» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Нарыкова Галина Валентиновна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Детская субкультура как педагогический феномен

Статья просмотрена: 252 раз
Дата публикации: 7.06.2018

УДК 373

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Нарыкова Галина Валентиновна

канд.пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Пермский государственный научный исследовательский университет, г. Пермь

 

Аннотация.В статье рассматривается детская субкультура как педагогический феномен, ее специфика и функции. Ее компоненты влияют на развитие ребенка как личности, на становление его детской картины мира, учат его философствовать, видеть проблемы и прогнозировать их решение. Содержание детской субкультуры может меняться от возраста и гендерных различий.

Ключевые слова: детская субкультура, содержание, компоненты, гендерные различия, функции детской субкультуры.

 

Межличностные отношения начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. В это время они представляют уже целостную структуру с внутренней организацией и динамикой развития. В старшем дошкольном дети начинают понимать необходимость взаимодействия. Они осознают позицию «мы». Общение со сверстниками начинает значительно влиять на развитие ребенка как личности, что проявляется прежде всего во взаимоотношениях со сверстниками, где ребенку приходится соблюдать определенные правила поведения по отношению к товарищам, правила общения, адаптировать их к конкретным ситуациям. Все это способствует развитию коммуникативных умений и навыков, формированию устойчивых взаимоотношений между детьми, появлению определенной субкультуры.

Выделяют следующие виды субкультур:

-           возрастная субкультура (детская, подростковая, субкультура пожилых людей и т.д.);

-           профессиональные субкультуры (педагогов, медицинских работников, представителей культуры и искусства, юристов и т.д.);

-           территориальные субкультуры (дворовые, сельские, городские и т.д.);

-           предметно – опосредованные (фанаты эстрадных звезд, спорта, коллекционеры, члены клубов по интересам и т.д.) [2].

Детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ освоения взрослого социального мира, способ самоутверждения в нем. В процессе приобщения к детской субкультуре дошкольной образовательной организацией целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развитию умений ребенка войти в детское общество. Тем самым активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира взрослых и сверстников дает возможность детям приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои интересы, предпочтения, корректировать и формировать собственную систему ценностей. Признаки детской субкультуры проявляются в возрастной субкультуре. П. Усова отмечает, что к 4,5-5 годам в ДОУ уже можно наблюдать довольно самостоятельные сообщества детей с нормами и правилами поведения, игровыми традициями [4].

В содержание детской субкультуры входят традиционные детские игры, фольклор и смеховой мир, детская магия и ритуалы, религиозные, эстетические представления, детское философствование.

Посредством включенности ребенка в детскую субкультуру, у него активно начинает формироваться свой собственный мир. В этом ему помогают:

-           колыбельные песни, прибаутки, потешки, которые имеют большое значение для самых маленьких детей; своим содержанием знакомят ребенка с простейшей моделью устройства мира, раскрывают семейные принципы, формируют доверие к близкому окружениюи к миру в целом;

-           обзывалки, выполняющие оберегательную функцию, высмеивающие жадность, ябедничество, отговорки на дразнилки, когда ребенок может отстоять себя с помощью словесной самозащиты; при этом формируется эмоциональная устойчивость, самообладание;

-           предметы собственных ценностей (детское собирательство, разнообразные коллекции, секреты, тайники), позволяющие ребенку ощутить себя в мире [3].

Содержание детской субкультуры с возрастом может меняться. Так в 4-5 лет дети в большей степени обращаются к жанрам фольклора, а в 5-7 лет используют в основном стихотворный жанр и жанр правового быта.

В детской субкультуре имеют место и гендерные различия. Причем, мужское и женское начинает различаться еще в младенческом возрасте, когда детям подбирают одежду, игрушки.

 Исследования убедительно доказывают, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста разная культура взаимодействия, общения, свой набор правил. Посредством речи девочки поддерживают дружеские взаимоотношения, а мальчики используют речь для самоутверждения, повышения собственной значимости [5].

Мальчики и девочки по-разному выстраивают игровое пространство. Субкультура игры у мальчиков и девочек существенно различаетсяевочки, как правило, объединяются в малые группы, играют на небольшой территории, оберегают свое пространство от мальчиков, не претендуют на их территорию.Они не против участия в их играх взрослых. Мальчики, напротив, играют большим составом, занимают во время игры значительное пространство, не допускают вмешательства взрослых, довольно агрессивны к вмешательству в их игры девочек.

Анализируя компоненты детской субкультуры, можно увидеть, что она выполняет разнообразные функции, способствует удовлетворению основных потребностей детей в межличностных отношениях, помогает их социальной адаптации. В.В. Абраменкова выделяет ряд функций детской субкультуры: социализирующую, психотерапевтическую, культуроохранительную, функцию самореализации, прогностическую.

Посредством субкультуры ребенок в группе сверстников приобретает социальные знания и умения, социализируется в обществе. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности детей, в том числе, и потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях. Поэтому детская субкультура может рассматриваться как важнейший фактор социализации детей дошкольного возраста, как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп.

Детская субкультура помогает ребенку определить возможности своего потенциала, предлагает ему определенный набор направлений для самореализацииазвивая ребенка, взрослые, как правило, следуют принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному». Детская субкультура, в отличии от этого, определяет зону вариативного развития ребенка, готовит его к решению проблем в нестандартных ситуациях [1].

Естественными психотерапевтическими средствами для ребенка может стать детский фольклор, основанный на страшилках. Это для детей своеобразный тренинг-защита боязни темноты, тревожности, привидений, разных бабаек. Дразнилки, отговорки способствуют формированию у детей коммуникативных навыков, являются тренингом владения собой и т.д. Эти элементы дают ребенку «психологическое укрытие», защищают его от воздействия взрослой субкультуры.

Современное социальное развитие детей усложнено значительным сокращением пространства для непосредственного общения их друг с другом, для игр на придомовых площадках, во дворах и в других местах (большое место занимают «стихийные» парковки автомобилей). Это негативно отражается на развитии коммуникативных навыков детей, и как следствие, приводит к росту духовного неблагополучия, отчуждения детей от сверстников, детских нервозов. В ситуации развития детской субкультуры можно отметить и другие проблемы. Прежде всего, это ограничение взрослыми возможностей для развития детской субкультуры: в жёстко регламентированной жизни ребёнка не остаётся места для свободного общения со сверстниками. Другая проблема современной детской субкультуры – это ее деформация в результате влияния телевизионного и компьютерного экрана. Зачастую экран становится единственным «другом» ребёнка. Но порой то, что видит ребёнок с экрана, это продукт, не ориентированный на ребёнка, или совершенно чуждый нашей культуре. Экран демонстрирует ценности власти, богатства, удовольствия, формируя тем самым особое эгоцентрическое мировосприятие ребёнка.

Детская субкультура осуществляет так же культуроохранительную функцию, так как содержанием некоторых ее компонентов являются устное народное творчество, ритуалы, обряды, элементы мистики, потустороннего мира, утраченные в современном мире. Некоторые культурные ценности взрослой субкультуры могут перемещаться в детскую, но уже с обновленной функцией.

В детской субкультуре работают механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению возможных в будущем проблем, и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом случае проявляется особая, пророческая, или прогностическая функция детской субкультуры [1].

Детская субкультура выполняет и ряд других социальных функций, осуществляемых формальными социальными институтами:

-           функции интеграции в детское сообщество путем предоставления неформальных правил поведения;

-           регуляции взаимодействий между детьми разного возраста, между полами;

-           целедостижения, когда с помощью ее удовлетворяются потребности в признании, завоевании статуса, отличного от обязательных, формальных обязанностей ученика, ребенка в семье;

-           удержания образца через трансляцию норм и собственное воспроизводство;

-           социального контроля самого детского сообщества над сохранением детства через средства ожидания, признания, отчуждения, остракизма и т. п., но не через прямое принуждение [6].

Исследователи выделяют ряд компонентов детской субкультуры, например:

-           детский «правовой кодекс». При помощи этого компонента соблюдаются нормы и правила, принятые в детском сообществе. Это может быть и право опекунства в разновозрастной группе, и право старшинства в группе, и специфические средства воздействия на сверстников, регулирующие разрешение спорных вопросов, разнообразные формы словесной самозащиты (дразнилки, обзывалки, отговорки: «я дурак, а ты дурнее, значит, я тебя умнее»). В случае обзывания, ребенок знает, что в ответ надо громко и четко выкрикнуть отговорку. Она может быть эмоционально окрашена: с презрительной или гневной интонацией. Такими отговорками традиционно принято защищаться в случае словесного нападения. К «правовому кодексу» относят и ритуальные компоненты детского общения, например, примирительные ритуалы («мирись, мирись, больше не дерись!»), и коммуникативное воздействие на сверстников, когда интонация голоса меняется на угрожающую («Уходи!», «Ты что делаешь?!»)етский «правовой кодекс» также подразумевает различные мены, взыскание долгов, знаки собственности, ритуал вхождения в детское сообщество (возьмешь в руки лягушку, червяка, паука, – тогда мы с тобой будем играть);

-           детский юмор (истории-небылицы, поддевки, детские садистские стишки);

-           детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки);

-           детское собирательство (коллекционирование игрушек, значков, фантиков, монет и т.д.), изготовление «секретов», создание и поиск тайников, сокровищниц;

-           свободное времяпрепровождение (разнообразные виды игровой и продуктивной деятельности). Любимыми и значимыми для детей являются туристические походы, когда вечером у костра рассказывают страшные историиюбят дети также походы в «особые страшные» места, запрещаемые взрослыми (заброшенные дома, подвалы, стройки, свалка, гаражи;

-           эстетические представления детей составляет детская мода, плетение веночков и т.д. Отношение к моде у детей совершенно другое, чем у взрослых. Для них через моду важно показать всем свою уникальность, показать, что он обладает некими способностями как любимый сказочный персонаж или кумир из реального мира;

-           детское философствование - форма, важная при освоении ребенком общечеловеческих ценностей, помогающая в решении детских проблем (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);

- детская картина мира – определенная система знаний, представлений ребенка об окружающем мире. С дальнейшим развитием ребенка как личности, меняется и его картина мира, и, следовательно, его отношение к миру. Причем, ребенок начинает адекватно оценивать себя во времени (раньше «я был немножко неумным, а теперь я уже стал умным»).

Оценивая себя в настоящем времени, ребенок анализирует произошедшее с ним недавно («Я так не хочу утром просыпаться в детский сад. А в выходные ведь не надо идти в детский сад, я просыпаюсь раньше, чтоб наиграться дома!»).

Формирование представлений о себе в будущем у ребенка развивается умение прогнозировать («Вырасту – пойду работать. Буду космонавтом»; «А я буду все уметь делать. Будет все починето и отремонтировано»).

Дети ищут границы формирования представлений о их месте в мире, чтобы прочувствовать его и «закрепить» за собой.

Таким образом, можно констатировать, что детская субкультура имеет свою специфику и функции. Ее компоненты влияют на развитие ребенка как личности, на становление его детской картины мира, учат его философствовать, видеть проблемы и прогнозировать их решение. Содержание детской субкультуры может меняться от возраста и гендерных различий.

Детская субкультураявляетсямеханизмом социализации ребенка дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, как документ регулирующий деятельность в дошкольных образовательных организациях, ставит перед детским садом задачи, которые способствуют формированию детской субкультуры детей: сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, формирование социокультурной среды.

 Поэтому для сферы образования особую актуальность сегодня приобретает изучение феномена детской субкультуры, который позволяют понять традиционные способы и формы регуляции отношений в детских группах, содержательную трансформацию их в детской среде, влияние их на специфику межпоколенных взаимодействий, а также влияние на мир взрослых в целом.

 



Список литературы:

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. [Текст] / В.В. Абраменкова // М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2000.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. [Текст] / Г.С. Абрамова // М.: «Академия», 1999.
  3. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. // СПб.: Питер, 2011. – 178 с.
  4. Иванова, Н.В. Особенности и значение детской субкультуры [Текст] / Н.В. Иванова // Педагогика. - 2005. - № . - C. 31-36.
  5. Мигунова О. И. Теоретические исследования проблем детской субкультуры [Текст] / О. И. Мигунова // Журнал Вестник Бурятского государственного университета.Вып. № 14 / 2009
  6. Нагаткина Е.С.Детская субкультура: актуальность изучения на современном этапе [Текст] / Е.С. Нагаткина // Детство как антропологический, культурологический и психолого-педагогический феномен. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2012.- С.59-64.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: