» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (16) 2018

Автор: Левин Павел Викторович, канд. пед., наук, доцент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Обоснование эффективности использования интерактивной доски на уроках физической культуры

Статья просмотрена: 235 раз
Дата публикации: 6.07.2018

УДК:796:005.591.6

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Левин Павел Викторович

кандидат педагогических наук, доцент

Мишаков Павел Николаевич

студент 3 курса ФФКиС

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань

 

Аннотация. В данной статье говорится об актуальности использования в современной школе интерактивной доски, на уроках физической культуры. Её положительных сторонах и неотъемлемой части в современных условиях педагогического процесса.

Статья содержит подробный разбор повышения эффективности уроков физической культуры, благодаря использования интерактивной доски. Методику её применения и целесообразность использования в учебном процессе. Статья отражает те важные аспекты деятельности преподавателя физической культуры. В ней говорится о том, что не каждый специалист в совершенстве обладает техникой и методикой того или иного раздела учебной программы и что именно использование интерактивной доски, предоставляет возможность интерактивной демонстрации, позволяет показать обучающимся правильное выполнение упражнения и своевременно подобрать индивидуальные методические рекомендаций.

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивная доска, урок физической культуры, интерес к уроку.


Инновационные идеи являются необходимым условием успеха в конкурентной борьбе, в том числе и в процессе проведения урока физической культуры в школе. В настоящее время существенно возрастает роль физической культуры и спорта как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности являются социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового стиля жизни. В условиях мирового кризиса, экономической нестабильности, ухудшения экологической обстановки, ряда негативных тенденций в сфере школьного образования пока еще слабо выражена положительная мотивация школьников в отношении своего здоровья [1].

В настоящее время школа должна выступать, как высоко технологичная структура, в которой ученики должны не только получать необходимые знания, но и вникать в задатки современного информационного общества. В настоящее время передовыми считаются школы, использующие и внедряющие в образовательный процесс технические, организационные, педагогические, а также технологические инновации. Именно такие общеобразовательные школы по праву считаются современными, готовыми к подготовке будущих высоко эрудированных специалистов.

Все предметы в общеобразовательной школе имеют собственную специфику, но все они объединены одной задачей: создание условий практического овладения знаниями. Данная задача также включена в основы организации и проведения урока физической культуры. При этом главной задачей учителя, является подбор таких методов обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся активизировать и проявить его творческую, познавательную и двигательную деятельность.

Использование информационных технологий на уроках физической культуры помогает значительно повысить эффективность проводимых уроков, их физкультурно-оздоровительную направленность, повышает интерес обучающихся к собственному здоровью, вследствие чего стимулирует их личную заинтересованность, позволяющую продемонстрировать уровень физических возможностей, к которым им необходимо стремиться.

Использование на уроках различных мультимедийных материалов, рисунков и графических моделей позволяют значительно повысить уровень процесса обучения. Также этому способствует и то, что современные дети лучше воспринимают информацию, переданную им именно в такой форме, а не на устаревших бумажных плакатах или из устных рассказов преподавателя.

Использование на уроке современных технических средств, значительно повышает эффективность усвоения материала.

Применение на уроках физической культуры интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения техники по сложным разделам учебной программы (волейбол, баскетбол, гимнастика). Учитель, работая с интерактивной доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов можно рисовать стрелками направления движения ног, рук, туловища [2]. Подобные приемы помогают обучающимся понять, что именно они делают не так, в чем заключается их ошибка.

В процессе прохождения учебной практики в общеобразовательной школе, мы не однократно убеждались в том, что использование интерактивной доски на уроках является эффективным средством обучения. Как говорил ведущий педагог школы по физической культуре: «Все мы в чем-то специалисты. Кто-то отлично владеет техникой баскетбола, кто-то волейбола, кто-то техникой легкой атлетики, но мы не можем обучать детей в школе только тому, чем сами отлично владеем». Мы согласны с этими словами и считаем, что именно показ видео уроков, демонстрация техники в слайдах позволяет качественно показать и объяснить технику тех видов движений, которыми преподаватель сам не владеет в совершенстве. Также просмотр видео уроков, позволяет преподавателю перемещаться по классу и своевременно исправлять ошибки, не прерывая учебного процесса, что ведёт к снижению двигательной активности, приводящей в свою очередь к снижению общей и моторной плотности урока.

Не редко встречаются дети с пониженной двигательной и познавательной активностью. Такие дети, как правило, стараются не привлекать внимание и оставаться в стороне во время протекания урока физической культуры. Использование интерактивной доски во время урока повышает познавательную активность таких детей, вызывая у них повышенный интерес к чему-то новому, непривычному. Также, во время показа видеоматериалов, рекомендуется использовать такие источники, в которых свои навыки и знания демонстрируют непосредственно сверстники обучающихся. Это вызывает у них дополнительную мотивацию к освоению и совершенствованию тех или иных двигательных навыков.

В настоящее время, довольно много учебных учреждений придерживаются традиционных средств обучения и использование информационных и технологических средств обучения является для них неприемлемым. В тоже время, современный мир не стоит на месте, время технических инноваций не может обойти и средства обучения в школе. В связи с этим, многие учебные заведения стараются идти в ногу со временем и используют такие средства обучения, как цифровые технологии и внедрение технических средств обучения.

Неприемлемость современных технологий в процессе обучения, только вредит процессу развития современной школы, ограничивает его только теми знаниями, которыми владеет тот или иной педагог. Необходимо правильно оценивать возможности, которые предлагает современное общество, стремиться своевременно их использовать в педагогической практике, совершенствовать и анализировать эффективность их использования в конкретном уроке.

Одной из актуальнейших возможностей использования на уроке физической культуры интерактивной доски, является, возможность совершать остановки во время показа отдельных моментов технических действий. Часто, во время занятий преподаватель демонстрирует технику определенных видов упражнений. Показ совершается непрерывно, хотя многие технические приемы разделяют на отдельные элементы.

Например, учитель демонстрирует ученикам технику верхней передачи мяча над собой в волейболе. Целесообразно разделить этот прием на элементы, показать отдельные части выполняемого движения, расположение кистей и пальцев в отношении друг друга. В тоже время, возможность показа, как соприкасаются кисти с мячом в движении, очень затруднительно. Использование интерактивной доски во время таких уроков, является актуальным. Это позволяет учителю продемонстрировать технику в видеоматериале на примере высококвалифицированных спортсменов, продемонстрировать красоту выполнения упражнения, заинтересовать и тем самым замотивировать обучающихся. Также, во время обучения, учитель может показывать слайды, делать остановки в видеоматериале, в тех местах, которые он сам не способен продемонстрировать в замедленном виде. Это дополнительно привлекает внимание обучающихся и в дальнейшем, при выполнении изучаемого элемента, позволяет избегать ошибок в технике упражнения.

К тому же, технология, используемая в работе, проста и доступна практически для любого учителя, владеющего компьютером на уровне пользователя и позволяет создавать электронные средства поддержки обучения высоко дидактического качества в сфере физической культуры. Использование интерактивной доски на уроках физической культуры, это полезная и интересная форма работы как для обучающегося, так и для учителя. Данная методика является крайне привлекательной для творческих педагогов, которые готовы «добывать» необходимую информацию, систематизировать и наглядно представить её [3].

С помощью электронных презентаций можно проводить тесты спортивно-оздоровительной программы в начале и в конце года, а также пропагандировать общественную значимость физической культуры и спорта.

При этом, не стоит оставлять без внимания факт, согласно которому двигательные навыки, приобретенные в молодости, теряют в качестве исполнения, если не человек не занимается данным видом двигательной деятельности систематически. Поэтому показать видеофрагмент, слайды, схему исполнения бывает полезнее «корявого» показа упражнения.

Подведя итог выше сказанному, можно обоснованно утверждать, что использование интерактивной доски на уроках физической культуры, является необходимым условием успеха в освоении школьного учебного материала, а также способствует повышению мотивации детей к урокам физической культуры.

 



Список литературы:

  1. Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету "физическая культура". - Москва: Академия, 2006. - 272 с.
  2. Новиков, Г.П. Информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении [электронный ресурс] / Г. Новиков - режим доступа.
  3. Самсонова А.В. Использование компьютерных технологий в физической культуре и спорте: Лекция для студентов вузов физической культуры. - СПБ.: СПБ ГАФК им. Лесгафта. 1999. – 21 с.
  4. Хазанович Э.С. Современные образовательные технологии. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 96 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: