» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (16) 2018

Автор: Семенякина Наталья Александровна, учитель математики
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие у учащихся познавательного интереса к математике через внеурочную деятельность

Статья просмотрена: 166 раз
Дата публикации: 26.06.2018

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Семенякина Наталья Александровна

учитель математики

ОГАОУ «Академия футбола «Энергомаш», гебекино

 

Аннотация. В статье рассмотрены различные формы внеурочной деятельности  по математике. Применение данных форм способствует формированию познавательного интереса школьников к математике, расширению общего кругозора, развитию познавательной самостоятельности, ответственности и инициативности, умения логически мыслить.

Ключевые слова. Внеурочная  деятельность, математика, школьная олимпиада, неделя математики.

 

Введение. Внеурочная деятельность по математике является одной из составляющих учебно-воспитательного процесса обучения математики, а также процесса воздействия на сознание школьника и его поведение, углубление и расширение их знаний и навыков.

При проведении внеклассных занятий формируются творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в выборе наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке. Некоторые виды внеурочной деятельности  позволяют детям глубже и больше понять роль математики в нашей жизни. Внеурочная  деятельность содействует воспитанию товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи. В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, товарищества, ответственности. [2].

В настоящее время существует много разновидностей внеурочной деятельности  по математике: олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеурочной деятельности, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие.  Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели.

При подготовке предметной недели следует учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, стараться охватить как можно большее количество детей, привлечь учеников не только в качестве участников, но и в качестве организаторов и судейских коллегий игр и конкурсов. При организации игр и конкурсов прекрасно реализуется идея метапредметных связей, что дает возможность школьникам увидеть прикладной характер математики, необходимость ее изучения для познания других наук. Учителям при разработке мероприятий важно понимать, что основным действующим лицом каждого мероприятия должен быть ребенок. Так, старшеклассники охотно ведут, организовывают и судят игры для учащихся младших классов, учащиеся всех возрастов с азартом соревнуются как командами, так и индивидуально. Роль учителя при подготовке к предметной неделе - это ненавязчивая координация действий учащихся, оказание необходимой организационной и методической помощи детям [1].

Таким образом, своеобразие недели математики заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Поэтому, несмотря на сравнительно короткое время проведения недели математики, она завоёвывает большой успех и интерес у школьников.

В нашей школе уже на протяжении многих лет существует традиция проведения предметных недель, в том числе и недели математики.  Обычно проводится эта неделя в январе-феврале. В подготовке недели принимают все учителя математики, а также им помогают старшеклассники. Для проведения недели математики в фойе школы размещается тематическая стенгазета и план проведения недели математики, чтобы каждый ученик знал и видел, какой науке посвящена предметная неделя.

Далее я хочу предложить план проведения недели математики, которая проходила в нашей школе в 2017-2018 учебном году. Наша инициативная группа решила провести неделю в познавательно-развлекательном направлении. Мы хотели, чтобы в неделе приняло как можно больше учащихся. Ребята с большим интересом поучаствовали в каждом мероприятии недели.

В течение недели в классах  на уроках математики   учащиеся  знакомятся с историческим материалом, решают занимательные задачи, определяют лучших счетоводов, решают   кроссворды, придумывают математические  сказки, истории. В первый  день на торжественной линейке проводится открытие недели математики, а в завершение недели подводятся итоги, вручаются дипломы.                                                                                                                                                                                                       Приложение 1.  План проведения «Недели математики»:

Дата проведения

Мероприятие

Классы

Понедельник

Открытие недели математики.

6-11

Час веселой математики

7

Вторник

Математический бой

8

Математическое кафе

6

Среда

Несерьезная математика

10

Викторина «Знатоки математики»

6

Четверг

Клуб веселых математиков (КВМ)

11

Пятница

Математическая мозаика

9

Подведение итогов недели

6-11

Приложение 2. Математическая викторина для 6 классов.

1.         Не выполняя никаких арифметических действий увеличить число 86 на 12.

            Ответ: 98 (перевернуть число).

2.         У каждого из семи братьев есть по одной сестре. Сколько детей в семье? Ответ: 6.

3.         Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении - с востока на запад - дует ветер со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? Ответ: электропоезд работает на постоянном токе.

4.         Петух, стоя на одной лапе, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? Ответ: 5 кг.

5.         В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30 см. Между ступеньками лестницы 15 см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку? Ответ: не скроет, т.к. во время прилива пароход поднимается тоже.

6.         Есть кубический метр. Какой высоты получиться столб, если кубический метр разделить на кубические сантиметры и поставить один на один? Ответ: 1 000 000 см.

7.         Периметр равнобедренного треугольника 14 см . Одна из сторон втрое больше другой . Найти стороны треугольника. Зх + 3х + х=14 х = 2. Ответ: 2см, 6см, 6см.

8.         В равнобедренном треугольнике основание в 2 раза больше высоты. Найти углы треугольника. Ответ: 45, 45, 90

9.         Два в квадрате - 4, три в квадрате - 9. Чему равен угол в квадрате. Ответ: 90

10.       Если дома на улице пронумеровать от 1 до 50, то сколько раз встречается цифра 4? Ответ: 15

11.       Сколько образуется острых углов, если из вершины данного острого угла провести 3 луча? Ответ: 10

12.       От куска ткани длиной в 200 м каждый день отрезали по 20 м. Через сколько дней отрезали последний кусок? Ответ: через 9 дней

13.       Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько играл каждый? Ответ: 2 часа.

14.       Спутник Земли делает один оборот вокруг Земли за 1 ч 40 мин, а другой - оборот за 100 мин. Как это объяснить? Ответ: 1ч 40 мин =100 мин

15.       Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая? Ответ: 30 км.

16.       Три разных числа сначала сложили, а затем их перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? Ответ: 1+2 + 3 = 1-2*3

17.       Из Москвы в Харьков вышел поезд со скоростью 70 км/ч, а из Харькова в Москву вышел поезд со скоростью 80 км/ч. Какой поезд будет дальше от Москвы во время встречи? Ответ: Оба - на равном.

18.       В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошке. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько кошек в комнате. Ответ: 4.

19.       Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий. Ответ: 999.

Заключение. Таким образом, внеурочная  деятельность по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.



Список литературы:

  1. Гончарова Л.В. «Предметные недели в школе» - издательство «Учитель», 2003 г.
  2. В. Гусев и др. «Внеурочная деятельность по математике в 6-8 классах». Москва, Просвещение, 1984 г.
  3. Кордемский Б.А. Математические завлекалки. М.: ООО «Издательство Оникс»., 2005
  4. Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: Издательство «Лицей». 2006.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: