» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Ефремова Мария Владимировна, Студентка 4 курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Феноменология и гендерные особенности проявления решительности.

Статья просмотрена: 403 раз
Дата публикации: 6.06.2018

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ

Ефремова Мария Владимировна

студентка 4 курса

Елабужского института Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», глабуга

 

Аннотация: В статье рассматривается феноменология и гендерные особенности проявления решительности. Настоящим исследованием автор показал, что подростки с маскулинным гендерным самосознанием более решительны, чем представители андрогинного и феминного типа и для подростков с феминным гендерным самосознанием более свойственна решительность в принятии ответственности на себя.

Для достижения поставленной цели нами были реализованы следующие задачи:

1.         Проанализировано понятие «решительность» и «гендер» в научной литературе;

2.         Рассмотрены особенности подросткового возраста и особенности их влияния на развитие воли и решительности в данном периоде;

3.         Подобран диагностический материал и сформирована выборка для исследования;

4.         Проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления решительности в подростковом возрасте.

Изучение особенностей развития и представлений учащихся о решительности в этом возрасте поможет в дальнейшем в установлении более близких контактов с учащимися, а так же откроет новые возможности для коррекционной работы, направленной на развитие решительности в подростковом возрасте.

Ключевые слова: подростки, гендер, решительность, гендерный тип, проявление решительности.

 

Подростковый возраст представляет из себя наиболее сложный период наравне с другими детскими возрастами, так как в этот период происходит  становление личности. Ярким отличительным признаком данного периода являются фундаментальные изменения, которые осуществляются в сфере Я-концепции подростка, имеющее огромное значение при становлении подростка личностью, а также для его последующего развития.

Проблема решительности школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн [2, c. 211],  Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни [1, c. 115] и др.

Актуальность данного исследования состоит в том, что особенно важную роль решительность играет в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте происходят стабилизация качеств личности и развитие волевой саморегуляции. Однако большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, была выполнена без учёта гендерного аспекта этой проблемы. Проблема гендерных различий в проявлении решительности, как одной из основных составляющих волевой регуляции, остаётся в психологии малоисследованной. В частности, отсутствуют данные о гендерных различиях воли в подростковом возрасте. Это определило тему нашего исследования и обусловило постановку цели и задач.

Проведенное исследование полностью раскрыло цель работы – выявление гендерных особенностей проявления решительности в старшем подростковом возрасте.

На основе работ по исследованию волевого поведения человека, можно выделить несколько волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления: самостоятельность, целеустремлённость, смелость, дисциплинированность, решительность, выдержку, настойчивость, мужество [4, c. 145]. Процесс полового созревания приходящийся на подростковый возраст заметно влияет и изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), из-за чего происходит изменение волевой сферы[5, c. 215] .

 Для достижения поставленной цели нами были реализованы следующие задачи:

1.         Проанализировано понятие «решительность» и «гендер» в научной литературе;

2.         Рассмотрены особенности подросткового возраста и особенности их влияния на развитие воли и решительности в данном периоде;

3.         Подобран диагностический материал и сформирована выборка для исследования;

4.         Проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления решительности в подростковом возрасте.

Таким образом, целью нашего исследования являлось выявление гендерных особенностей проявления решительности в старшем подростковом возрасте. Объектом исследования стали подростки 14-15 лет.

В ходе исследования было выявлено, что большая часть опрошенных нами учеников (57,8% – 33 человека) обладают наиболее выраженной степенью андрогинности. Причем девушки и юноши практически в равном соотношении. Это означает, что ученикам данной группы присущи как мужские, так и женские черты в равных позициях. Данные результаты объясняются тем, что в современном мире рушатся полоролевые стереотипы, которые являются основой для восприятия подростков друг друга как противоположного пола. Так же немаловажным является факт подросткового возраста наших респондентов. Переход к интимно – личностному общения, необходимость доказать взрослым о своих правах требует комбинацию качеств мужественности и женственности. Девушек с феминной идентификацией –  12 человек (21%), из юношей только 1 представитель – 1,7%. Это все можно обусловить стремлением девушек в подростковом возрасте выглядеть более привлекательной для лиц противоположного пола. Феминность у ученика мужского пола можно охарактеризовать чрезмерной инфантильностью в данном возрастном периоде. В группе с маскулинной 2 девочки и 10 мальчиков, 3,5% и 17,6% соответственно.

По шкале решительности и смелости абсолютное большинство респондентов продемонстрировали высокий уровень – 68,4%, 29,8% –  средний уровень, и лишь 1 человек (1,8%) продемонстрировал низкий уровень. Высокая степень решительности связана с подвижностью возбуждения и с преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации — и с сильной нервной системой.

В данной выборке у подростков решительность находится на достаточно высоком уровне, что подтверждается результатами по методикам Н.Е. Стамбуловой «Решительность, смелость» и И.П. Ильина «Шкала робость – стеснение».

Из ключевых особенностей выявлено, что критерий «отсутствие страха для принятия на себя ответственности за решение» большая часть респондентов (18,75%) выделяют в качестве лидирующего качества и приоритетного для себя. Также, выделим, что 56,25% учащихся определяют данное качество для себя значимым и ставят в первую половину списка (1 – 5 место). Стоит отметить, что большинство представителей с феминным психологическим полом – 87%, отметили это качество наиболее значимым для решительного человека, а также при обсуждении развивали мысль о том, что именно ответственность за принятие решения необходимо воспитывать в себе с младшего подросткового возраста.

При проверке полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента, нами были получены данные, о существенных различиях в уровне  решительности у представителей маскулинной и феминной идентификации, с высоким уровнем значимости (р = 0,01).

Таким образом, нами была доказана гипотеза о том, что подростки с маскулинным гендерным самосознанием более решительны, чем представители андрогинного и феминного типа и для подростков с феминным гендерным самосознанием более свойственна решительность в принятии ответственности на себя.

Изучение особенностей развития и представлений учащихся о решительности в этом возрасте поможет в дальнейшем в установлении более близких контактов с учащимися, а так же откроет новые возможности для коррекционной работы, направленной на развитие решительности в подростковом возрасте.



Список литературы:

  1. Вербин С. Наука принятия решений. – СПб.: Питер, 2012. – 154с.
  2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012 г. - 560 с.
  3. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2011. - с.114-254.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - Кн. 1: Общие основы психологии. 2014 г. - 688 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: