимся из них является логотип. Логотип – это важнейший элемент фирменного стиля, он играет очень большую роль в узнаваемости компании и ее продукции на рынке. Хороший логотип может стать инструментом повышения эффективности рекламы, поднятия имиджа компании и оказать влияние на её восприятие в рыночной среде. Плохой логотип или его отсутствие может лишить компанию одного из важных конкурентных преимуществ – узнаваемости, а в худшем случае – лишить солидности и оттолкнуть потенциальных клиентов. Всё это может быть вызвано безвкусным оформлением и примитивным содержанием логотипа.
Термин «логотип» появился в
начале XIX века в типографике и
был синонимом термина «лигатура», то есть обозначал объединение двух или
трёх знаков типографского шрифта. Он возник на волне подъёма
производства, которая привела к росту объёмов производимой продукции,
росту экспорта и конкуренции[3].
Логотип – графический
знак, эмблема или символ, используемый территориальными
образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для
повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. [4]
Обычно разработка логотипа
проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный
этап – одразумевает
под собой детальное изучение компании, а именно ее услуг, товаров, целевой
аудитории и конкурентов, а также определяется какие
особенности компании должны быть отражены в логотипе.
2. Разработка
концепции логотипа – здесь определяете какую форму будет иметь логотип то есть будет ли он включать в себя название
компании или это будет просто символ, или сочетание символа и названия. Как
правило, отражается ни одна, а сразу несколько концепций и только потом
принимается решение.
3. Доработка
концепции и определение окончательного варианта – здесь разработка дизайна
подходит к логическому завершению, но также можно отметить, что зачастую данный
этап самый долгий, так как возможно столкновение вкусов дизайнера и заказчика.
4. Внедрение
логотипа – перед тем как внедрять логотип, его обязательно нужно
запатентовать и продумать стратегию продвижения на рынок [5].
Многие считают, что дизайн –
это несерьезно, что тратить деньги на то, чтобы кто-то придумал визуальный
комплект для товара, услуги, или мероприятия – это тратить деньги впустую.
Более того, довольно большая часть людей уверена, что они и сами являются
неплохими дизайнерами и могут сделать сайт или печатное издание не хуже, чем
профессионалы. В итоге получается не очень хорошая картина, когда такие проекты
проваливаются просто потому, что целевая аудитория не хочет разделять мнение
создателя стиля о красоте. Не имея большого опыта в разработке логотипов, можно
допустить ниже приведенные ошибки:
– не понятный
для потребителей логотип, а соответственно и деятельность компании;
– переполненный
дизайн логотипа, с лишними элементами и словами;
– ошибки
текстовой части, например, слишком большое или маленькое расстояние между
буквами, нечитаемость, использование более двух
шрифтов;
– копирование
дизайна, который в результате будет работать на более известное предприятие;
– использование
растровых изображений, что повлечет за собой потерю качества при увеличении
изображения, поэтому необходимо использовать специальные программы для создания
векторной графики.
Для избежания подобных
ошибок необходимо обратиться к профессионалам.
Графическое исполнение
логотипов можно классифицировать по трем категориям:
– графический
символ, знак;
– текстовый
символ;
– комбинированный
символ (текст и знак) [1].
Графический символ служит для
того, чтобы сделать логотип узнаваемым с первого взгляда, текстовый – это
изображение названия фирмы специально подобранным шрифтом, комбинированный
объединяет в себе графический и текстовый символы.
Впечатление, которое логотип
производит на клиентов и партнеров обычно бывает обусловлено результатом
действия трех важных составляющих:
– смысловое
значение;
– форма;
– цвет [2].
Для достижения максимально
хорошего результата заказчику логотипа нужно тщательно изучить целевую
аудиторию – это поможет дизайнеру в создании удачного логотипа, который будет
хорошо запоминаем и представит компанию в выгодном свете. При разработке логотипа
необходимо учитывать восприятие людьми определенных цветов, психологическую
реакцию на определенные символы, просчитывать комбинацию графического
изображения и шрифта.
Исходя из того, что один и тот
же знак у разных людей, в силу различного образования, опыта, круга общения,
может вызывать совершенно разные, часто противоположные ассоциации и,
соответственно, разные эмоции, то при создании логотипа следует учитывать
социальный, географический, религиозный, политический факторы и другие [2].
Первое, что необходимо учесть –
это социальная категория потенциальных потребителей. К примеру, использование
элементов эксклюзивности в продуктах первой необходимости может вызвать у
некоторой части населения чувство неприязни.
Второе, что нужно учитывать –
географический фактор. У людей, принадлежащих к разной культуре, одни и те же
символы могут вызывать разные ассоциации. Формируя логотип, следует знать, что
вызывает негативную или позитивную реакцию в определенном регионе.
Третье – это религиозный
фактор. У каждой религии есть своя символика. Если продукция компании нацелена
на представителей какой-либо религии, то имеется возможность возможно
применения соответствующей символики. К примеру, нужно обращать внимание на то,
что в некоторых шрифтах прописная буква «Ф» имеет вид креста, её использование
в логотипе может оттолкнуть людей, которые не причисляют себя к хрестианству. Политический фактор в чем-то схож с религиозным.
К другим факторам можно отнести
узкую специализацию фирмы в некоторой отрасли промышленности. Один и тот же
знак может иметь разное значение для хирурга и для программиста. Также
возрастная принадлежность, когда жизненные ценности и интересы начинают
различаться в зависимости от возраста потребителя [2].
Учитывая важную роль логотипа,
его многофункциональность, при создании к нему предъявляется целый набор
требований. Учесть все факторы сразу сложно, поэтому на первом этапе лучше
всего руководствоваться четырьмя главными принципами, которые должны
обязательно соблюдаться. В случае если логотип и фирменный стиль им
соответствует, то все остальные возможные несовершенста
можно будет исправить в процессе окончательной доработки. Без соблюдения данных
требований логотип будет обречен на неудачу.
Эти требования таковы:
индивидуальность, простота, охраноспособность,
привлекательный внешний вид [7]. Они
очень значимы, поэтому необходимо рассмотреть их более подробно.
Простота логотипа, предполагает что в логотипе
отсутствут мелкие подробные детали и множество
сложных линий. Данное требование облегчает восприятие и способствует
запоминанию логотипа.
Индивидуальность логотипа
необходима для возможности отличия одной компаниии от
другой. В настоящее время сделать логотип индивидуальным – задача трудная, так
как существует большое множество логотипов и товарных знаков. Тем не менее эта
задача осуществима, если будет выполнятся
высококвалифицированным профессионалом. Такой опыт подтверждают удачи в данной
области. По этой причине дизайнер должен
предостеречь от ошибки, в которую время от времени впадают заказчики логотипов,
требуя достичь сходства между компанией и её логотипом.
Такое требование можно
объяснить тем, что заказчик стремится к адекватности логотипа, учитывая
специфику предприятия и таким образом расчитывает на
достижение индивидуальности. Логотип является своеобразным кодом, и как известно, любому коду свойственно полное отличие
внешнего вида обозначаемого объекта от знака, его обозначающего. Построенный на
принципе сходства логотип, не сможет стать индивидуальным и эффективным в
процессе реализации всех своих функций. Нужно также отметить, что реалистичное
изображение товара не подлежит регистрации в качестве товарного знака.
Под охраноспособностью
в широком смысле понимается возможность в соответствии с действующим
законодательством зарегистрировать логотип в качестве товарного знака, тем
самым, обеспечив комплексную защиту словесного обозначения и его визуальных
элементов по нескольким классам МКТУ (Международная классификация товаров и
услуг). Только факт регистрации логотипа в качестве товарного знака превратит
результат творческой работы дизайнера в охраняемый объект интеллектуальной
собственности [6].
Привлекательный внешний вид
логотипа, товарного знака, подразумевает не только чисто графические качества,
хотя это тоже очень важно. Имеет значение и то, чтобы логотип не вызывал
каких-либо негативных эмоций в странах с разными традициями, религией и так
далее. Вместе с тем, это понятие включает способность логотипа использоваться в
разных вариациях и контекстах без потери его эстетических качеств.
Таким образом, можно сделать
вывод, что логотип должен обладать такими качествами как запоминаемость,
ассоциативность узнаваемость, индивидуальность, а также иметь привлекательное
графическое оформление. Следует учитывать такие факторы, как социальный,
географический, религиозный и политический факторы.
На логотипе нельзя экономить,
ведь он является визитной карточкий предприятия.
Разработка качественного логотипа требует много времени, а значит и дорого
стоит. Считать логотип простой картинкой нельзя, он играет важную роль в
системе брендинга компании, и является инструментом,
помогающим выделится среди конкурентов.
Несмотря на то, что логотип
является лишь составной частью фирменного стиля наряду с другими, однако именно
логотип можно по праву назвать основой фирменного стиля, его главной составной
частью.
Список литературы:
- Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: введение в философию дизайна. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. 350 c.
- Давыдова О.В Шрифтовые композиции. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 19 с.
- Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. – М.: Инфа-М, 2003. 316 c.
- Зимин В. Логотип – это просто! Пошаговая инструкция с иллюстрациями: от идеи до реализации. – М.: Издательские решения, 2017. 74 с.
- Патернотт Ж. Разработка и создание логотипов и графических концепций. – М.: Феникс, 2012. 160 с.
- Семенов В.Б. Товарный знак: битва со смыслами. – СПб.: Питер, 2005. 256 с.
- Фирменный стиль. Элементы, цели и задачи // http://lektsii.com: сайт лекций. 2015. URL: http://lektsii.com/2-36411.html (дата обращения: 15.05.2018).
Комментарии: