» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (16) 2018

Автор: Малышев Владимир Сергеевич, Аспирант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Администрирование образовательных программ аспирантуры в православном университете

Статья просмотрена: 542 раз
Дата публикации: 5.07.2018

УДК 378

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ АСПИРАНТУРЫ В ПРАВОСЛАВНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Малышев Владимир Сергеевич

аспирант педагогического факультета

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва

 

Аннотация. В статье отражена проблема администрирования образовательной программы аспирантуры в среде православного университета. Администрирование  осмыслено в качестве функции управления. Разработана и предложена  информационно-образовательная среда с функционалом администрирования образовательной программы аспирантуры.

Ключевые слова: образовательная программа, аспирантура, администрирование, автоматизированная информационная система, православный университет

 

В качестве базы опытно-экспериментального исследования в контексте администрирования образовательных программ аспирантуры выбран ПСТГУ (Образовательная Частная Организация Высшего Образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет»).

Для описания особенности ПСТГУ, подразумеваемой в его названии словом «Православный», мы рассмотрим причину возникновения православного вуза, определение православного образования и систему академических ценностей характерную для университетов. В этой связи следует ожидать, что  ПСТГУ как православный вуз будет иметь ряд специфических характеристик, лежащих в этом поле: систему академических ценностей, обусловленных символической стороной структуры ПСТГУ.

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет – пример реализации религиозного светского образования. В своём вступительном слове к Конференции "Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования" [1] ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьёв обращает внимание на существование понятий «светское религиозное образование» и «духовное религиозное образование». Одной из главных причин основания ПСТГУ является возрождение именно светского религиозного образования [8] как пути к спасению русского народа. Описываемая прот. Владимиром создавшееся положение, характеризуемое «беспринципностью, непрекращающимися убийствами, воровством, алкоголизмом, наркоманией..» возникло по причине «атеизации народа». У молодёжи отнята   «нравственная система координат».  Современный русский молодой человек не понимает русских классиков, т.к. он не знает Евангелия, без которого творчество Пушкина, Гоголя, Достоевского понять невозможно. Отсюда и возникает необходимость в светском религиозном образовании [1]. Поясняя термин «светское религиозное образование», прот. В. Воробьёв говорит: «Существующее сегодня светское религиозное образование определяется как светское образование, полученное в светском учебном заведении на основе религиозного мировоззрения» [1, с.11]. Слово «религиозный» говорит обо всём, что относится к религии, включая и то, что имеет место в светском мире. На основе существующей в Федеральном Законе об образовании формулировке образования, Склярова Т.В. определяет [9] православное образования как «единый целенаправленный процесс обучения православной религии и ее культуре и воспитания на основе православной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, Церкви, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных потребностей и интересов» [2, с.10]. Таким образом, мы описали определяющую сторону организационной структуры ПСТГУ как православного вуза – православное образование – его цели и определение.

Одной из характеристик университета согласно классификации Б.Р. Кларка [3] является содержание знания. Состав материала знания определяет различие как внутри института (между факультетами), так и между институтами. В случае с ПСТГУ именно содержание знания определяет символическую сторону его организации, выделяющую его на фоне других светских вузов. В ПСТГУ учат и изучают православную теологию, историю, математику, педагогику, филологию, музыкальное искусство и другие науки. Парадигма православного образования лежит в области религиозного мировоззрения. Неважно какая наука преподаётся или изучается в ПСТГУ, но любой из десяти факультетов строит свою образовательную и научную деятельность через призму православного христианства, религиозного образования, православной педагогики [1]. Это является прямым влияющим фактором содержания знания на структуру организации университета.

Перекликается с опытом исследования Б.Р. Кларка классификация университетов по формам организации университетской деятельности, представленная в исследованиях Макаровой, Сербина, Татарова [4] и рассмотренная в первой главе. Так, с нашей точки зрения, наиболее характерной для ПСТГУ является корпоративная форма организации университетской деятельности, помимо прочего, включающая в себя «формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды; и наличие корпоративной этики, базирующейся на науках, демократических ценностях и академических свободах» [4, с.49].

В рамках описания опытно-экспериментальной базы, мы рассматриваем организационную структуру ПСТГУ на основе матричного типа организации учебных заведений. Выбор структуры матричного типа в качестве теоретической основы для описания структуры объясняется деятельностью университета в рыночной среде. Согласно исследованиям [5], наиболее широкое распространение среди университетов получила именно матричная структура управления организацией. Структура включает в себя четыре блока: стратегическую вершину, срединную  линию, операционное ядро и техноструктуру.

На стадии реализации образовательной программы аспирантуры в число её участников входят отдел аспирантуры, руководители образовательных программ, научные руководители аспирантов, аспиранты и внешние органы (например, аттестационные и экзаменационные комиссии, включающие представителей работодателей или внешних председателей, внешние рецензенты и т.д.). Методом изучения документации [6, с.91] мы выявили, что в данной области взаимодействия протекает множество процессов, непосредственно связанных с реализацией образовательной программы аспирантуры. Таким образом, встаёт вопрос об управлении ими -  вопрос администрирования образовательной программы аспирантуры.

Задачу администрирования образовательной программы аспирантуры сформулируем как -  управление процессами, протекающими в области взаимодействия участников реализации образовательной программы. Теоретические основы управления (администрирования) взяты нами на основе теории менеджмента  А.Файоля, описанной им в книге «Общее и промышленное управление»[7]. Представим в виде таблицы процессы, протекающие в области взаимодействия участников образовательной программы аспирантуры ПСТГУ в ходе её реализации, вместе с пятью элементами администрирования (Таблица 1).

Таблица 1.  Администрирование процессов реализации образовательной программы аспирантуры ПСТГУ.

Элементы администрирования

Пояснения

Процессы реализации образовательной программы

Предвидеть

«учитывать грядущее и вырабатывать программу действия» [13, с.9] Перед началом реализации образовательной программы важно иметь программу действий, с учётом имеющихся ресурсов, плановых и фактических показателей, представлять цели реализации программы.

  • . Выполнение предписаний федерального образовательного стандарта высшего образования по направлениям аспирантуры;
  • . Формирование и публикация учебных планов и календарных графиков учебного процесса;
  • . Создание и публикация рабочих программ дисциплин и фондов оценочных средств;
  • . Формирование и публикация расписаний занятий, промежуточных и итоговых аттестаций;
  • . Организация и проведение занятий и научных исследований;
  • . Создание и выполнение индивидуального плана работы аспиранта;
  • . Создание, утверждение индивидуальных планов научных исследований аспирантов;
  • . Отчётность по педагогической практике;
  • . Отчётность по библиотечно-информационной практике;
  • . Промежуточная аттестация;
  • . Государственная итоговая аттестация;
  • . Оперативная связь с участниками образовательной программы;
  • . Обеспечение информативности образовательного процесса: оперативный и централизованный доступ к нормативным документам, расписанию, учебному плану, результатам промежуточной аттестации и проч.;

Организовывать

«строить двойной  - материальный и социальный – организм предприятия» [13, с.9] Множество происходящих в ходе реализации образовательной программы процессов, должны приводить к конкретным результатам. Участники этих процессов являются, в свою очередь, частью социума Университета, от взаимодействия которых зависит реализация образовательной программы и качество результатов.

Распоряжаться

«заставлять персонал надлежаще работать» [13, с.9] Даже при наличии локальных нормативных актов, написанных программ, учебных планов и прочих документов, собственной мотивации обучающихся и профессорско-преподавательского состава и других факторов, необходимых для выполнения образовательной программы, требуются определённые управленческие усилия по стимулированию выполнения программы именно в том виде, котором она запланирована в целях выполнения поставленных задач и получения запланированных результатов.

Координировать

«связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия» [13, с.9] Для успешной реализации образовательной программы, важно обеспечить согласованные действия её участников. Процессы реализации должны выполняться в едином управленческом ритме, устанавливаемом ученым планом, календарным графиком, результатами освоения  образовательной программы.

Контролировать

«заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям» [13, с.9] Контроль необходим в части выполнения процессов реализации образовательной программы на каждом этапе описываемого управленческого цикла. Контроль  даёт объективное понимание о ходе выполнения образовательной программы  и качестве результатов. Позволяет выявлять ошибки и недочёты с возможностью их корректировки или недопущения в будущем.

 

Итак, определив составляющие процесса администрирования образовательной программы аспирантуры, представим его в виде схемы. Отметим, что описанная схема процесса администрирования образовательной программы аспирантуры, как и организационная схема управления университетом, подразумевает  матричное устроение. Так, расположенные последовательно от основания к вершине пирамиды блоки имеют линейную, предписанную образовательной программой зависимость. При этом расположенный на уровне блока Процессов блок Администрирования, подобно техноструктуре в матричной схеме управления университетом, не входит в его состав. Действие блока Администрирования распространяется по всем блокам схемы, в зависимости от протекающего образовательного процесса и выполняемого элемента управления (Табл.1) обеспечивая необходимую гибкость управления.

Рисунок 1. Схема администрирования образовательной программы аспирантуры.

Определившись с принципами и объектом важно найти средства администрирования. Методической разработкой, описываемой в статье, является автоматизированная информационная система «Аспирант» (АИС «Аспирант»).  Данная система была основана в отделе аспирантуры ПСТГУ в 2015 году проректором по научной работе прот. Константином Польсковым совместно со специалистом отдела аспирантуры Александрой Захаровной Шибановой и администратором баз данных управления информационных технологий ПСТГУ Владимиром Виноградовым.

Таким образом, часть информации, касающейся реализации образовательной программы аспирантуры была перенесена в электронную среду. Вместе с тем, на фоне образовательной реформы, заключавшейся в переходе российской аспирантуры от послевузовского образования к третьей ступени высшего образования,  внутри аспирантуры ПСТГУ изменялись существующие и добавлялись новые процессы, сопровождающие образовательную программу. Эти два фактора позволили задуматься над оптимизацией управления образовательной программой и   администрированием посредством информационно-образовательной среды. В 2016-м году при участии научного руководителя доктора педагогических наук Скляровой Т.В. возникла идея реализации  электронной информационно-образовательной среды с функционалом администрирования образовательного процесса на базе аспирантуры ПСТГУ. Мы взяли за основу созданную в 2015 году АИС «Аспирант». После обсуждения приоритетных направлений развития системы с проректором по научной работе кандидатом философских наук прот. К. Польсковым была создана рабочая  группа по разработке электронной информационно-образовательной  среды аспирантуры ПСТГУ. В состав рабочей группы вошли проректор по научной работе прот. К. Польсков, начальник управления информационных технологий Гримза А.Ю., администратор баз данных управления информационных технологий Виноградов В.В. и старший специалист отдела аспирантуры Малышев В.С.  Нами было разработано техническое задание по модернизации АИС «Аспирант» в контексте выбранных направлений развития системы.

Рассмотрим структуру АИС «Аспирант» и его функционал.

Главная страница Портфолио содержит:

  • Расписание занятий на текущий семестр;
  • Доступ ко всем личным кабинетам аспирантов – личные кабинеты и материалы, содержащиеся в них доступны для просмотра всем пользователям АИС «Аспирант». Личные кабинеты аспирантов сгруппированы
    а) по годам поступления в аспирантуру;
    б) по направлению подготовки;
  • Учебные планы, календарные графики, рабочие программы дисциплин и фонды оценочных средств к ним;
  • Раздел нормативные документы – содержит локальные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс в аспирантуре;
  • Блог аспирантуры – информационный блок, содержащий новости, оповещения, информацию о прочих событиях в виде «постов» с возможностью комментирования сообщений всеми участниками и уведомлениями на e-mail.

Персональная информация аспирантов содержится в их личных кабинетах, в них же и осуществляется работа с Портфолио. Структура личного кабинета включает в себя семь разделов.

1.               Индивидуальный план работы аспиранта. Раздел состоит из двух подразделов

  • Учебная работа. Отражает результаты освоения образовательной программы. Данный подраздел формируется автоматически в зависимости от количества семестров обучения по программе и дисциплин из учебного плана. Дисциплины и рефераты из учебного плана распределяются по семестрам согласно учебному плану с указанием типа испытания во время промежуточной аттестации. По результатам сессии в соответствующий семестр загружаются оценки из базы данных Университета.
  • Индивидуальный план научной работы. Отражает научно-исследовательскую деятельность аспиранта. Аспирант на каждый семестр составляет индивидуальный план научных исследований, который по итогам семестра и в зависимости от выполнения запланированных видов научной деятельности утверждается или отклоняется научным руководителем.

2.               Письменные работы и результаты научных исследований аспиранта. Содержит рефераты, предусмотренные учебным планом и отзывы научного руководителя (преподавателя) к ним, научные статьи аспиранта, опубликованные в журналах, сборниках конференций и т.д., информацию о грантах, стажировках, участии в конференциях и о других видах научно-исследовательской деятельности аспиранта.

3.               Работа над диссертацией. Здесь указывается утверждённая тема научно-квалификационной работы (диссертации), загружается план-проспект диссертации, указывается хронология написания глав диссертационного исследования.

4.               Итог формирования компетенций. Содержит отчётные материалы по педагогической и библиотечно-информационной практикам аспирантов: календарно-тематические планы, отчёты, отзывы, учебно-методические продукты.

5.               Государственная итоговая аттестация. Результаты государственного экзамена и представление научного доклада о результатах научно-квалификационной работы (диссертации).

6.               История перемещений. В данный раздел из базы данных Университета загружается информация о продвижении аспиранта по ходу освоения образовательной программы: приказы о зачислении, переводе с семестра на семестр, академических отпусках и прочие.

7.               Мой форум. В данном разделе аспирант и научный руководитель могут вести научную дискуссию.

После реализации изменений в АИС «Аспирант» с начала нового 2016/2017 учебного года стартовал период апробации, продолжавшийся в течение осеннего семестра. Параллельно с техническими работами по модернизации Портфолио проводилась оптимизация образовательных процессов и актуализация нормативных документов, направленных на их обеспечение.

По результатам апробации  автоматизированная информационная система «Аспирант» была введена в эксплуатацию.

Автоматизированная информационная система «Аспирант» используется как полноценный информационно-образовательный и административный ресурс, пользователями которого являются участники учебного и научно-исследовательского процесса: аспиранты, научные руководители, руководители образовательных программ, отдел аспирантуры и внешние агенты. Таким образом, уже на данном этапе можно констатировать востребованность АИС «Аспирант» в качестве ресурса для администрирования образовательной программы в аспирантуре ПСТГУ. Заметим, что учебный отдел ПСТГУ взял за основу функционал, интерфейс и технические разработки сделанные для АИС «Аспирант» при реализации аналогичной электронной информационно-образовательной среды для бакалавриата и магистратуры. В современных условиях реформирования российской аспирантуры и поиске новых эффективных путей подготовки научных и научно-педагогических кадров, университеты должны максимально использовать возможности, предоставляемые законодательной базой, информационными и инновационными технологиями в целях повышения эффективности образовательного процесса и качества его результатов. Администрирование образовательной программы аспирантуры должно выстраиваться в контексте общих задач, поэтому работа над совершенствованием автоматизированной информационной системой «Аспирант» продолжается.



Список литературы:

  1. Воробьев В. Н. Вступительное слово // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2006. - Вып. 3. - С. 7-19
  2. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2016. - Вып. 1 (40). - С. 9-16
  3. Бертон Р. Кларк/Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе/ пер. с англ. А. Смирнова; НИУ «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 360 с.
  4. Е.Л.Макарова, В.Д.Сербин, С.В.Татаров/ Анализ современных организационных структур высших учебных заведений/Журнал Проблемы управления в социальных системах/Выпуск 11/Том 7/с.43-55/Томск,2014/ВАК
  5. Макаркин Н.П., Томилин О.Б., Фадеева И.М. /Университетское управление, 2004, №1(29), с.43-47/Матричное управление в высшем учебном заведении
  6. Загвязинский В.И., Атаханов Р.: Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
  7. Файоль Анри, Общее и промышленное управление. Пер. с франц./Научн. ред. и предисловие проф. Е.А. Кочерина. М.: Журнал «Контроллинг», 1992 – 112 с.
  8. Метлик И. В., Склярова Т. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 7-23
  9. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7-12


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: