» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Сарычева Анастасия Робертовна, студентка
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Вопросы прекращения уголовного дела и уголовного преследования при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Статья просмотрена: 453 раз
Дата публикации: 7.06.2018

ВОПРОСЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Сарычева Анастасия Робертовна

студентка

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»,

г. Нижний Новгород

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с прекращением уголовного дела и уголовного преследования при производстве по уголовным делам в  отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, прекращение уголовного дела, прекращение уголовного преследования, принудительные меры воспитательного воздействия.

 

Основания для прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего могут быть как общими, так и специальными, которые применяются только в отношении несовершеннолетних.

 Нужно обратить внимание на тот факт, что в случае применения общих оснований для освобождения от ответственности и наказания, рассматриваются и особенности привлечения к ответственности несовершеннолетних лиц.

Лицо, не достигшее совершеннолетия, может освобождаться от ответственности в связи с деятельным раскаянием, согласно ст. 75 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ), а также в связи с примирением с потерпевшей стороной, в соответствии со ст. 76 УК РФ.

Данные основания не подразумевают каких-либо исключений из общих правил. Если несовершеннолетнее лицо освобождается от уголовной ответственности или наказания в связи с окончанием срока давности, то необходимо обратить внимание на то, что имеются особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Так как, в соответствии со ст. 94 УК РФ, к несовершеннолетним сроки давности сокращены наполовину. [2]   

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» №162-ФЗ законодатель внес изменение и в условия применения условно-досрочного освобождения (далее по тексту УДО) несовершеннолетних от наказания. Таким образом, теперь чтобы получить УДО обвиняемому или подозреваемому нужно относиться к лицам которые совершили преступление в несовершеннолетнем возрасте или были осуждены к лишению свободы уже после того, как отбыли не менее 1/3 срока наказания, которое было назначено судом за преступление небольшой, средней тяжести или тяжкое преступление, а также в случае если отбыто наказание не менее 2/3 от срока за особо тяжкое преступление. К гражданам, которые еще не достигли возраста 18 лет, также как и к совершеннолетним преступникам можно применять амнистии и помилование.

Однако, помимо общих видов освобождения от уголовного наказания в законодательстве применяются, специальный виды. Они используются только в отношении тех лиц, которые не достигли возраста 18 лет.

Согласно ч. 1. ст. 90 УК РФ, несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести имеет право на освобождение от уголовного наказания, в том случае если в отношении него признают возможность исправления с применением мер принудительного характера в рамках воспитательного воздействия.  

В России воспитательные меры могут выступать как альтернатива уголовной ответственности или как способ ее реализации. Решение данной проблемы невозможно без использования исправительно-воспитательного потенциала всех уголовно-правовых граней, которые предусмотрены для лиц, совершивших до достижения 18-летнего возраста общественно опасные деяния, которые запрещены уголовным законом Российской Федерации.

Объективно признаться, что проблема преступности не достигших совершеннолетия, считается общественно-законной, в соответствии с этим, ее разрешение допустимо только посредством использования комплекса мер, из числа которых в первом плане выступает не наказание с его усмирительным влиянием, а уголовно-правовые меры, сменяющие его.

Многие ученые имеют схожесть в суждении, они полагают, что основными целями мер воспитательного воздействия считается исправление несовершеннолетних правонарушителей и предотвращение совершения ими новых правонарушений.

Таким образом, меры воспитательного воздействия, используемые в отношении не достигшего совершеннолетия преступника, обязаны посодействовать, создать положительные качества личности, почтительное отношение к людям, собственности, окружающей среде, а также помочь подростку освободится от пробелов и недостатков воспитания.

Существуют следующие меры воспитательного воздействия:

-           предупреждение;

-           передача под контроль родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа;

-           возложение обязанности загладить причиненный вред;

-           ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних. [3]

Как отмечалось выше, к мерам можно отнести помещение несовершеннолетних в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления воспитанием, какие считаются эффективным орудием общественной помощи несовершеннолетних правонарушителей.

Практическая деятельность демонстрирует то, что направление не достигших совершеннолетия подростков в специализированные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа предоставляет положительные итоги. Основными задачами данных учреждений считается социальная и психическая помощь молодым людям, корректировка их действия, формирование обстоятельств с целью получения образования, высококлассной подготовки.

В данных организациях закрытого типа в согласовании с законодательством об образовании, по решению суда могут быть размещены не достигшие совершеннолетия в возрасте от 11 вплоть до 18 лет, имеющие необходимость в специальных условиях обучения, преподавания и вызывающие особого преподавательского расклада в случае если они:

-           никак не подлежат уголовной ответственности, это значит, что к времени совершения общественно опасного действия никак не достигли возраста, с которого начинается уголовная ответственность;

-           достигли определенного законодательством возраста, однако никак не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что из-за отставания в психологическом формировании, никак не связанного с психологическим расстройством, в период совершения социально опасного действия, никак не имели возможность в абсолютной грани понимать реальный характер и общественную угрозу собственных действий (бездействий) или управлять ими;

-           осуждены за осуществление правонарушения средней тяжести либо тяжкого правонарушения, а также освобождены судом от санкции с использованием понудительной меры воспитательского влияния.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об основах системы и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для данных категорий не достигших совершеннолетия, учтена единая тенденция в специализированное учебно-воспитательское учреждение закрытого типа, необходимость несовершеннолетнего в специальных условиях обучения, потребность в особом преподавательском раскладе.[4] В таком случае, с целью использования данной меры к не достигшим совершеннолетия, свершившим преступления и выпущенным от наказания в соответствии с ч. 2. ст. 92 УК РФ, определены два добавочных условия.

В первом случае, они имеют все шансы быть освобождены от наказания с направлением в специализированное учебно-воспитательские организации закрытого типа только в случае неодобрения из-за осуществление преступления средней тяжести либо тяжкого преступления, тогда как направление в спецучилища молодых людей, осуществивших социально опасное действие вплоть до совершения возраста уголовной ответственности, никак не находится в зависимости от категории, к каковой данное действие должно быть отнесено.

Во втором случае, их помещение в подобные организации допустимо только в режиме смены назначенного несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы.

Согласно с ч. 6 ст. 88 УК РФ не достигшие совершеннолетия, совершившие преступления небольшой и средней тяжести в возрасте 16 лет в первый раз, другим не достигшим совершеннолетия, свершившим общественно опасное деяние незначительной тяжести первый раз, наказание в виде лишения свободы никак не может быть назначено. [1]

Отсюда появляется парадоксальная обстановка - подросток в возрасте 11- 13 лет, который совершил общественно опасное действие, включающее черты состава преступлений незначительной тяжести, направляется в спецучилище закрытого типа, а свершивший в возрасте 14-16 лет, в том числе преступное действие средней тяжести - нет. Нормы о направленности в специализированные учебно-воспитательские учреждения закрытого типа лиц, не достигнувших возраста уголовной ответственности, обязаны содержаться в Общей части УК РФ, так как законной причинной использования мер воспитательного характера считается осуществление преступления или общественно опасного действия, запрещенного Особенной частью УК РФ.

Цели наказания должны быть достигнуты только в случае исполнения вердикта, установленного во взаимоотношении лиц, осуществивших противозаконное деяние.[5]

В законе никак не учтена система, позволяющая добиться выполнения наказаний. Является то, что в данном случае, принимая во внимание возрастные черты субъектов правонарушения, для достижения цели исправления возможно применение альтернативных мер.

Для наиболее успешного использования мер воспитательного влияния нужна подготовка грамотных профессионалов абсолютно во всех структурах, имеющих отношение к следствию, выполнению судебных дел.

Подобные эксперты должны быть не только в судах, подразделениях и комиссиях, но и они обязаны быть в прокуратуре и адвокатуре.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что институт принудительных мер воспитательного воздействия имеет необходимость в совершенствовании, то есть имеется потребность в законодательном закреплении целей принудительных мер воспитательного влияния, расширении оснований с целью использования и режима выполнения данных граней, восстановлении учреждении социальных педагогов.

Нужна значительная деятельность согласно квалификации сотрудников абсолютно во всех структурах, имеющих подход к следствию, обсуждению уголовных дел в взаимоотношении не достигших совершеннолетия и выполнению судебных заключений.

 



Список литературы:

  1. Давыденко А.В. Актуальность применения в российском судопроизводстве института медиации в отношении несовершеннолетних. // Российская юстиция. 2016. № 2. - С.54.
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63 - ФЗ (принят Государственной Думой 24.05.1996) (ред. от 23.04.2018) (с изм. от 25.04.2018).
  3. «Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174 - ФЗ (принят Государственной Думой 22.11.2001) (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.06.2018).
  4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 07.06.2017 № 109 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации - 28.06.1999 № 26. - ст. 3177.
  5. Фильченко А.П. Принудительные меры воспитательного воздействия - форма реализации уголовной ответственности // Актуальные проблемы рос. права. 2014. № 3.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: