» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Разинкова Алена Александровна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Ценностные ориентации как основа социализации подростков

Статья просмотрена: 198 раз
Дата публикации: 8.06.2018

УДК 316.752

Ценностные ориентации как основа социализации подростков

Разинкова Алена Александровна

студент

ВГБОУ ВО «Елецкий Государственный Университет им. И. А. Бунина»

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования на предмет выявления ведущих ценностных ориентаций подростков, а также взаимосвязи уровня социализации и иерархической структуры списка жизненных ориентиров современных юношей и девушек.

Анализ результатов исследования показал наличие достоверных различий между содержательной стороной ценностных ориентаций подростков с низким и высоким уровнем социализации.

Ключевые слова: ценностные ориентации, социализация, подростковый возраст

 

Во все времена одной из важнейших проблем эффективного существования социума являлось продуктивное взаимодействие всех его членов друг с другом и с самой системой в целом. Гармоничные взаимоотношения общества с каждой адекватно социализированной  личностью – залог успешного развития социальной среды и общества.

Считается, что «автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гидингс, который в 1887 году в книге «Теория цивилизаций» употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни.» [Цит. по 2, с. 4]

Социализация же, по Мудрику, - это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». [3]

От того, насколько успешно будет протекать этот процесс для каждого человека в отдельности, зависит эффективность функционирования всего общества в целом. Поэтому проблема социализации личности актуальна и важна в глобальных масштабах.

Одним из основных этапов социализации  является подростковый возраст. Именно в этот период происходит переоценка жизненных ориентиров и смена ценностей.

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. [1, с. 28]

Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения и его оценки. Поэтому  формирование ценностных ориентаций так важно, так как  от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.

Основные функции ценностей очень разнообразны, но, в любом случае, они являются стержнем в жизни человека и необходимы для поддержки социального порядка, а также служат механизмом социального контроля. [4]

 Помимо этого, ценностные ориентации как элемент внутренней культуры личности, который влияет на формирование устойчивых моральных и нравственных норм, непосредственно воздействует и на процесс социализации личности. О личностной зрелости социализированной личности мы судим по тому, насколько содержательная сторона ценностных ориентаций будет соответствовать интересам и нормам социума.

На данный момент можно констатировать недостаточную разработанность описанной проблемы, – не ясна связь качества социогенеза и ценностных ориентаций и соответствие степени социализации и ведущих ценностей личности, что и определяет актуальность предпринятого исследования.

Мы предположили, что существуют общие ценностные ориентации, единые для всех современных  подростков; в то же время возможно развитие дифференциальных ценностей у подростков с разным уровнем социализации. Возможно, что ценностные ориентации подростков с высокой степенью социализации включают в себя ценности социальных институтов и социальных групп.

Чтобы верифицировать нашу гипотезу, было проведено исследование на предмет взаимосвязи уровня социализации и ценностными ориентациями современных подростков. В диагностический инструментарий были включены следующие методики:

1.                  Методика изучения социализированности личности учащегося. Автор: М.И.Рожков

2.                  Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел).

3.                  Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

Вначале мы проанализировали содержательную сторону ценностных ориентаций всех подростков, входящих в выборку нашего исследования, исходя из результатов методики М. Рокича, и выявили следующее.

Ведущее место у современных подростков занимает:

-           активная деятельная жизнь; этот пункт выбрали 60% опрошенных. Возможность выявления подавляющего большинства респондентов с едиными ведущими жизненными ориентирами дают основания утверждать, что эти факты уже частично подтверждают выдвинутую ранее гипотезу, точнее ту ее часть, где предполагается наличие общих ценностей для доминирующего числа подростков.

Для подтверждения второй части гипотезы испытуемые были поделены на две группы: с высоким и низким уровнем социализации, основываясь на среднем балле уровня социализации по результатам методики Рожкова. Далее был проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций в каждой выборке.

Итак, как же распределились ценностные ориентации у успешно социализированных подростков?

-           у 57% выборки на первом месте – активная деятельная жизнь

-           у 20% - наличие хороших и верных друзей

-           у 11 – любовь (преимущественно девочки)

Остальные места разделили преимущественно здоровье (3%) и счастливая семейная жизнь (7%).

Что же касается испытуемых с низким уровнем социализации, то их главная ценность совпадает с ценностью успешно социализированных подростков, так как на первое место 69% группы поставили так же активную деятельную жизнь.

-           26% - развлечения

-           4% - наличие хороших  и верных друзей

Далее была рассмотрена  содержательная сторона ценности, стоящая на втором месте по значимости. Подавляющее большинство успешно социализированных подростков (65%)  отметили на второй позиции здоровье как важный жизненный ориентир.

-           20 % выбрали пункт «активная деятельная жизнь»

-           6 % - жизненная мудрость

-           5 % - наличие хороших и верных друзей

-           по 2% - счастливая семейная жизнь и любовь

Иерархический список ценности, стоящей на втором месте по значимости у подростков с низким уровнем социализации выглядит следующим образом:

-           69% - развлечения

-           17% - активная деятельная жизнь

-           13% - материально обеспеченная жизнь

Как видим, общих положительных ценностей, выбираемых   на второе место нет в двух группах.

Также была проведен сравнительный анализ на предмет различия ценностных ориентаций, стоящих на последнем и предпоследнем месте в двух группах.

Группа с высоким уровнем социализации:

  -         16% - красота природы и искусства

-           16% - развлечения

-           16 % - материальное благополучие

-           8 % - творчество

-           8 % счастье других

-           8 % - семья

-           по 5% - интересная работа, свобода, познание, любовь

-           по 3 % - наличие хороших и верных друзей, развитие,

-           1 % - активная деятельная жизнь

Группа с низким уровнем социализации:

-           87% - счастье других

-           13% - общественное признание

Исходя из результатов, можно сделать вывод, что общие ценности в двух группах встречаются только на первом месте. Второе, предпоследнее и последнее места не имеют общих для двух групп ценностей.

Обобщая всё вышеизложенное, можно отметить следующее. Мы установили, что у подростков с высоким уровнем социализации наблюдается следующий набор ведущих ценностей: активная деятельная жизнь, здоровье, наличие хороших и верных друзей. В то время, как у подростков с низким уровнем социализации на ведущих позициях преобладают иные жизненные ориентиры, а именно: развлечения и материально обеспеченная жизнь. И только пункт «активная деятельная жизнь» совпадает с содержанием ценностного списка первой группы подростков. Статистическая обработка полученных результатов позволяет с уверенностью заявить о наличии достоверных различий в группах по первым двум ведущим и последним двум позициям в иерархическом списке ценностей. На последних местах у успешно социализированных подростков такие позиции как: развлечение, красота природы и искусства, материальное благополучие. А у подавляющего большинства респондентов, входящих в группу с низким уровнем социализации на последнем месте числится такая ценность как «счастье других». Из этого можно сделать вывод, что ценностные ориентации современных подростков с разным уровнем социализации дифференцированы.

 



Список литературы:

  1. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. — с. 28
  2. Мудрик А.В. Социализация человек: учеб. Пособие для студ. высш. заведений / А.В. Мудрик. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304с.
  3. Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-еизд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с
  4. Самсонова, Е.А. Молодежь: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни / Е.А. Самсонова, Е.Ю. Ефимова // Социологические исследования. – 2007. – № 11.
  5. Социология молодежи: Учеб. пособ. / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: