» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Балданова Мирослава Ивановна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовой нигилизм

Статья просмотрена: 1291 раз

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Балданова М.И.
студент юридического факультета

Бурятский государственный университет

Аннотация. Правовой нигилизм — фактор, который оказывает значительное явление на формирование правосознания широких масс населения. Именно в реалиях нашей жизни отражена острая актуальность данной проблемы, т.к. правовой нигилизм — это опасное социальное явление, которое во многих случаях становится серьезным препятствием на пути реформ и преобразований в процессе развития экономики и юриспруденции.

Ключевые слова: правовой нигилизм

В научном плане проблема правового нигилизма в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно назрела, так как социально-юридические феномены широко распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов, которым необходимо иметь  по возможности полное представление о сути этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях устранения.

Эта тема представляет для меня большой интерес, так как именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в России.

Объектом исследования является правосознание российских граждан.

Предметом исследования выступают закономерности существования правового нигилизма в РФ.

Методологической основой исследования является диалектический материализм в сочетании с частными приемами и способами познания явлений объективной реальности, с использованием системного, логического, исторического методов познания.

В процессе анализа исторических фактов я постараюсь максимально абстрагироваться от всех идеологических и политических учений и выполнить работу беспристрастно.

Правовой нигилизм — комплексное социально-правовое явление, которое поглотило большинство сфер общественной и политической жизни общества и государства, поэтому актуальность этого явления выходит на первый план в процессе формирования действительно правовых государств на постсоветском пространстве.

Правовой нигилизм — фактор, который оказывает значительное явление на формирование правосознания широких масс населения.

Именно в реалиях нашей жизни отражена острая актуальность данной проблемы, т.к. правовой нигилизм — это опасное социальное явление, которое во многих случаях становится серьезным препятствием на пути реформ и преобразований в процессе развития экономики и юриспруденции.

Целью данной работы является исследование правового нигилизма как комплексного явления, исследование возникновения и истории развития данного явления, исследование распространения его на население Российской империи, актуальности данной проблемы на сегодняшний день, влияние правового нигилизма на правосознание людей, а самое важное — анализ пути разрешения данной проблемы.

Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин— в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы— элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни. Речь идет о невостребованности права обществом.

Для начала следует разобраться, что же такое нигилизм вообще.

Нигилизм ( от лат. Nihil – ничто) -  в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни [1]. Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.

Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания  и мироощущения личности. По утверждению большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение он получил в XIX веке (в основном в России и странах Западной Европы). Нигилизм как часть идеологического учения связан с именами таких философов, как  Якоби, Ницше, Прудон, Хайдеггер, Кропоткин, Бакунин и ряд других авторов. Нигилизм чрезвычайно разнообразен и может принимать различные формы выражения, такие как политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д. Форма выражения нигилизма зависит от того, в какой области знаний и в какой сфере жизни общества отрицаются те или иные ценности.

Яркие примеры нигилистов мы можем найти в художественной литературе XIX века. В основном это произведения Тургенева ("Отцы и дети", представитель нигилизма – Базаров). Российский нигилизм того периода носил революционный характер.

Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты – это движущая сила общества и молодую поросль новой молодежи следует искать "в недоученных учениках  Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых,  в нигилистах -  в них жизнь, в них энергия, в них  честная и сильная воля" [2].

По утверждению С.Л. Франка России присущ нигилизм, нигилистическое отношение  к большинству ценностей того периода: "Русский интеллигент не знает никаких  абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояние на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм это есть лишь отражение ее нигилизма.… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей" [3].

Известный русский теоретик анархизма М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил причины нигилизма в своей книге "Государственность и анархия":

" Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека, знаем что такое, с точки зрения внутренней жизни ее, наша любезная всероссийская империя. Для небольшого количества, может быть для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император со всем  августейшим домом и со всей знатною челядью, она – неистощимый источник – нравственных; для более обширного, хотя все еще тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она – благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства; для обширнейшей массы мелких служащих, все-таки еще ничтожной в сравнении с народною манной – скупая кормилица; а для бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка – мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница".

При таком отношении пусть даже теоретика к государству ( оно во многом правильное) неизбежно возникают предпосылки для формирования нигилистического отношения к государству.

Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание – понятие более широкое чем нигилизм, оно присуще человеческому созданию и диалектическому мышлению.

Основные пути преодоления правового нигилизма — это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и другие. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать мгновенно. Это трудный и длительный процесс.

В конечном счете все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса — социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.

Р. Иеринг писал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен в свой черед также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона — словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества» [4].

Снова возвращаясь к проблеме нигилизма, хочу подчеркнуть, что он настолько глубоко засел в современной жизни, настолько прочно завладел умами людей, что вытравить его оттуда в ближайшее время не представляется возможным. Можно однако попытаться хотя бы ослабить его позиции, решительно действуя по нескольким направлениям.

1. Необходимо немедленно прекратить “войну законов” на федеральном и региональном уровнях. В масштабе всей России законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие  Конституции и друг другу. На уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать федеральным.

2. В деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности – без перегибов ни в одну, ни  в другую сторону.

3. Нужно немедленно пресечь волюнтаристкий стиль управления и властвования – никаких “директивных” методов, никаких “переступаний” через право – только закон и все решения только на его основе.

4. Надо все более  усовершенствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь прежде всего на правовые процедуры.

5. И, наконец, используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти).

И, может быть, при реализации этих действий в комплексе друг с другом наше общество удастся освободить, а потом  и окончательно излечить от губительной для права болезни под названием “правовой нигилизм”.

Итак, правовой нигилизм, благодаря указанным выше историческим причинам, несовершенством государственной системы в данное время, крепко установился в сознании людей. Как же решить эту наболевшую проблему ?

С преступностью, определенно, надо бороться, причем бороться жесткими мерами, а сейчас, как известно, применяются довольно мягкие формы наказания, да и то та мера наказания, которая в соответствии с законом должна быть применена в каком-то конкретном случае, зачастую смягчается множеством поблажек со стороны судебного органа. И ужесточение наказаний отнюдь не связано с движением в сторону авторитаризма, так, например, общеизвестно, что в такой без сомнения демократической стране, как США, применяются наказания намного жестче, чем в нашей стране, вплоть до смертной казни на электрическом стуле (что не так уж и гуманно). Но с другой стороны, даже масштабное применение смертной казни вовсе не означает, что уровень преступности резко упадет. Некоторые европейские исследователи утверждают, что с отменой смертной казни в странах Европы преступность не увеличилась, что просто объяснить самой психологией преступника: 90% людей, совершающих преступление, даже не задумываются, какие последствия оно повлечет для них самих, в случае поимки и суда. В общем, вопрос о преодолении высокого уровня преступности, связанного с пренебрежительным отношением к правовым нормам – вопрос дискуссионный.

Понятно, что неисполнение законов чиновниками вызвано безнаказанностью. Той самой безнаказанностью, которая становясь системой, развращает. Для преодоления этого, конечно, недостаточно должного правового просвещения. Тут необходимы другие методы, и ответственность за неуважение к праву, закону занимает среди них далеко не последнее место. Речь идет о конкретной, персональной, ощутимой ответственности тех, кто нарушает, и поучительной для тех, кто собирается нарушить.

Заметное ужесточение контроля за соответствием различных подзаконных актов законам и Конституции может прекратить "войну законов", неразбериху, пробелы в праве. В какой-то степени в нашей стране некоторое движение в эту сторону уже наблюдается: это связано в первую очередь с расширенными полномочиями министерства юстиции, которое и призвано теперь выполнять контрольную функцию, а также с активной деятельностью Конституционного суда Российской Федерации.

Необходимо избавиться от различных привилегий чиновникам всех уровней, депутатам, проводить активную просветительскую работу. Это может в некоторой степени избавить наше государство от жесткой конфронтации властей, которая наблюдается в настоящее время. Хотя, коррупция, царящая в высших эшелонах власти, будет еще долго привлекать любителей "легкой наживы".

Многие люди будут больше воспринимать право, как инструмент, способный успешно решать социальные конфликты, если поверят в него, поймут, что право – это не придаток государства и не досадная необходимость, а то, на что человек может реально опереться. Этого, конечно, нельзя добиться, без совершенствования правовой системы и без воспитания в человеке еще с малолетнего возраста чувства уважения к праву. Необходимо поднять авторитет права, воспитывать не отчаявшихся "ворошиловских стрелков", а людей, уверенных в завтрашнем дне, понимающих, что их права всегда будут защищены государством. Правовой нигилизм – признак неправового государства, где люди не надеются на защиту закона, а защищаются сами, как могут. Чтобы добиться разрешения этой проблемы необходимо повышение правосознания общества, стремление к созданию правового государства.

Итак, правовой нигилизм и правовой идеализм – явления развиваемые и претворяющиеся в жизнь обществом и государством. Причем основной причиной правового нигилизма и правового идеализма можно считать именно государство. Это доказывает ряд следующих фактов:

1. основную роль в формировании общественных отношений играет государство;

2. государство непосредственно связано с правом и всем, что с ним связано;

3. правовой нигилизм – элемент, появляющийся вследствии общественных отношений (точнее – их неправильного регулирования государством через право);

4. исторический анализ российского нигилизма вообще и правового нигилизма в частности.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.



Список литературы:

1.             Краткий словарь по философии / Под ред. Блауберга. Полит. Литература, 1999. Стр. 205

2.             Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. С.П.б., 1906. С. 293; Ст. Н.И. Матузова "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали"// Известия ВУЗов. Правоведение №2 1994

3.             Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. с. 170,172,173

4.             Иерипг Р. Борьба за право. М, 1991. С. 37.

5.             Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.22. стр. 41

6.             М.А. Бакунин, Государство и анархия", Собр. Избр. Сочинений, стр.356

7.             Бакунин М.А. "Наука и народ", собр. Избр. Соч. стр.23

8.             Теория государства и права. Учебник для ВУЗов., М.: "Юристъ", 2003

9.             Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 2003

10.          Попов В.В. “Некоторые формы появления правовго нигилизма и            пути его преодоления” Юрист  №1/2002г.

11.         Смирнов, А.Г.А. И. Герцен о русском нигилизме как общественно-политической борьбе. Судьба нигилизма. Сборник работ Э. Юнгера, М. Хайдеггера, Д.Кампера, Г. Фигаля. Пер. с немецкого. С.-Пб.,2006.-277с.

12.         Кашанина, Т.В. Юридическая техника / Т.В. Кашанина. М.: Инфра-М, 2007.

13.         Зрячкин А.Н. К вопросу о соотношении причин и источников правового нигилизма //Новая правовая мысль.,2006.№2.-с.8

14.         Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Юристъ, 2000. – С.87.

15.         Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М.: Юрид. лит., 2002. – С.174.

16.         Лившиц Р.З. Теория права. - М.: БЕК, 2000. – С.221.
Малешин Д.Я. Причины правового нигилизма в России // Закон. 2009. №1.

17.         Сауляк О.П. Правовой нигилизм как инвариант отечественного правосознания// Правовое государство. 2009. №9

18.         Федоренко К.Г., Щавинский Б.В. Феноменология и меодология права // Философия права. 2002. №2.

19.         Малешин Д.Я. Причины правового нигилизма в России // Закон. 2009. №1. С. 145

20.         Малешин Д.Я. Причины правового нигилизма в России // Закон. 2009. №1. С. 150



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: