» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (16) 2018
Автор: Фролова Надежда Сергеевна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Психологическая безопасность субъектов стрессового общения
Дата публикации: 9.07.2018
УДК 159
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТОВ СТРЕССОВОГО ОБЩЕНИЯ
Фролова Надежда
Сергеевна
студентка 1 курса
филиала
«Ставропольского
государственного педагогического института», г. Ессентуки
Аннотация.
Статья выполнена на стыке интересов социальной психологии
и психологии безопасности личности. В статье особое внимание уделяется стрессу,
возникающему при общении.
Показано, что наиболее часто влиянию стресса подвержены подростки.
Ключевые слова: стрессовое общение, безопасность личности, социальный опыт, социофобия, апатия.
Потребность
в общении у людей появляется в результате необходимости во взаимодействии с
другими членами общества. Возрастающая роль информации в современном мире
повышает значимость общения. Оно выступает связующим звеном при обмене информацией,
является главным фактором обеспечения психического и социального развития.
Безопасность личности человека является составляющим компонентом его
благополучной жизни, а общение тесно связано с данным понятием, поэтому и
играет главную роль в жизни человека. Хорошие навыки общения помогают не только
полно и качественно взаимодействовать с другими людьми, адаптироваться в
обществе, но и также создают комфортную среду, которая дает человеку
возможность почувствовать себя в безопасности, тем самым
защищая его от внешних и внутренних стрессовых факторов, влияющих на
продуктивность человеческой деятельности. Не у каждого из нас есть минимальные
навыки, необходимые для общения, часто бывает так, что имеющихся знаний
недостаточно для решения поставленных целей и задач, осуществляемых при
процессе общения [3; 7].
В
психологии под общением принято понимать процесс межличностного взаимодействия,
порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов, направленных на
удовлетворение своих определенных желаний: социальных, культурных,
познавательных, творческих, желаний интеллектуального развития и роста, нравственного
развития и многие другие [18]. Если во время общения человек не может получить
то, что он хочет, то его организм оказывается под влиянием стресса. Данный вид
общения можно назвать стрессовым. Стрессовое общение это межличностное
взаимодействие, в результате которого у человека возникает угроза личной
безопасности.
Говоря
о данном виде общения, особое внимание стоит уделить такому понятию в психиатрии,
как социофобия – боязнь выполнения каких-либо
действий, связанных с социальным взаимодействием с другими членами общества.
Данная болезнь непосредственно приводит к возникновению стрессового общения,
когда человек вынужден, не по своей воле, общаться с представителями социума. Это
заставляет его организм находиться в постоянном напряжении из-за стресса, что
пагубно сказывается на его здоровье.
Общение
нужно каждому человеку независимо от его биологических признаков, социальных
особенностей. Чтобы избежать возникновения стресса и конфликтных ситуаций,
приводящих к нему, необходимо точно понимать то, о чем говорит ваш собеседник,
чего он хочет от вас. А также научиться слушать и вникать в суть разговора,
правильно излагать свои мысли и пожелания, чтобы вас поняли так, как вы хотите
этого. Создание благоприятного эмоционального фона так же помогает избежать
возникновения стрессовых ситуаций.
Особую
роль общение занимает в жизни подростков. Оно имеет как положительную, так и
отрицательную сторону. В одном случае, оно помогает детям налаживать контакты с
обществом, позволяет им приобрести социальный опыт, в результате которого они
учатся строить взаимоотношения с другими членами общества, «читать» своих
собеседников «как открытую книгу» и многое другое. Но зачастую из-за слишком
завышенных требований к подростку (например,
достижение успеха в школе, участие во внешкольных мероприятиях, общественных
работах, работа в неполный рабочий день, регулирование взаимоотношений с
взрослыми и сверстниками и управление собой в условиях гормональных изменений)
может превратить процесс общения в пытку, стать предпосылкой настоящего
эмоционального срыва [5; 12].
При отсутствии стремления к общению, нежелательном или
навязываемом другими людьми, у них могут возникнуть различные
психофизиологические заболевания. Сначала ребенок впадет в состояния: аппатии, когда наблюдается равнодушие, безразличие к
происходящему вокруг; или мании – резкого повышения настроения, радости,
беспричинным оптимизмом; повышенной нервозности, приводящее к помрачению
сознания и в дальнейшем к развитию посттравматического расстройства и конечной
стадии – психозу. Находясь под постоянным давлением, стрессом человек рано или
поздно придет к тому, что его поведение будет являться девиантным
– отклоняющимся от социальной нормы, что так же негативно может сказаться на
его здоровье и социальном статусе в обществе.
Основываясь на исследованиях различного вида,
связанных с психологией безопасности общения, можно сделать вывод о том, что
безопасность является неотъемлемой частью при формировании, развитии и
сохранения личности. Только при удовлетворении потребности в безопасности при
общении личность может развиваться. Отсутствие же условий безопасности приводит
к внутреннему (уход от социальных контактов, снижение самооценки и др.) или
внешнему сопротивлению («акты неповиновения» и др.). Это сопротивление приводит
к разрушению межличностных взаимоотношений, непониманию каждого участника
общения друг другом. Длительное эмоциональное напряжение приводит к поиску
решений, позволяющих выйти из данной ситуации, создать такие условия, которые
бы позволили человеку чувствовать себя в безопасности.
Без ощущения безопасности личность ребенка меняется. Он вырабатывает комплекс
установок на окружающий мир и себя в нем, исходя из переживаний разобщенности
значимых связей и отношений, ощущения незащищенности [8; 9].
Таким
образом, психологическая безопасность субъектов стрессового общения играет
главную роль в формировании личности ребенка. Работа в направлении создания
психологической безопасности при общении должна быть направлена на
предотвращение конфликтных ситуаций, приводящих к появлению стресса. В основе
достижения безопасного общения лежит качество процесса взаимодействия,
зависящего от разнообразных факторов. Поэтому оно способствует формированию
здоровой, активно создающей и социально приспособленной (пригодной для
социальной жизни) личности подростка. А также снижению нервно-психического
напряжения, предотвращению развития психофизиологических отклонений, повышению
способности к саморегуляции, психического здоровья
участников социального процесса общения.
Список литературы:
- Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург, 2002. - 271с.
- Баева И.А., 2002 Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. 2002. – С. 13
- Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.
- Иовчук, Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. / Н.М. Иовчук. - М.: изд-во НЦЭНАС, 2000. - 401с.
- Иохвидов В.В., Зикункова В.В. Агрессивное поведение подростков с позиций концепции психологической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 4. С. 6.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности // Психолог. 2016. № 4. С. 67-78.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Ставрополь, 2015. С. 54-59.
- Краснянская Т.М. Психология личной безопасности субъекта. Ессентуки: РОССЫ, 2002. 156 с.
- Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Сочи, 2006. 38с.
- Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации. Пятигорск, 2010. 268 с.
- Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность. Пятигорск, 2011. 328 с.
- Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов // Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 4. С. 2.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность в системе факторов санаторно-курортного оздоровления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017. №4. С.26-30.
- Краснянская Т.М. О некоторых результатах исследования психологии самообеспечения безопасности субъекта в экстремальных ситуациях // Известия ТРТУ. 2005. Т. 51. № 7. С. 100-103.
- Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности. Пятигорск, 2009. 280 с.
- Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у её субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2009. № 12. С. 23-31.
- Краснянская Т.М., Ковдра А.С. Психологическая безопасность личности: временная перспектива. Пятигорск, 2012. 168с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 2001. - 478 с.
- Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: Монография. Санкт-Петербург, 2002. - 155с.
- Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. 2003
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 73-82.
Комментарии: