» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Лазарева Ксения Вячеславовна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Финансовый контроль в сфере государственных закупок в России

Статья просмотрена: 466 раз
Дата публикации: 8.06.2018

УДК. 336.02

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ

Яруллин Рауль Рафаэлович

доктор эк. наук, профессор

Лазарева Ксения Вячеславовна

студентка

Финансового университета при Правительстве РФ, гфа

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности государственного контроля в сфере государственных закупок. Одним из элементов механизма общего контроля является его осуществление в институте государственных закупок, так как он обеспечивает эффективное распределение средств при финансировании государственных и нужд.

Ключевые слова: государственные закупки, финансовый контроль, государственные расходы, институт государственных закупок.

 

Как известно, перераспределение ресурсов является одной из функций любого хозяйствующего субъекта. С позиции государственных финансов процесс перераспределения ресурсов осуществляется органами государственной власти и управления. Для выполнения полномочий данные осуществляют государственные расходы средств через государственный заказ. Отечественный рынок государственных в 2017 году достиг в 36,5 триллиона рублей – на эту сумму были заключены контракты в государственного заказа.

Исходя из этого, поскольку государственный заказ и сама система государственных и субъектами взаимоотношений в государственных и финансов, актуальным становится вопрос об организации и осуществлении контроля.

Финансовый контроль государственных представляет собой совокупность действий и операций, возникающих по поводу обеспечения эффективности использования ресурсов, соблюдения их целевого характера использования, а также экономии.

При реализации контроля в сфере государственных возникает ряд проблем.

Одной из таких является - формальное исполнение полномочий, которое выражается прежде всего в том, что контроля не осуществляют должного надзора в сфере государственных закупок. То есть осуществляют свою деятельность неполно. По поручению Правительства РФ субъекты РФ проводят мониторинг реализации муниципальными органами власти их полномочий по государственному контролю в сфере закупок. В образованиях контроля в должной мере не осуществляют контрольных функций и полномочий, это потому что данные ограничены в возможности осуществления контроля, что не повышению качества и эффективности осуществления закупок. Кроме того, существует и такая проблема, как отсутствие в органах достаточно квалифицированных специалистов. Решением данной проблемы послужить реформирование органов контроля в сфере в образованиях, передав полномочия по осуществлению данного вида контроля на уровень субъекта РФ. Необходимо также сформировать к осуществлению органами государственного (муниципального) контроля, контроля за соблюдением Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и нужд».

Существует также проблема невозможности контроля закупок, извещения по которым опубликованы. В со ст. 99 Закона № 44-ФЗ возможность контроля по закупкам, извещения по которым опубликованы в единой информационной системе, до контракта предоставлена только антимонопольному органу. Существующая практика, когда внутреннего государственного контроля вынуждены ждать окончания процедуры закупки и контракта, даже если имеется информация о нарушениях законодательства, неоправданна и неэффективна. Требуется усовершенствовать стандарт внутреннего государственного контроля «Осуществление Федеральным казначейством контроля в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и нужд».

Необходимо наделить внешнего государственного контроля полномочиями по осуществлению проверок по электронным аукционам в части реализации полномочий, закрепленных ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Принятие вышеуказанных предложений позволит в полной мере контрольные полномочия и повысит качество контроля в целом по стране.

При реализации полномочий процедуры контроля в сфере Министерством финансов РФ были получены следующие результаты за 2017 г.

Согласно сведениям из содержащегося в единой информационной системе (ЕИС) Реестра жалоб, и внеплановых проверок, их результатов и предписаний, за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 было подано 89333 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, по осуществлению закупок, ее членов, лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Согласно сведениям ФАС России за указанный период о проверках органами контроля субъектов контроля в отчетном периоде завершены 7871 проверка, из них 253 проверки, 7618 – внеплановые. Врамках проведенных камеральных проверок проанализированы 201158 планов-графиков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд на 2017 г., начальная максимальная цена контрактов которых составляет 7100691 тыс. руб.

Кроме того, осуществлен контроль за соблюдением нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ. Под нормированием в сфере понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, или нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов государственными внебюджетными фондами, органов. Выявлено 83 нарушения определения нормативных затрат [1].

По результатам проведенных проверок выданы более 8100 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере товаров, работ и услуг.

Объем нарушений при госзакупках в 44-ФЗ, в с которым их проводят государственные и муниципальные органы, в прошлом году составил 104,6 млрд руб. Это в два с лишним раза больше, чем было годом ранее (48,8 млрд руб.), говорится в отчете Счетной палаты. Почти в три раза выросло и число самих нарушений — почти 2200 в 2017 году против 823 годом ранее. Экономия средств по итогам осуществления снизилась до 6,7% (9,9% в 2016 году).

Рост числа выявленных нарушений обусловлен, в частности, увеличением числа контрольных мероприятий, завершением формирования методической базы по проведению аудита в закупках, а также ростом доступности данных из ЕИС. В 2017 году в части системы были размещены закупки в общей сложности на 7,1 трлн руб., это на 11,4% выше, чем год назад. Таким образом, масштабы нарушений (104,6 млрд руб.) составили почти 1,5% от общего закупок. А контрольно-счетные регионов за прошлый год выявили более 34 тыс. нарушений в сфере на общую сумму более 35 млрд руб.

Можно сделать обоснованный вывод о том, что принятие всех предложенных решений позволит усовершенствовать государственный финансовый контроль в сфере госзакупок.

 



Список литературы:

  1. Федеральный заключения закон "О контрактной момента системе в сфере также закупок товаров, масштабы работ, услуг features для обеспечения осуществляют государственных и муниципальных правил нужд" от 05.04.2013 (ред. 24.04.2018) N 44-ФЗ
  2. субъекты Гладкова В. Алгоритм кроме реализации финансового субъекты контроля в сфере проверках государственных и муниципальных закупок в современных условиях / В. Гладкова, М. Понкратова // Самоуправление — 2015. — № 6. — С. 11—14.
  3. Орлов А. В. Анализ практики управления и финансового контроля при осуществлении закупок: состояние внутреннего финансового контроля на исследуемых предприятиях / А. В. Орлов // Успехи современной науки. — 2017. — Т. 4, № 3. — С. 156—158.
  4. Тарасов Э. Н. Совершенствование системы финансового контроля в сфере закупок / Э. Н. Тарасов, В. А. Корсаков // Вестник АКСОР. — 2015. — № 2 (34). — С. 134—141.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: