» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (16) 2018

Автор: Дусыева Яна Олеговна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Вопросы совершенствования законодательства в сфере агропромышленного комплекса

Статья просмотрена: 57 раз
Дата публикации: 11.07.2018

УДК  002.304

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Дусыева Яна Олеговна

студентка 2 курса магистратуры Института права

Научный руководитель: Сергеев Артем Леонидович

кандидат юридических наук, старший преподаватель

Башкирский государственный университет, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматриваются правовые проблемы, которые препятствуют аграрному законодательству, а именно требующие совершенствования, для успешного регулирования в данной сфере. Также говорится о необходимости принятия некоторых законов, которые бы способствовали эффективному регулированию по каждой отрасли АПК.  Решая вопрос о принятии нормативных правовых актов в сфере агропромышленного комплекса, возможно, будет сформирована система аграрного законодательства, которая поможет устранить пробелы и противоречивость действующего.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное регулирование, аграрная политика, аграрное законодательство, сельское хозяйство, агропромышленное производство.

 

Агропромышленный комплекс выступает одним из важных сфер нашей страны, центральным звеном, которого является сельское хозяйство. Орган государственного управления контролирует деятельность агропромышленного комплекса и следит за развитием сферы, а именно Министерство сельского хозяйства РФ.

Для того чтобы раскрыть данную тему необходимо рассмотреть и изучить  возможные пути совершенствования административно-правового регулирования в сфере агропромышленного комплекса и нормативного обеспечения его отраслей, которые поспособствуют устранению недостатков. Одной из основных правовых проблем, которая препятствует аграрному законодательству, является определение сферы правового регулирования в области АПК. Так как необходимо разграничить административно-правовые отношения, касающиеся экономики в аграрном секторе от гражданско - правовых. Тем самым это разграничение  поможет  избегать дублирования положений ГК РФ в аграрном законодательстве и появлению сложностей с выбором процессуальных методов по решению споров в административно-  или в гражданско - правовом порядке.

Далее к вопросу совершенствования можно отнести следующее – необходимость сформировать строго определенные понятия и категории аграрного права. Так, например, требует решения по этой сфере проблема установления повышенной ответственности покупателя сельскохозяйственной продукции за просрочку платежа. В нашем случае стоит отметить, что помимо этой проблемы из нее же вытекает следующая, которая заключается в отсутствии юридического определения сельскохозяйственной продукции, и это может привести к многозначному толкованию, как органами государственного управления, так и другими лицами в зависимости от бытового толкования отдельным гражданином. Еще одна проблема, которая требует совершенствования в законодательстве АПК, связана с пробелами в формировании условий применения норм, а именно в обеспечении механизма принуждения за нарушения.

Обратимся к Федеральному закону от 8 декабря 1995 года № 193 – ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и определим, какие действия требуются для совершенствования данного нормативного правового акта. Требуются изменения в законе в соответствии с которыми получают организационное оформление сельскохозяйственные потребительские кооперативы (рабочее наименование – «ссудно-сберегательные»), аналогичные по своим функциям и правомочиям СПКК, но при этом имеющие следующий масштаб деятельности: фонд финансовой взаимопомощи ссудно-сберегательного кооператива не превышает 10 млн. рублей; общее количество членов и ассоциированных членов ссудно- сберегательного кооператива не превышает 200; доля членов и ассоциированных членов ссудно- сберегательного кооператива, проживающих и (или) зарегистрированных на территории одного поселения, составляет не менее 95%. Так как  кооперативы такого вида в силу малого масштаба их деятельности и отсутствия рисков для финансовой системы не должны подлежать государственному регулированию.

Особое внимание требует вопрос, связанный со сферой финансово-кредитной системы и государственной поддержкой сельского хозяйства, а именно это касается банковского обеспечения агропромышленного комплекса, а также совершенствование структур в вопросах задолженности сельскохозяйственных предприятий в бюджетные и внебюджетные фонды и мер их реформирования – Федеральный закон  "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 09.07.2002г. № 83 – ФЗ[3], а также стоит внести дополнения и изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127 – ФЗ[2].

Стоит также задуматься о принятии законодательных актов, которые будут определять особенности создания и функционирования сельских кредитных, страховых организаций на кооперативных принципах - Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190 – ФЗ[1].  Отметим, что в законодательстве имеются пробелы, а именно в проекте Налогового кодекса РФ не учитывается сезонность производства в некоторых регионах нашей страны и поэтому требуется внесение соответствующих поправок  и совершенствования законодательства.

Одна из  проблем, которая повлекла за собой  весомый ущерб сельхозпроизводителям, а также резкое ужесточение конкуренции обусловлена вступлением Российской Федерации в ВТО.      Выявленные проблемы законодательства в сфере сельского хозяйства необходимо решить для успешной конкуренции отечественного товаропроизводителя на глобализирующем рынке. Поэтому стоит разработать специальные законодательные и другие нормативные правовые акты для адаптации отраслей агропромышленного комплекса к условиям функционирования, но с учетом тех норм и правил, которые необходимы в ВТО.

Стоит отметить активное участие субъектов Российской Федерации в регулировании агропромышленного комплекса. Но, к сожалению, только увеличение темпов роста производства недостаточно для эффективного и ускоренного развития сферы агропромышленного комплекса. Для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие сферы АПК необходимо усилить государственную поддержку, также принимать меры по преодолению кризисных ситуаций и совершенствовать законодательство по каждой отрасли АПК.

Наряду с этим, нельзя не отметить важнейшие направления поддержки АПК в новых правовых условиях хозяйствования. Речь идет о том, чтобы снять или уменьшить значительное число административных барьеров, так как они заметно затрудняют темпы развития АПК, также принять соответствующие меры государственной поддержки в сфере АПК. Особого внимания требуют регионы с неблагоприятными климатическими условиями. Осуществление эффективного государственного регулирования возможно с помощью принятия единого правового акта, который бы имел программно-стратегический характер.

Забегая вперед, можно предположить, что вышеназванные аспекты могут быть предусмотрены посредством принятия соответствующей стратегии, которая была бы направлена на решение проблем, связанных со сферой  АПК на всех уровнях государственной власти, которая будет бороться с кризисными явлениями в данной области (подобные правовые акты в настоящее время принимаются и реализуются).

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что требуется законодательно решить вопросы в сфере АПК, а именно по каждой отрасли. Это необходимо для совершенствования нормативной базы, а также для того, чтобы заполнить пробелы и освободиться от частых корректировок и поправок в нормативно - правовых актах для устойчивого развития агропромышленной сферы. В этом случае необходимо разработать эффективные и своевременные методы правового регулирования, которые будут основываться как на теоретическом, так и на практическом исследовании АПК.

К сожалению, анализируя теоретические изыскания некоторых авторов по поводу государственного регулирования АПК, наблюдается достаточно низкий интерес к проблемам данной сферы со стороны исследователей.

Таким образом, необходимо провести дополнительные разработки для совершенствования или принятия нормативных правовых актов в сфере агропромышленного комплекса, так как это позволит сформировать систему аграрного законодательства и устранить пробелы и противоречивость действующего.

 



Список литературы:

  1. Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190 – ФЗ».//КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89568/(Дата обращения: 05.06.2018).
  2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127 – ФЗ». //КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331// (Дата обращения: 05.06.2018).
  3. Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 09.07.2002г. № 83 - ФЗ».//КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37511/ (Дата обращения: 05.06.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: