» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (16) 2018

Автор: Карцева Марина Олеговна , Заместитель начальника лагеря по организационно-методической работе
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Социально-пихологические аспекты нахождения ребенка во временном детском объединении (на примере мдц «артек»)

Статья просмотрена: 850 раз
Дата публикации: 9.07.2018

УДК: 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МДЦ «АРТЕК»)

Карцева Марина Олеговна

заместитель начальника лагеря

по организационно-методической работе д.л. «Морской»

Международный детский центр «Артек»

Султанова Ирина Викторовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет»

 

Аннотация. Статья посвящена изучению социально-психологических аспектов нахождения ребенка во временном детском объединении. Рассмотрены основные этапы, а также динамика построения коллектива в течении смены. Приводятся методы, используемые во временном детском объединении, способствующие социализации личности ребенка

Ключевые слова: социальные взаимоотношения, временное детское объединении, коллектив, конфликтные ситуации, коммуникация, игровые технологии.

 

Введение. Социальная среда, в которой пребывает человек на протяжении жизни, содержит в себе социальные взаимоотношения, которые выстраиваются между конкретными людьми, микро- и макро-группами, где работают системы: ребенок-взрослый, ребенок- ребенок, взрослый-взрослый. Все многообразие социально-психологических феноменов и явлений можно соединить в блоки, которые, в свою очередь, выступают интегративными индикаторами поведения, деятельности и взаимодействия между людьми. При взаимодействии с другими, человек не только перенимает социальный опыт, но и активно использует его для формирования собственных целей, позиций, норм и ценностей. При таком взаимодействии человек налаживает разносторонние социальные связи, применяет различные социально-ролевые функции, при помощи которых формирует свой психологический мир. Каждый человек является частью такой систем, а, следовательно, сталкивается с некими жизненными ситуациями, которые, в свою очередь, влияют на него как с позитивной, так и негативной стороной.

Современное общество имеет ряд своих особенностей, часть которых схожа с особенностями предыдущих столетий, лет и десятилетий, а часть из них кардинально отличается. Об этих изменениях в своих работах подробно пишут: Г.М. Андреева, Ю.П. Платонов, А.А. Радугин, К.А. Радугин и В. Э.Смирнов и другие.

На данный момент большинство научных деятелей отечественного направления социальной, психологической, педагогической науки утверждают, что основными факторами изменениясоциума являются: идеология, инновации, политические процессы, ценности и нормы, конфликты, высокий уровень заболеваемости, увеличение продолжительности времени работы и др. [6]

В данной работе мы рассмотрим особенности возникновения конфликтных ситуаций у детей во время пребывания в детском временном объединении, а также методы их решения, т. е. конфликты в детской среде как феномен изменения социальной среды.

Данная тема, является актуальной, так как современные информационные источники указывают на рост детской жестокости (физическое насилие, выряжающееся в драках и побоях). В своем агрессивном поведении они ведут себя не просто жестоко, а еще, вдобавок к этому, хвастаются своими действиями, снимая сцены насилия и издевательств на электронные носители и выкладывая их в сети интернет. Чаще всего подростки не задумываются и не понимают, что за данное агрессивное поведение в отношении другого человека или живого существа, проявленное с особой жестокостью возможно уголовное наказание.

Так в 2006 год процентный коэффициент по детской жестокости составлял 48%, в 2010 г. он возрос до 52%, к 2016коэффициентпревысил 60%, что указывает на низкий уровень сформированности навыков решения конфликтных ситуаций и наличия деструктивного опыта у детей. [6]. Данное положение связано с тем, что у детей низкий уровень самоконтроля, саморегуляции, деструктивные взаимоотношения с окружающими, низкий уровень коммуникабельности и повышенный уровень критичности по отношению к другим. Это происходит, по причине не владения большинства людей с детства, навыкам решения сложных стрессогенных и конфликтных ситуации.

В связи с повышением агрессивных тенденций в социуме важно обратить внимание на основные социальные институты, в которых происходит социализация ребенка, и внедрить системы, которые будут обучать его решению сложных ситуаций бесконфликтным путем.

Исходя из этого, целью работы является изучение особенностей конфликтных ситуаций во временном детском объединении, методы их разрешения.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая институты социализации личности, необходимо обратить внимание на те из них, в которых организован детский отдых. Детские лагеря и центры дополнительного образования предоставляют ребёнку широкий спектр возможностей получения знаний и формирования личностных и метопредметных компетенций. Именно в лагере ребенок получает навыки решения конфликтов, сложных ситуативных разногласий. За 21 день (именно такова продолжительность одной смены в лагере), ребенок погружается в ряд систематически сменяемых обстоятельств, где вынужден принимать решения, действовать, управлять и подчиняться.

Представители отечественногонаправления педагогики и психологии большое внимание уделяли формированию и разработке теории воспитания и обучения. Разработанная теория коллективного воспитания является значимой системой, признанной и реализуемой во всем мире.

Само понятие «коллектив» означает «объединение людей». Возможна такая его трактовка: коллектив - собрание, группа [1]. Коллектив- это организованная группа людей, у которой есть общие цели, задачи, а также общий выбранный ими же руководящий орган. В коллективе есть искусственно или же естественно сложившаяся иерархия. Согласно данным психологического словаря Р. С. Немова коллектив - это «группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития» [5].

Рассматривая детский коллектив, важно отметить, что это автономная система, способная к саморегуляции. Социологи считают, что детский коллектив – это «единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения» [6 с. 150].

Детский коллектив, как и любая система, имеет структуру. Так согласно теории А.С. Макаренко, в начале формирования коллектива существует группа людей, у которой нет общих целей, задач, иерархии, категориального и понятийного аппарата (сленга). Впоследствии из группы формируется временное детское объединение, которое в процессе развития переходит на более высокий уровень – команда (коллектив).

Процесс формирования коллектива продолжительный и требует внимания со стороны педагогов и детей.

Ребенок, попадая в детский оздоровительный лагерь (далее ДОЛ), с первых дней пребывания в нем становится участником детского временного объединения. Перед ним стоит задача произвести некие действия и выполнить задания, предлагаемые педагогом способствующие развитию коммуникационных навыков и формированию коллектива, в котором будут действовать свои правила, и работать психологические механизмы взаимодействия. Из временного детского коллектива путем совместной коллективной деятельности формируется команда, в которой распределяются роли и формируются модели поведения, у её участников меняется представление о коммуникации.

Процесс построения коллектива проходит ряд периодов, которые соответствуют динамике развития смены ДОЛ (21 день):

1. Организационный период.

Его основная цель - знакомство участников группы друг с другом и педагогом (дети узнают информацию о личностях окружающих, познают личностные особенности других, удовлетворяют потребность в информации). В процессе знакомства у детей формируются навыки коммуникации, самопредставления, снижаются коммуникативные барьеры. Ребенок активно ищет себе другого человека с близкими ему ценностями и понятиями, человека, который будет ему содействовать в реализации поставленных целей. В процессе знакомства у детей могут возникать ситуативные разногласия и конфликтные ситуации. Это связано с тем, что в тот возрастной период обостренно воспринимаются замечания, критика. Достаточно часто дети принимают на свой счет все, что говорят окружающие. У некоторых детей не сформированы навыки коммуникации, следовательно, такие дети не имеют возможности грамотно выразить свои мысли, и ощущения, и эмоции, что негативно влияет на их взаимодействие с окружением. Важно отметить, что организационный период смены длиться от 2 до 4 дней, т.е. в течение первых дней отдыха в ДОЛ у ребенка формируется представление о нём, окружении. Он находит потенциальных «товарищей» и «врагов».

2. Основной период

Его основная период начинается с 3-4 дня смены. В процессе основного периода смены у ребенка формируется более глубокое представление о своей группе, выстраиваются более качественные доверительные взаимоотношения.

Основной задачей в основном периоде смены является формирование сотрудничества - как ведущего стиля взаимоотношений, укрепление взаимоотношений в группе, формирование навыков командной работы и успешного выполнения заданий. Следовательно, в процессе взаимодействия в группе ребенок является частью формирующегося коллектива. Он - создатель, а в последующем участник тот, кто придерживаетсянорм и правил, некоего менталитета группы (далее-отряда), сформированного коллектива.

Таким образом, результатом организационного периода является создание комфортной обстановки в отряде, принятие правил и норм всеми участниками группы. В основной период смены происходит самое большое количество конфликтов. Это связанно с тем, что дети систематически находятся вместе. Происходит перенасыщение друг другом. Дети более качественно узнают друг друга, и полученная в ходе общения информация не всегда соответствует полученной вначале. Следовательно, впечатление, полученное от окружающих в начале смены может не совпадать с тем, которое создаетсяв процессе более глубокого и детального взаимодействия.

3. Заключительный период смены

В процессе заключительного периода смены (до расформирования детского коллектива) основной задачей педагога является формированиеи поддержание благоприятного эмоционального состояние детской группы и создание условий для переживания удовольствия от общения и взаимодействия в группе. Заключительный период –это результаты работы. В заключительный период смены- коллектив уже окончательно сформирован.

Исходя из этого, необходимо отметить основные причины конфликтов.

Для более точного определения причин конфликтов, в данной работе мы используем определение понятие «конфликт» как неконструктивный способ решения противоречий в целях, взглядах людей [2].

Изучением особенностей конфликтов в педагогической среде занимались - А. Ю. Борбот, Л. Н. Боголюбов, Н. В Гришина, Е. М. Доморацкая, Ю. А Зубок, Д. А. Пархоменко, И. Г. Шупейко.

Согласно общепринятому мнению к структуре конфликта относятся:

·                 созданные условия;

·                 стороны- участники;

·                 предмет;

·                 дополненные условия / вводные;

·                 итог конфликта.

Рассматривая конфликты в детском временном объединении необходимо выделить то, что они индивидуальны и соответствуют возрастным периодам развития личности и содержанию смены.

Основными причинами конфликтных ситуаций в коллективе являются:

1.               насыщение\истощение;

2.               кооперация\соревнования;

3.               механизм накопления;

4.               смена идеи\ идеологии;

5.               политические процессы;

6.               широкий диапазон ценностей исоциальных норм;

7.               несформированная иерархия группы.

Эффективным способом решения конфликтных ситуаций в лагере, в коллективе, для педагога является использование игровой деятельности. Согласно утверждениям Б.В. Куприянова игра – «это вид деятельности, который используется взрослыми в целях обучения различным действиямс предметами и средствами общения».[2 с.6].

Одним из направлений игровой деятельности является использование сюжетно-ролевых игр. В процессе игры у ребенка формируются навыки реагирования на искусственно сложившиеся обстоятельства. Играмоделирует поведение ребенка, помогает ему решить сложные сюжетные вопросы.

По мнению Куприянова Б.В., Рожкова М.И. и Фришман И. И, к таким играм относятся: «Биржа идей», «Подводная лодка», «Донорское сердце», «Сказочное путешествие» и др. Так как именно они помогает приобрести ребенку социокультурный опыт, увидеть себя со стороны, принять решение и   взять на себя ответственность.

Основные положения реализации игры для решения конфликтных ситуаций: [1]

1)              выбор игровой ситуации, подходящей для решения конфликта;

2)              актуальность выбранной проблемы;

3)              подходк распределению ролей игры;

4)              качественная рефлексия продуктов игры;

Конструктивный анализ итогов игры

Использование сюжетно-ролевых игр в работе с детьми даёт возможность решить конфликтную ситуацию любого направления.

Выводы. Подводя итог, следует отметить, что ДОЛ (Детский оздоровительный лагерь) - это место для социализации личности ребенка. Именно здесь у ребенка формируются навыки решения сложных ситуаций в непривычных для него условиях. Использование игровых технологий в решении - конфликтов- это качественный инструмент. Ребенок помещается в среду, где может увидеть и опробовать стили конструктивного и деструктивного поведения, найти «союзников» и «врагов», определить для себя положительные и отрицательные стороны, сформировать представления о возможныхисходах заданной ситуации по определенным заранее условиям.

Таким образом, игра - это способ искусственного помещения ребенка в реальные условия жизни. Ребенок учится находить компромисс, получает социокультурный опыт в безопасных для себя условиях.

                                                     



Список литературы:

  1. Аджемян, Г.А. Инновационная деятельность учителя математики в условиях реализации ФГОС нового поколения / Г.А. Аджемян // Материалы III международной научно - методической конференции «Инновации в информационных технологиях и образовании (4-5 декабря 2014 года)» // Г.А. Аджемян. – М.: АНО «ИТО», 2014. – С. 4 – 8.
  2. Пономарева, Е. С. Формирование коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении: монография [Текст] / Е. С. Пономарева. – Новосибирск: изд-во НГПЛ, 2011. – 112 с.
  3. Захарова, О.О. Система формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков во внеурочной деятельности / О.О. Захарова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 8. – С. 52–56.
  4. Москвина, Е.В. Коррекционно-развивающая среда специального учебново- воспитательного учреждения как условие ресоциализации подростков делинквентного поведения / Е.В. Москвина, Д.Д. Миронов // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С. 71-76.
  5. Москвина, Е.В. Диагностика изменений позиций личности подростка с девиантным поведением в процессе его реабилитации в учреждении закрытого типа / Е.В. Москвина // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 5. – С. 88-936. Смирнов, В. Э. Социальные механизмы общественного развития: социологическая и историко-культурная реконструкция / В. Э. Смирнов. - Минск: Беларус. наука, 2016. - 293 с.
  6. КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-mehanizmah-izmeneniya-sotsialnoy-struktury-obschestva-na-primerah-iz-istorii-sssr
  7. Факторы


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: