» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Синявская Ксения Витальевна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Перспективы использования средств фонда национального благосостояния для экономического развития Pоссии

Статья просмотрена: 1020 раз
Дата публикации: 8.06.2018

УДК 336.132

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Яруллин Рауль Рафаэлович

доктор экономических наук, профессор

Синявская Ксения Витальевна

студентка Уфимского филиала

Финансового университета при Правительстве РФ, гфа

 

Аннотация. В работе рассмотрены перспективы использования средств Фонда национального благосостояния. Предложены определенные меры, которые будут способствовать повышению эффективности управления средствами фонда и их использования.

Ключевые слова: средства, Фонд национального благосостояния, использование, управление, эффективность, перспектива, развитие.

 

Тема статьи является актуальной, так как с каждым годом средства Фонда национального благосостояния сокращаются. Однако учитывая условия нестабильной геополитической обстановки в мире, снижение нефтегазовых доходов, неустойчивость государственной финансово-кредитной системы, одним из главных инструментов в борьбе с кризисом можно считать суверенные фонды. Особую актуальность приобретают вопросы обоснованного и грамотного использования в долгосрочной перспективе средств Фонда национального благосостояния, под которым в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ ст.96.10 понимается определенная часть средств федерального бюджета страны, которая подлежит учету и управлению в целях обеспечения пенсионных накоплений людей в России, а также обеспечения сбалансированности и покрытия дефицита как бюджета Пенсионного фонда России, так и федерального бюджета [1, с. 139].

Основные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) считаются резервом государства нашей страны. Они чаще всего используются на софинансирование различных пенсионных накоплений и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Общий объем средств данного фонда, который направляется на указанные цели, прежде всего устанавливается федеральным законом о федерльном бюджете на год, а также на плановый период.

Проанализируем динамику средств ФНБ по бюджету на 2015-2017 гг. (исполнение) и плановый период 2018-2019 гг. (табл.1) [6]:

Таблица 1. Использование средств Фонда национального благосостояния в 2015-2019 гг.

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Проект 2018 г.

Проект 2019 г.

1

2

3

4

5

6

Объем ФНБ на начало года

4 388,1

5227,2

4 359,2

3 752,9

3 102,3

% к ВВП

5,3

6,1

4,7

3,9

3,1

Курсовая разница

848,5

518,1

156,2

74,2

93,5

Пополнение ФНБ

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Объем ФНБ на конец года

4 784,1

4 628,1

4 190, 3

3 102,3

3 056,2

% к ВВП

5,7

5,4

4,2

3,4

3,1

Объем средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России

3 501,9

3 083,7

2 537,9

1 433,9

1 411,6

Объем средств ФНБ, размещенных в иные (кроме счетов в Банке России) финансовые активы

1 725,3

1 618,6

1 652,4

1 668,4

1 644,6

Анализ динамики использования средств ФНБ показывает, что к концу 2017 года объем средств значительно сократился на 593,8 миллиардов рублей или же на 12,4%  по сравнению с объемом средств ФНБ на конец 2015 года. Это объясняется падением цен на нефть, т.к. ФНБ пополняется за счет доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти и газа. Также, согласно прогнозам, к концу 2019 года объем средств значительно сократится на 1 727,9 миллиардов рублей или же на 36,1%  по сравнению с объемом средств ФНБ на конец 2015 года, при этом общий объем средств ФНБ без учета размещенных в финансовые активы средств к концу 2019 года сократится на 2 090,3 миллиардов рублей или же на 59,7% объема ФНБ на конец 2015 года и составит 1411,6 миллиардов рублей. В 2017 году на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда пришлось задействовать 622 миллиарда рублей из средств ФНБ [4]. Поэтому следует ввести определенное бюджетное правило, которое будет предусматривать покрытие дефицита бюджета с помощью средств ФНБ в размере не более чем 10%.

Пополнение ФНБ в 2018 году возможно при сохранении цен на нефть и курсовых соотношений на уровне, который сложился на текущий момент. Министерство финансов будет пополнять ФНБ, направляя в него купленную по бюджетному правилу валюту. Согласно данному правилу, ведомство покупает валюту на внутреннем рынке при цене на нефть выше 40 долларов за баррель. При снижении цены на нефть ниже заложенной в бюджете будут проводиться операции по продаже валюты в объеме выпадающих нефтегазовых доходов.

Федеральный бюджет нашего государства является зависимым от сырьевых поступлений. В таблице 2 представлена структура доходов федерального бюджета по укрупненным пунктам.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета в 2017-2019 гг.

Показатель

2017

2018

2019

млрд руб.

%

млрд руб.

%

млрд руб.

%

Доходы всего

13437

100

13989

100

14825

100

Нефтегазовые

5029

37,4

5133

36,7

5370

36,2

Ненефтегазовые

8408

62,6

8856

63,3

9455

63,8

Проанализировав структуру доходов федерального бюджета, можно увидеть, что нефтегазовые доходы на 2017 год составляют 37,4%, что подтверждает зависимость федерального бюджета от продажи нефтегазовых продуктов. Также можно проследить положительную динамику объема нефтегазовых поступлений, которые, по прогнозам,  увеличатся на 341 миллиардов руб. к 2019 году. С учетом того, что цены на нефть уже сейчас находятся выше заложенного властями уровня (свыше $78 за баррель вместо ожидаемых $40), в федеральный бюджет будут поступать дополнительные нефтегазовые доходы сверх базовой цены, которые власти рассчитывают направить на покупку валюты и пополнение резервов [5].

В начале 2018 года в госрезервах оставалось около 4,5 триллиона рублей (около 5% ВВП страны). В Минфине надеются, что в текущем году бюджет получит дополнительные нефтегазовые доходы, их направят в ФНБ.

ФНБ осуществляет свою деятельность за счет средств, полученных от продажи нефти и газа, а также от инвестирования средств фонда. При проведении политики, направленной на укрепление высокого устойчивого уровня цен на нефть и формирования долгосрочной инвестиционной стратегии возможен рост объема ФНБ. Об этом свидетельствует зарубежная практика функционирования суверенных фондов, ориентированных на формирование долгосрочных сбережений. При реализации инвестиционной политики фонды стремятся вкладывать свои средства в активы тех зарубежных компаний, которые обеспечивают им высокую доходность и минимизируют риск их вложений. Рассматривая инвестиционный портфель ФНБ в текущем и среднесрочном периодах, можно отметить, что средства фонда инвестируются преимущественно внутри страны, и в перспективе ожидается рост вложений его средств в финансовые активы российских компаний, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. Однако в современных условиях социально-экономического развития РФ нельзя гарантировать высокую доходность таких инвестиций. Этому есть несколько причин: в условиях замедления темпов экономического развития страны  ценные бумаги отечественных эмитентов становятся недостаточно ликвидным и доходным активом для инвесторов, высокий уровень финансового риска, а также неустойчивость российского фондового рынка. Таким образом, для получения более высокого дохода и снижения степени риска инвестиций ФНБ необходимо вкладывать средства в финансовые и иные активы не только российских, но и зарубежных компаний. Также на данном этапе можно оставить управление портфелями фондов в полномочиях ЦБ РФ. Это гарантирует безопасность, а также суверенитет средств фонда за рубежом. В случае значительного снижения цен на нефть нужно рассчитывать в первую очередь не на дополнительные доходы, а на все конъюнктурные доходы всего федерального бюджета для качественного управления ими [2, c.58].

Для увеличения доходности ФНБ предлагается расширить рамки инвестирования с помощью вложения в акции производственных организаций, с главной целью стимулирования инновационного потенциала для формирования предпосылок экономического роста.

Требует совершенствования и правовая база, в особенности в части увеличения ответственности органов государственной власти за достижение запланированных показателей, а также эффективность исполнения государственного внутреннего финансового контроля над их осуществлением [3, c.46].

Таким образом, данная реализация на практике предложенных мер сможет помочь повысить эффективность использования средств ФНБ и их управления, значительному увеличению доходности средств, которые вложены в инфраструктурные проекты, с помощью расширения сферы инвестирования, а также совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей различные направления инвестирования средств Фонда Национального благосостояния и государственного финансового контроля над их качественным и целевым использованием.

 



Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2018 год. – Москва: Эксмо. ¬– 2018. – C. 139-140.
  2. Мелых А.Я. Анализ эффективности формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Научные записки молодых исследователей. – 2016. – №. 3. – С. 52-58.
  3. Шмиголь Н.С., Шульгина М.В. Использование Фонда национального благосостояния для стимулирования инвестиционного потенциала экономики Российской Федерации: за и против //Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – №. 4 (238). – С. 36-46.
  4. Инвестиции без национального благосостояния (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://dailystorm.ru/ekonomika/investicii-bez-nacionalnogo-blagosostoyaniya (дата обращения: 16.04.2018).
  5. Лыкова Е.А. Фонд национального благосостояния Российской Федерации // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVII международной студенческой научно-практической конференции № 2(37). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(37).pdf (дата обращения: 21.04.2018)
  6. Министерство финансов Российской Федерации (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/ (дата обращения: 16.04.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: