» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Габачиева Залина Мирославовна, Студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Влияние государственного долга на экономику

Статья просмотрена: 258 раз
Дата публикации: 8.06.2018

УДК 2964

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ЭКОНОМИКУ

Габачиева Залина Мирославовна

 студентка 4 курса факультета международных

Отношений Северо-Осетинского Государственного Университета им. К.Л.Хетагурова, г.Владикавказ

 

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние государственного долга на экономику Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный долг, внешняя задолженность, расходы, регулирование, мобилизация.

 

Бюджетная политика служит основным инструментом регулирования экономики. При этом основную роль в этом регулировании играет государственный долг. Необходимо отметить, что в прошлом, увеличение объема государственного долга было связано с расходами в периоды войн, а на современном этапе такие объемы достигаются в мирных условиях. Следует выделить следующие причины необходимости дополнительного финансирования.

Во-первых, существуют противоречия между потребностями общества и возможностями государства удовлетворять эти потребности с помощью средств бюджета, поэтому имеет место долговое финансирование государственных расходов.

Во-вторых, финансирование дополнительных государственных расходов с помощью займов влечет за собой намного меньше негативных эффектов, чем денежная эмиссия. Более предпочтительным является использование займов, так как они лучше вписываются в экономический механизм по сравнению с дополнительной эмиссией.

В-третьих, правительствам политически комфортнее прибегать к кредитному финансированию, чем повышать налоги.

При осуществлении государственных заимствований затрагиваются бюджеты, как доходов государственного сектора, так и расходов.  В краткосрочной перспективе, заимствования расширяют возможности государства, а в долгосрочной может наблюдаться обратный эффект. С течением времени увеличиваются расходы в виде требуемых платежей по процентам. С повышением затрат, связанных с выплатой процентов, ограничиваются возможности для решений налоговой политики. Это приводит к ситуации, когда выплата процентов становится пропорциональной текущему доходу правительства, и оно оказывается в долговой западне. При наступлении таких обстоятельств, правительству приходится полностью сменить способ управления задолженностью, так как оно уже не справится с растущим бременем последующих процентных платежей. Таким образом, экономический эффект высокого объема долга  оценивается негативно. Получение средств от международных финансовых организаций и выпуск облигаций являются основными способами осуществления займов.

Структура внешнего долга РФ выглядит следующим образом (табл.1).

Таблица 1. Структура внешнего долга РФ (по состоянию на 1 марта 2018 года)

Категория долга

млн.долларов США

эквивалент млн.евро

государственный внешний долг Российской Федерации

50 561.5

41 002.1

задолженность перед официальными многосторонними кредиторами

658.2

530.2

задолженность по внешним облигационным займам

48 225.8

41 001.5

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,3

2 810,7

внешний облигационный заем с погашением в 2019 году

1 580,0

1 216,2

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 550,0

2 837,9

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

994,9

750,0

внешний облигационный заем с погашением в 2022 году

2 820,0

1 621,7

внешний облигационный заем с погашением в 2023 году

3590,0

2 432,5

внешний облигационный заем с погашением в 2026 году

3 480,0

2 432,5

внешний облигационный заем с погашением в 2027 году

2 524,9

1 949,7

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 589,9

2 027,0

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

6 942,0

5 628,8

внешний облигационный заем с погашением в 2042 году

3 900,0

2 432,5

внешний облигационный заем с погашением в 2043 году

1 990,0

1 216,2

внешний облигационный заем с погашением в 2047 году

4 500,0

3 648,8

Задолженность по ОВГВЗ

3,2

2,6

Прочая задолженность

21,3

17,3

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

6303, 3

8 991,6

 

По данным таблицы видно, что около 50% долга составляют внешние облигационные займы. Последним сроком погашения будет 2047 год, а больше всего придется выплатить в 2030 году – 6942 млн. долларов США.

Перераспределение национального дохода среди экономических субъектов не обходится без участия государственного долга. Будущие поколения страдают из-за высокого уровня государственного долга, так  как трудности с высокой оплатой по процентам переносятся на будущее, при этом, не способствуя генерации соразмерной выгоды. Поэтому, определение способа использования ресурсов в будущем происходит  уже на современном этапе.

Неблагоприятное воздействие государственного долга усугубляется, если доходы от продаж  общественных активов не используются правительством для того, чтобы погасить текущий долг. При потреблении общественных активов расширяется долговое давление, так как они становятся недоступными даже для того, чтобы частично выплатить накопленный долг.

Государственный долг оказывает стабилизационное воздействие на экономику. Под этим понимается влияние изменения объемов и структуры государственного долга на главные макроэкономические параметры. Под воздействие попадает как реальная, так и денежная сферы экономики, причем связующим звеном между секторами служит процентная ставка.

В зависимости от состояния экономики государственный долг оказывает разнообразное влияние на уровни потребления, сбережений и инвестиций. При экономическом спаде, государство, реализуя ценные бумаги, мобилизует  денежные средства, которые потом используются для финансирования государственных мероприятий. Займы и кредиты оживляют совокупный спрос и оказывают стимулирующее воздействие на экономику, при этом государство не вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы.

Конкуренция имеет место быть в случае, если экономика на фазе подъема,  а государство осуществляет кредитные операции и привлекает дополнительные финансовые ресурсы на внутреннем рынке. У частного сектора появляются трудности, которые связаны с привлечением кредитов для того, чтобы инвестировать эти средства в производство. Активизация инвестиционной деятельности государства  на финансовом рынке вытесняет частные инвестиции, тем самым оказывая сдерживающее воздействие на экономику.

 Также нужно отметить, что при мобилизации дополнительных финансовых ресурсов и использовании их для предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям, правительственные структуры способствуют социально-экономическому развитию страны.

Государственный долг оказывает влияние на монетарную сферу через объем и структуру денежной массы. Такое воздействие проявляется  в случаях, когда правительство привлекает кредиты Центрального банка для финансирования государственных расходов. Во многих развитых странах запрещается использование средств эмиссионного банка, так как увеличивается объем денежной массы и выражается инфляционный эффект.

Рассматривать  государственный долг в качестве элемента стабилизационной  политики  можно только в случае, если объемы займов достаточны для того, чтобы положительно повлиять на экономику. С другой стороны, чрезмерный рост долга способствует росту процентных платежей и долг становится неуправляемым.  При росте расходов на обслуживание долга осложняется проблема регулирования дефицита бюджета и ограничиваются возможности применения бюджетной политики.

 



Список литературы:

  1. Ковалишин Е.А. Принципы долговой политики // Образование. Наука. Культура. - 2001. -№ 8. - С. 44-53.
  2. Гуляева О. С. Дискуссионные вопросы экономической сущности государственного долга //Факторы, обеспечивающие развитие экономики, IV Международная научно-практическая конференция. Санкт-Петербург, 2017.
  3. Кожевникова А.Р. Особенности внешнего долга России: структура регулирования и методы управления //Образование. Наука. Культура. - 2006. - № 5. - С. 20-39.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: