» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Мирясова Эльза Эдуардовна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Влияние государственного внешнего долга России на национальную экономику страны

Статья просмотрена: 320 раз
Дата публикации: 8.06.2018

УДК 336.27

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

Мирясова Эльза Эдуардовна

 студент 2 курса, кафедра «Финансы и кредит»

Яруллин Рауль Рафаэлович

 доктор экономических наук, профессор

Финансовый университет при Правительстве РФ, г.Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассматривается государственный внешний долг Российской Федерации, определены его формы и структура. Уделено внимание тенденциям в области управления государственным долгом, а так же сформулированы выводы о положительном и отрицательном воздействиях долговой нагрузки на национальную экономику страны.

Ключевые слова: государственный внешний долг,  его формы и структура, долговые проблемы, санкции, государственный бюджет, национальная экономика.

 

В современном мире государственный долг характерен абсолютно для всех стран без исключения. Основной причиной образования долговой зависимости является дефицит бюджета. Поэтому государство вынуждено  занимать средства у населения, различных организаций, иностранных государств и субъектов международного права. Управление внешней задолженностью занимает немаловажное значение в государственной финансовой политике. Способность выплачивать государственный внешний долг является одним из основных факторов финансовой стабильности страны. Исключительно важной задачей является построение грамотной политики в управлении внешним долгом, так как правильность решения долговых проблем влияет на все сегменты финансового рынка России, состояние национальной валюты, валютных резервов, бюджетную дееспособность, уровень ставок процента и инвестиционный климат.

 Согласно статье Бюджетного кодекса РФ государственный долг делится на внутренний и внешний по признаку обязательств. Внешние займы могут быть осуществлены либо путем непосредственного получение кредитных средств от международных финансовых организаций, либо же путем выпуска облигаций (табл. 1).

Таблица 1. Состав внешнего долга Российской Федерации (по состоянию на 1 марта 2018 года)

Показатели, характеризующие степень долгой нагрузки, свидетельствуют, что основную часть долга,  около 76%, составляет задолженность по внешним облигационным займам, полностью погасить который планируется в 2047 году. Пик погашения приходится на 2030 год, он составит 6942 млн долларов США. 

 Формируя бюджет государства, правительство обязательно должно учитывать значительную для страны величину внешнего государственного долга, так как его рост увеличивает нагрузку на федеральный бюджет.

 Одним из элементов управления внешним долгом является разработка программы внешних займов. Основные положения по этому вопросу учтены в постановлении Правительства РФ от 16.10.1993 г. №1060 "Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" и федеральным законом от 26.12.1994 г. №76-Ф3 «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям». Размер государственных внешних заимствований не должен превышать утверждаемый ежегодно в форме федерального закона объем  использования кредитов на предстоящий финансовый год.

Ограничить размеры внешних заимствований поможет установка на поддержание предельных показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике. Показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, приведены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели долговой устойчивости Российской Федерации, %

На сегодняшний день по большинству рассчитанных индикаторов долговая устойчивость остается неизменной. Исходя из этого, можно сделать вывод, что все общепринятые показатели долговой устойчивости находятся в пределах безопасных зон. Несмотря на это проблема требует постоянного внимания и контроля.

Существуют различные критерии для оценки долговой нагрузки. Наиболее распространенные связывают размер долга  с потребностями его погашения, выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят возможности обслуживания кредитов. Опасной считается граница, где сумма долга превышает экспорт в 2 раза, повышенная опасность – в 3.

Постоянный рост государственных внешних заимствований  ведет к снижению авторитета страны на мировой арене и способствует усилению неуверенности населения в завтрашнем дне.

В связи с введением антироссийских санкций, которые повлияли на состояние отечественной экономики, произошли некоторые изменения в политике управления внешним долгом. Сейчас Правительству   одновременно требуется, и обеспечить финансирование дефицита консолидированного бюджета, и содействовать развитию внутреннего финансового рынка. Для достижения этих целей необходимо, во-первых, расширить перечень долговых инструментов, в том числе и облигаций федерального займа, во-вторых, создать механизм привлечения денежных средств для обеспечения постоянной платежеспособности федерального бюджета, в-третьих, расширить каналы коммуникаций с российскими и международными инвесторами, в-четвертых, разработать нормативно-правовую базу для более доходного инвестирования части средств Фонда национального благосостояния.

Проблемы долговой задолженности отрицательно влияют на социально-экономические процессы, также могут стать фактором, препятствующим экономическому росту страны. При обслуживании государственного внешнего долга возникает необходимость сокращения расходов на развитие национального производства, социальную сферу, что в итоге негативно скажется на жизненном уровне населения.………………..

Естественно, государственный внешний долг негативно отражается на экономике страны. К негативным последствиям внешних займов можно отнести:

-           сдерживание капиталовложения инвестиций в национальное хозяйство;

-           ослабление политической независимости России, вследствие чего есть вероятность появления зависимости отечественных финансов от международных;

-           сокращение объема денежных средств, которые могли бы быть направлены на развитие социальной сферы;

-           ослабление позиций России на мировых рынках товаров и услуг.

Но кроме негативных факторов, также есть и положительные стороны государственного внешнего долга для страны. Они заключаются в следующем:

-           возможность привлечения заемных ресурсов капитала, что поможет сохранять относительный размер долга;

-           при постоянном экономическом росте бюджет пополняется, и появляются возможности уплаты процентов по государственному долгу, так как при дефицитном бюджете размер государственного долга увеличивается, а при профиците – уменьшается;

-           при долговременном выпуске долговые обязательства, приобретаемые физическими и юридическими лицами, способствуют организации сбережений населения и их инвестирования.

Но воздействие внешнего государственного долга на национальную экономику страны может проявляться не только отрицательно, но и положительно. Его формирование и регулирование является важнейшим аспектом, оказывающим влияние на состояние государственных финансов, структуру потребления, инвестиционного климата страны, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Основной задачей в политике, регулирующей долговое бремя, является контроль роста расходов на обслуживание долга и поддержание умеренного размера государственного долга   . В зависимости от размера долга различается степень его воздействия национальную экономику, финансовую сферу и на дальнейшее экономическое развитие страны в целом: чем больше сумма долга, тем тяжелее он отразится на экономике.



Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  2. Структура внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2018 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=122113


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: