» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Хизриева Курсум Товбулатовна, не имею
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Особенности правового положения иностранцев в советский период

Статья просмотрена: 571 раз
Дата публикации: 7.06.2018

УДК 341

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ

В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Хизриева Курсум Товбулатовна

студентка 2-го курса магистратуры юридического факультета

Чеченского государственного университета,

г.Грозный

 

Аннотация. В данной статье проанализированы нормативные акты, принятые в период существования Советской власти, определявшие правовой статус иностранцев на территории СССР, в том числе и их право- и дееспособность в гражданском судопроизводстве. Установлен факт полного обладания иностранными гражданами в РСФСР политическими, в том числе избирательными правами, и гражданскими правами, включая вещные, семейно-брачные, трудовые отношения, право на судебную защиту. Выявлены предпосылки, обусловившие внесение изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую правовой статус иностранных граждан в Советской России, а также оформления новых правовых актов. По итогам проведенного анализа законодательства отмечены наиболее характерные черты его развития.

Ключевые слова: иностранные граждане, советская правовая система, Конституция, кодификация, союзные республики, правовой статус иностранных граждан, развитие советского законодательства

 

Правовое положение иностранных граждан в любой стране мира является своего рода «лакмусовой бумажкой», по которой можно безошибочно измерить градус взаимоотношений и доверия между теми или иными государствами, а также определить положение самой страны в мировом сообществе. Эта проблема актуальна на все времена, так как в правовом статусе иностранцев как в зеркале отражается внутренняя и внешняя политика государства, его установки на расширение или ограничение участия иностранных граждан в различных сферах жизнедеятельности страны. В этом отношении Российское государство не является исключением. Все нюансы взаимоотношений России с другими государствами и колебания в связи с этим правительственного курса неизменно находят отражение в законодательстве страны. Ярким тому примером является законодательное определение правового статуса иностранцев в условиях Первой мировой войны - с середины 1914 до 1917 года, когда практически были лишены всех прав подданные воюющих с Россией государств. Указ от 28 июня 1914 года «О правилах, коими Россия будет руководствоваться во время войны 1914 года» частично, но весьма существенно ограничивал права всех иностранцев во время войны. В результате предпринятых действий в отношении граждан враждебных России государств иностранцы, по сути, были лишены всех прав, а также имущества.  Это были акты, которые относились к чрезвычайному законодательству, продиктованные суровой необходимостью военного времени, но, несомненно, являвшиеся нарушением норм международного права, ранее признанных Россией. Тем более вполне естественно, что государство проводит ревизию  законодательно закрепленного положения иностранных граждан, когда в обществе происходят глобальные перемены, изменяется сама общественно-экономическая формация.

Советской правовой системе история отмерила не так уж много времени - чуть больше 70 лет. С возникновением Советского государства в октябре 1917 года оформляется и советское законодательство об иностранцах. Советская власть чуть ли не с первых дней своего существования уделяла огромное внимание проблемам правового статуса иностранных граждан. В процессуальной литературе исследователи, в том числе И.В. Дробязкина, выделяют «три этапа в развитии советского законодательства об иностранцах:

1)         с октября 1917 года до образования СССР в декабре 1922 года;

2)         с декабря 1922 года до принятия Конституции 1936 года;

3)         с принятия Конституции СССР 1977 года до принятия Конституции РФ 1993 года» [1].

Очевидно, что в 1991 году, когда прекратил свое существование СССР, закончился процесс развития советского законодательства об иностранцах и начался современный этап его развития.

Сразу же после победы Советской власти большевики столкнулись с необходимостью скорейшего разрешения вопросов, связанных с регулированием правового статуса иностранцев. Как свидетельствуют источники, «к октябрю 1917 года в связи с Первой мировой войной в России находилось около 5 млн иностранцев, в том числе около 2,2 млн военнопленных. Во внутренних губерниях в ходе войны оказалось почти 2,8 млн иностранных беженцев. Кроме того, на различных работах были заняты тысячи неквалифицированных рабочих из Китая, Персии, Кореи и других стран Востока, а также группы высококвалифицированных рабочих и технических специалистов из Италии, Канады, Бельгии, Финляндии и других государств» [2].

Характерной чертой законодательства о правовом статусе иностранных граждан на заре советской власти является то, что права иностранцев-трудящихся и трудящихся советских граждан были практически тождественны, применялся чисто классовый подход.

Принцип национального режима в отношении иностранцев был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года и конституциях других республик, предоставивших иностранным гражданам, проживающим в стране, не только гражданские, но и политические права, при условии, если они не принадлежали к эксплуататорскому классу. Статья 20 Конституции РСФСР провозглашала: «Исходя из солидарности трудящихся всех наций, РСФСР предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики, для трудовых занятий и принадлежащих к рабочему классу или к не пользующемуся наемным трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам без всяких затруднительных формальностей права российского гражданства» [3].

Но даже Советской власти оказалось не по силам достижение абсолютного равенства в правах иностранцев-трудящихся и советских граждан. Изданный 28 сентября 1922 года Декрет ВЦИК и СНК «Об обязательной воинской повинности всех граждан РСФСР мужского пола» вводил обязательную военную службу для советских граждан, иностранцы же могли только в статусе добровольцев участвовать в защите революционных завоеваний [4].

Необходимо отметить, что не был разработан какой-то единый нормативно-правовой акт, регулирующий положение иностранцев, проживающих в РСФСР. Некоторые положения, касающиеся правового статуса иностранных граждан, закреплялись в международных договорах, подписанных нашей страной (а до образования СССР отдельными советскими республиками) с иностранными государствами.

В декабре 1922 года было провозглашено создание федеративного многонационального государства – СССР. Конституция союзного государства 1924 года закрепила прерогативу высших федеральных органов в решении основных вопросов о правах иностранцев. Пункт 10 ст. 1 Конституции передавал в ведение Союза «основное законодательство в области союзного гражданства и в отношении прав иностранцев». ЦИК СССР 29 октября 1924 года утвердил Положение о союзном гражданстве, в котором было отмечено: «Иностранные граждане, проживающие на территории СССР для трудовых занятий и принадлежащие к рабочему классу или не пользующемуся наемным трудом крестьянству, пользуются всеми политическими правами граждан Союза ССР» (ст. 2). В Положении было прописано, что лицо, проживающее на территории СССР и не имеющее доказательства принадлежности к гражданству какого-либо государства, признается советским гражданином [5]. Но единого общесоюзного акта о правовом статусе иностранных граждан в СССР, предусмотренного Конституцией 1924 года, так и не было выработано.

Конституция СССР 1936 года ознаменовала собой новый этап развития советского законодательства об иностранцах. Имевшая во многом декларативный характер, тем не менее Конституция 1936 года значительно расширила содержание социально-экономических прав личности, прописала дополнительные гарантии политических и личных прав и свобод, в том числе и для граждан иностранных государств. Формально классовый подход уже не являлся доминирующим, что позволило говорить об установлении равенства в правах независимо от классовой принадлежности и социального происхождения иностранных граждан. Но продолжали действовать ограничения, касающиеся некоторых прав и обязанностей, могущих возникнуть только между гражданином и его государством. Так, воинская обязанность признавалась долгом только советских граждан, иностранцев не призывали на военную службу.

 Закон «О гражданстве СССР», разработанный и принятый в соответствии с Конституцией 1936 года, впервые в советском законодательстве об иностранцах установил категорию лиц без гражданства. В результате принятия этого акта перестал действовать механизм автоматического зачисления лиц, проживающих на территории СССР, в категорию советских граждан. В то же время в Конституции СССР 1936 года не был четко разграничен правовой статус иностранцев [6].

Принятие основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье стали значительной вехой в развитии советского законодательства об иностранцах.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, принятый 11 июня 1964 года, закрепил правовые нормы, касающиеся иностранных лиц в гражданском судопроизводстве. Но данный раздел ГПК был представлен всего шестью статьями, которые довольно поверхностно, на взгляд правоведов, охватывали вопросы правового регулирования процессуальных отношений с участием иностранцев.

 Многие ученые-правоведы уже в этот период выступали с инициативой «издать положение кодификационного характера, охватывающее все ранее изданные нормы, касающиеся прав иностранцев» [7], но реализованы данные предложения были только после принятия Конституции СССР 1977 года.

В СССР периода развитого социализма правовой статус иностранных граждан существенно отличался от их нынешнего положения в современной России. Так, например, в законе «О гражданстве СССР» 1978 года (ст. 8) недвусмысленно написано, что «За лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежности к гражданству иностранного государства» [8], то есть законодательство не предусматривало двойного гражданства для советских граждан, пребывающих на его территории.

В Конституции 1977 года нашли закрепление исходные начала правового положения иностранных граждан в СССР. В целях реализации данного конституционного принципа Верховный Совет СССР принял в 1981 году Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» [9]. Введенный в действие с 1 января 1982 года, закон охватывал широкий круг правоотношений, касающихся практически всех областей жизнедеятельности иностранцев в СССР. Регулировались проблемы, возникающие при въезде и выезде иностранных граждан, вопросы привилегий и иммунитетов, ответственности за правонарушения и т.д. Значимость данного документа трудно переоценить, поскольку это был первый нормативный акт, комплексно регулировавший основные вопросы правового статуса иностранных граждан в СССР, тем более что Закон опирался не только на исходные принципы Конституции СССР, но в нем были приняты во внимание правила, сложившиеся на практике и призванные дополнить пробелы законодательства. Закон принимался также с учетом положений международных договоров, подписанных СССР. Это, прежде всего, международные акты о правах человека, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 года, акты МОТ, регулирующие труд иностранных граждан.

Итак, на основе анализа нормативно-правовых источников, принятых в советский период, а также специальной литературы можно сделать выводы о наличии в России в исследованное время национального режима в отношении иностранцев. Он нашёл своё отражение в практически полном тождестве прав, предоставленных иностранцам, проживающим на территории СССР «для трудовых занятий», и собственным гражданам.

С распадом СССР и принятием Конституции 1993 года открылась новая страница в истории российской государственности. Новые политико-экономические реалии обусловили необходимость оформления новой российской правовой системы.

В настоящее время продолжается процесс реформирования судебной системы РФ, совершенствуется законодательство о гражданстве, о правовом положении иностранных граждан в РФ, призванное содействовать укреплению и развитию партнерских взаимовыгодных отношений между Российской Федерацией и иностранными державами во благо российского народа и всего мирового сообщества.

 



Список литературы:

  1. Дробязкина И.В. Международный гражданский процесс. М., 2005.
  2. Губанов А.В. Ленинская государственно-правовая политика в отношении иностранных граждан в первые годы советской власти // Административно-правовые проблемы охраны общественного порядка: Сб. научных трудов. — М., 1987. — С. 96.
  3. Собрание узаконений РСФСР. — 1922. — № 61. — Ст.786.
  4. Собрание узаконений РСФСР. — 1922. — № 61. — Ст.786.
  5. Собрание законов и распоряжений Правительства. — 1924. — № 23. — Ст. 202.
  6. О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик: Закон СССР от 19.08.1938 // СПС «Консультант Плюс».
  7. Микульшин А.И. О понятии и видах режимов иностранцев // Советский ежегодник международного права. — М., 1974. — С. 188.
  8. О гражданстве СССР: Закон СССР от 01.12.1978 № 8497-1Х // Ведомости ВС СССР. 1978. № 49. Ст. 816.
  9. О правовом положении иностранных граждан в СССР: Закон СССР от 24.06.1981 № 5152-Х // Ведомости ВС СССР 1981. № 26. Ст. 836.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: