» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (17) 2018

Автор: Павелко Полина Павловна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Кооперационно-сетевые взаимодействия как модель коммерциализации инновационных разработок

Статья просмотрена: 660 раз
Дата публикации: 26.07.2018

УДК 658.7

КООПЕРАЦИОННО-СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МОДЕЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК

Павелко Полина Павловна

студент

ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, грасноярск

 

Аннотация. В статье раскрыта необходимость создания кооперационно-сетевых связей как направления коммерциализации инновационных разработок на примере нефтегазовой отрасли.

Ключевые слова: инновационные разработки, коммерциализация инновационных разработок, кооперационно-сетевые взаимодействия.

 

Кооперационно сетевые взаимодействия – это особая форма организации  юридических лиц, функционирующих в структурах различной организационно-правовой формы, координирующих свою деятельность и совместно использующих финансовые, материально-технические, интеллектуальные и иные ресурсы для решения конкретных проблем развития сектора науки и инноваций [1].

Исследование кооперационно-сетевых взаимодействий между бизнесом и наукой остается актуальным вопросом исследований в экономике и управленческой практике.

Одним из направлений активизации коммерциализации инновационных разработок является нефтегазовая отрасль.

До 1991 года в России за счет бурного развития нефтегазовой отрасли и наращивания темпов и объемов добычи имело развитие отечественное машиностроение и разработка новых технологических процессов. В 1992 г добыча нефти в России составляла еще 399 млн. т. в 1995 г. – 307 млн. т., критически снижался уровень переработки. В 1998 г. зафиксированы минимальные объемы бурения – всего 5 млн. т. нефти [2,3].  Ввиду отставания в развитии машиностроительной базы, нарушения установившихся  хозяйственных связей после распада СССР встал вопрос потребности отрасли в оборудовании и материалах. В итоге был выбран простой путь решение – закупать новое оборудование и материалы за границей.

За последние 27 лет во всех  процессах нефтегазового комплекса: добычи нефти и газа, транспортировки, переработки нефти и нефтепродуктов, огромный пласт работы был переложен на импортные технологии, оборудование и расходные материалы. Из разных источников порядка 70% это Китайское и Американское производство. Доля импорта в закупке только оборудования для нефтегазового комплекса к началу 2000 гг. достигла 35%. На этом оборудовании в 2016 г. Россия произвела 524 млн. т. нефти, что стало рекордным показателем с 1990 г [2,3]. Но показатели добычи советских времен еще не достигнуты. Остались забыты такие ударные предприятия, как, например,  «Уралмашзавод» который изготавливал оборудования для передовых способов нефтедобычи и повышения нефтеотдачи еще в 1980-х годах.

На текущий период времени в связи с изменениями курса рубля возникла возможность возрождения российских технологий, материалов и производства оборудования, но не через воссоздание прошлых наработок, а через создание совершенно новых, передовых: мы не догоняем, а идем вперед.

Для восстановления связей отрасли с предприятиями и заводами-изготовителями, сперва, необходимо рассмотреть все направления потребностей и выбрать на первом этапе расходные материалы, как наиболее простое направление в реализации кооперации, на втором этапе – технологии, и на третьем этапе – технологическое оборудование [4,5].

Производственная среда: компании и предприятия должны предъявлять информационный спрос на научные знания и разработки в целях повышения своей конкурентоспособности и обеспечению новизны. Таким образом, они выступают проводниками инноваций и способствуют коммерциализации результатов инновационных разработок и их выходу на рынок. Коммерциализация – это получение экономического эффекта от использования инновации [6].

К главным факторам, побуждающим к кооперации в инновационной сфере можно отнести [1]:

-    возрастающую комплексность технологической базы, требующую все большей компетентности и дополнительных знаний в сопряженных технологических областях;

-           ускорение технологических циклов;

-           увеличение стоимости и риска инноваций.

Отношения между компаниями и предприятиями – потребителями инновационных разработок и наукой должны опираться на интенсивное сетевое взаимодействие для обмена информацией.

На рисунке 1 представлена модель коммерциализации инновационных разработок за счет налаживания кооперационно-сетевых взаимодействий предприятий и новых организаций разработчиков.

Рисунок 1. Модель кооперационно-сетевого взаимодействия коммерциализации инновационных разработок

Крайне важно активное государственное участие на всех этапах реализации модели. Во-первых, для запуска модели необходима политическая воля.

Во-вторых, те факторы, которые препятствуют процессам коммерциализации должны быть минимизированы за счет проведения государственной инновационной политики, направленной на стимулирование создание благоприятного климата для инновационные процессов. Государство выступает связующим звеном между сферой научно-технической деятельности и производства.

Процесс внедрения инновационных разработок является обязательным условием эффективного использования инновационного потенциала и представляет собой соединение воедино разработанной идеи с ее практической реализацией. Инновационный путь развития в России и в мире признается стратегически необходимым. Очевидно, что для высоко технологического уровня нефтегазовой отрасли, устойчивости нефтегазовых компаний с наличием государственной собственности, налаживание кооперационных связей с научными организациями является важнейшем направлением развития.

 



Список литературы:

  1. Горденко Г.В. Межфирменная кооперация в инновационной сфере как объект государственного регулирования Экономика, предпринимательство и право. № 2 (13) / 2012
  2. Третьяков Е. Нефть России: новая жизнь // журнал «Гаспромнефть» - 2016 г.
  3. Бодрова Е.В., Гусарова М.Н. Развитие нефтегазового комплекса в России в 1990-е гг. [Электронный ресурс]: режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-neftegazovogo-kompleksa-rossii-v-1990-e-gg.
  4. Инормационно аналитический материал: Взаимодействие науки и бизнеса в процессе коммерциализации исследований и разработок. НИУ Высшая школа экономики
  5. Доровских А.И. Роль инноваций в развитии вертикально интегрированных нефтяных компаний. / Вест. Моск. Ун-та. Сер. 6. Экономика. 2009. №1.
  6. Иванов В.В. Коммерциализация результатов научнотехнической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России /, С. Клесова, О.П. Лукша и др. – М.: ЦИПРАН РАН, 2006. – 264 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: