» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (43) 2020

Автор: Корженко Ольга Михайловн, кандидат педагогических наук
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: История развития педагогической работы отечественных краеведческих музеев

Статья просмотрена: 157 раз
Дата публикации: 14.09.2020

УДК 374

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ

Корженко Ольга Михайловна

кандидат педагогических наук

Белгородский государственный институт искусств и культуры, гелгород

 

Аннотация. Автор данной статьи анализирует процесс развития образовательной и воспитательной работы на базе российских краеведческих музеев. Также рассматривается взаимосвязь данной работы с особенностями политической жизни страны. Особое место уделено педагогической деятельности на базе Белгородского краеведческого музея.

Ключевые слова: музей, образование, просвещение, культура, фонды.

 

Музей служит сокровищницей овеществленной человеческой памяти. Тяга к источникам природного или рукотворного характера, отражающим сложные процессы в мировом развитии, прослеживается с давних времен. Круг людей, занимающихся сбором, хранением и трансляцией культурного наследия, всегда состоял из наиболее подготовленных и интеллектуально развитых представителей своего времени, чутко улавливающих и отражающих в своих действиях интерес общества к культурному наследию. Человечество ощущает потребность определить свое отношение к историческому прошлому, решить вопросы национально-культурной идентичности. В цивилизованном обществе неоценимую помощь в решении этих вопросов оказывает музей. Современные краеведческие музеи концентрируют в себе историческую память, отвечающую мышлению современного человека.

Музеи Российской Федерации являются частью общемирового достояния. Без них невозможен всесторонний анализ развития мировой культуры, ведь отечественные музейные фонды содержат материал, раскрывающий весь процесс мирового развития. В частности, вне России невозможно изучить античные золотые и серебряные изделия, о произведениях русского искусства, изделия Востока или работ отдельных европейских мастеров или цехов XVI-XVII вв.

Процесс формирования многочисленных российских коллекций во многом совпал с аналогичным процессом, происходившим в Западной Европе. В стране формировались музейные собрания различных типов: картинные галереи (пинакотеки), собрания оружия (цейхгаузы), коллекции медалей и монет (мюнцкабинеты), а также собрания предметов смешанного состава (кунсткамер).

 Особенности политического развития страны накладывали свой отпечаток и на процесс музейного строительства. Инициаторами создания музеев, равно как и проводниками государственной политики в музейном деле, стали представители верховной власти. Под их началом активно создавались первые музеи, и обеспечивалось их финансирование. Государственный заказ в интеллектуальной сфере, отражавший общественную потребность, приводит к созданию первоклассных коллекций. Так, родоначальница русских музеев, предшественница художественной высшей школы России, московская Оружейная палата была учреждена в начале XVI в. при Оружейном Приказе.

Превращение России в XVIII веке в музейную державу мирового значения совпадает с ее общим утверждением в Европе. В тот период формируются ее торговые, дипломатические и культурные связи с ведущими европейскими странами, что приводит к появлению потребностей в культурных преобразованиях. Петр I, приобретая отдельные произведения искусства и целые коллекции, уловил общественный интерес в сфере культуры, создавая базу дальнейшего государственного музейного строительства. Именно в XVIII веке в России появляются государственные нормативные акты, регламентирующие охрану и собирание культурных и исторических ценностей. Сбор и охрана памятников искусства и старины были признаны делом государственной важности. Просветительская работа верховной власти начала XVIII века, с использованием всех существующих государственных коллекций привела к прогрессу. Почти массовым становится коллекционирование предметов искусства в состоятельных кругах. Десятки дворцов наполняются предметами искусства, формируются целые частные галереи, где подбор осуществлялся систематически, с большим художественным чутьем и вкусом (например, собрание А.С. Строганова). В широких образованных слоях русского общества формируется понимание значения общедоступных музеев, и постепенно государственная власть и общественность в России в деле становления музеев образуют своеобразный тандем, передавая инициативу друг другу. Поступательное развитие в музейном строительстве связано с поступательным развитием страны в целом. Реформы 60-х гг. XIX в. активизировали художественную жизнь страны. Музеи, в том числе и государственные, перестали быть прерогативой столиц.

XX век сыграл большую роль в создании и становлении краеведческих музеев. Выделяются два этапа развития образовательной и просветительской деятельности музеев: это советский (начинался после Декабрьской революции) и постсоветский (начало после развала СССР). Советский период в свою очередь делится на два этапа – период до середины 1920-х гг., здесь пристальное внимание уделяется подрастающему поколению, совершенствуются образовательные и просветительские функции музеев, развивается экскурсионное дело, и период с середины 1920-х, в нем мы уже видим идеологическую составляющую деятельности музеев. Эти этапы можно также наблюдать в истории становления музейного дела Белгородской области.

Интенсивное музейное строительство как в России в целом, так и в нашем регионе происходит в 1918—1924 годах. Национализация частных собраний, имеющих музейное значение, конфискация имущества помещичьих имений, домов купечества и фабрикантов, церковных учреждений создали основу многих музеев. Большую роль в развитии музейного дела на местах сыграли краеведческие общества, особенно активизировавшие свою деятельность по изучению истории и культуры края в 20-е годы.

В истории музейного дела особое место занимает I Всероссийская музейная конференция, состоявшаяся в феврале 1919 года в Петрограде. На ней была принята программа развития музеев в Советской России, определены их задачи и социальный статус. Музеи должны были стать хранилищами ценностей, «памятной книгой человечества», опорой науки, давать эстетическое наслаждение своими коллекциями. Они должны были играть роль опорных пунктов в деле народного образования, превратиться в лаборатории, аудитории, мастерские, в которых посетители могут работать.

С первых лет советской власти пристальное внимание партийных и государственных руководителей, ученых, педагогов, деятелей культуры было обращено на подрастающее поколение. Что касается музейной деятельности, то в ней выделилось особое «детское» направление. Им занимались первые организаторы советского музейного дела Н.Д. Бартрам, А.У. Зеленко и Я.П. Мексин. Они привнесли новаторские идеи в работу музеев с юными посетителями. Например, Н.Д. Бартрам был создателем первого в России детского музея – Музея игрушки. По методам и приемам, которые использовались при посещении этого музея, в наши дни его бы назвали интерактивным музеем. Можно сказать, что Музей игрушки выполнял задачи современного музейно-педагогического центра [4; с. 112].

В послереволюционной России усовершенствование образования происходило с помощью краеведения, экскурсионного дела, широко использовалось «родиноведение». В 1920-е гг. экскурсионное дело было поднято очень высоко. Экскурсионный метод предлагался как элемент воспитания и эффективный способ получения знаний, активизирующий познавательную деятельность учащихся.

Музейная политика государства значительно меняется со 2-й половины 20-г.г. ХХ века. Музей становится пропагандистом идей партии и её установок. Музейные работники становились заложниками государственной политики. Это видно и в работе краеведческих музеев СССР. Тут могли проводиться пионерские сборы и собрания, комсомольские слеты, встречи с ветеранами гражданской войны. Так как СССР был государством с плановой экономикой, проводилась пропаганда успехов советских жителей и наоборот негативные высказывания об экономике зарубежных стран. Интересно и то что, первые детские музеи, которые, на практике доказали свою действенность и перспективы в воспитании будущих граждан и работников, прекратили своё существование примерно в 30-х годах ХХ века.

В Советском Союзе работа с посетителями музея называлась «научно-просветительской работой». А здесь было не только просвещение и образование, но и идеологическая составляющая. Только при развале СССР в 1990-е годы активизируется культурно-образовательная деятельность, при осуществлении которой реализуются следующие функции музеев (различной направленности) - образовательная, просветительская и развлекательная.

Весьма характерна история становления и развития музейной деятельности в Белгородской области.

В 1920-х гг. все музеи советской России были переданы в ведение Наркомпроса, при котором был создан Главный комитет по делам музеев и охране памятников — Главмузей. В мае 1921 года Наркомпрос издает Положение о губернских музейных органах, согласно которому при губернских отделах народного образования создавались комитеты по делам музеев - Губмузеи.

Инструктор местного Губмузея Н.Н. Попов и заведующий Белгородской секцией музейно-архивного отдела Н.Н. Мавровский в 1920 году, в результате обследования имений Мачурина, Семичева, Шатохина, Яковлева, Голева, Муромцева и других, а также–библиотеки Семичева и библиотеки духовной семинарии составили списки предметов, имеющих историческую и культурную ценность. Их включили в губернский музейный фонд для распределения по музеям губернии [3; с. 74].

Состоявшаяся в 1920 году в Москве конференция музейных отделов рекомендовала музеям на местах заняться, прежде всего, изучением и экспонированием материалов по родному краю. Исходя из этого, музеи, создававшиеся в нашем регионе в 1920-е годы, являются в основном краеведческими (они называются музеями местного края).

В фонде музейного отдела Главнауки есть списки провинциальных музеев. Здесь встречается упоминание о Грайворонском музее, Корочанском краеведческом музее, Старооскольском и Алексеевском музеях. В 1924 году создан Белгородский музей краеведения - филиал Курского губернского краеведческого музея. В документах встречается и упоминание о существовании в Белгороде музея с 1911— 1922 годов, но он был закрыт из-за недостатка средств. В письмах директора Белгородского краеведческого музея П.И. Барышникова упоминается Шебекинский музей.

Белгородский музей краеведения получает от Академии наук задания на ряд исследований природоведческого характера. Так, в отчете Павла Ивановича Барышникова Белгородскому отделу народного образования от 2 февраля 1925 года сообщается, что музей проводит метеорологические наблюдения, собрал подробные сведения о распространении в уезде озимой совки; была создана карта уезда, даны ответы еще на 30 вопросов [3; с. 75].

Шла работа по комплектованию фондов. В Майе 1925 года разработана инструкция для краеведов «Какие и как собирать краеведческие материалы». Был заключен договор с Охотсоюзом на изготовление чучел птиц и животных края, решен через Главнауку вопрос о передаче Белгородскому музею ценностей из бывшего Шебекинского музея; Мелтрест сделал распоряжение об изготовлении для музея полной коллекции мелоизвесткового производства и встречающихся в толще земли окаменелостей, изготовлении фотографий, диаграмм. Кожевенный и винокуренные заводы обязались поставить музею образцы своей продукции. Со школьной выставки технического творчества в музей поступили модели, таблицы, рисунки, собранные коллекции, всего около 1000 предметов. Ставится вопрос перед Курским губернским музеем о передаче музею 371 старопечатной книги из бывшего мужского монастыря, имущества бывшего Белгородского музея из покоев архиепископа Иоасафа (старинные иконы, небольшой разобранный иконостас XVII века, митры, старинное облачение, плащаницы, воздухи, 20 писаных масляными красками портретов белгородских митрополитов и архиепископов и т.д.). Очевидно, часть этих предметов была передана Белгородскому музею краеведения.

Надо отметить, что музейная сеть области создавалась в сложных и противоречивых условиях, и некоторые музеи в 1927 году, когда подводились итоги музейной деятельности за 10 лет Советской власти, уже не упоминаются. Белгородский краеведческий музей много раз менял свое помещение, руководителей, почти не получал никакой материальной помощи. Это не способствовало сохранности его фондов. Оккупация Белгорода фашистами привела к гибели всех коллекций. То же самое можно сказать о других местных музеях — Старооскольском краеведческом, Великомихайловском музее Первой Конной армии, открытом в 1939 году.

В 1946 году Белгородский городской краеведческий музей был возрожден. Комплектование фондов пришлось начинать заново. Первые экспонаты, переданные в музей, - это реликвии Великой Отечественной  войны и палеонтологические находки.

Важнейшем периодом в истории музейного дела в области является преобразование в 1963 году краеведческого музея г. Белгорода в областной краеведческий музей и создание новой экспозиции в здании Преображенского собора. Для создания полноценной экспозиции областного музея потребовалась большая работа по доукомплектованию фондов. С этой целью были организованы экспедиции в районы области, работа в архивах, с предприятиями, учреждениями, колхозами, совхозами области, со знаменитыми земляками, ветеранами войны и труда, краеведами. Все собранные материалы тщательно изучались, описывались и поступали в фонды музея. Они дали возможность создать с помощью Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства и комбината декоративно-прикладного искусства и скульптуры экспозицию на высоком научном и художественном уровне. 22 октября 1973 года она была открыта и стала значительным культурным и научным событием области.

Новая экспозиция музея стала базой проведения всероссийских стажировок для работников отделов истории советского общества 1976, 1977, 1979 годов. Музей становится методическим центром для всех музеев области. С его участием и помощью в 80 — 90-е годы XX века складывается музейная сеть области. В районах создаются сначала музеи на общественных началах, а затем они становятся филиалами Белгородского областного краеведческого музея. Это - Алексеевский, Борисовский, Вейделевский, Уразовский, Красногвардейский, Ровеньской, Шебекинский, Чернянский краеведческие музеи, Губкинский истории КМА, Дом-музей Н.Ф.Ватутина. Создаются и новые музеи: М.С. Щепкина, Н.В. Станкевича, В.Ф. Раевского, Новооскольский краеведческий музей [3; с. 77].

Созданию каждого музея предшествует большая собирательская, научно-исследовательская работа. Позднее некоторые музеи меняют свой профиль. Так, Губкинский музей «Курской магнитной аномалии» становится краеведческим, а Шебекинский краеведческий — историко-художественным.

В начале 1990-х годов статус краеведческих музеев Белгородской области снова подвергается изменению. Районные музеи — филиалы Белгородского областного краеведческого музея — становятся муниципальными, а Белгородский областной краеведческий музей становится государственным историко-краеведческим. После возвращения в 1991 году епархии здания Преображенской церкви музей переезжает на улицу Попова 2а, где в 1994 году была открыта ныне действующая экспозиция.

Большинство музеев области - краеведческие или исторического профиля. Коллекции их были сформированы таким образом, что могли показать и основные события страны, и важнейшие события истории, культуры своего края, а также и его особенности. Однако существовавший долгое время запрет на ряд тем в истории обеднял раскрытие исторического процесса. Главное внимание уделялось развитию производства, социалистическому соревнованию, передовикам производства, политическим вопросам, а быт, образ жизни людей, уровень их культуры в коллекциях, а, следовательно, и в экспозиции были отражены слабо.

В настоящее время меняется подход к комплектованию фондов, кото­рое по-прежнему остается приоритетным направлением в деятельности музея. Ведь создание коллекций - главное условие развития музея и основных направлений его деятельности, создания полноценной экспозиции, плодотворной просветительной работы.

Музеи Белгородской области с каждым годом увеличивают свои фонды. Так, в 35 музеях области на 1 января 2004 года насчитывалось более 200 тысяч подлинных музейных предметов. Во многих музеях значительно увеличилось количество музейных предметов. Если основной фонд районных музеев составлял в 1993 году 47 тысяч, то на 1 января 2004 года более 118 тысяч музейных предметов [1; с. 105]. На 1 января 2015 года количество музейных предметов еще более увеличилось.

Для примера рассмотрим Белгородский историко-краеведческий музей.

Он хранит 160 тысяч подлинных музейных предметов (для сравнения: в 2004 году их было всего 88 тысяч). Это, прежде всего, археологическая коллекция, включающая 9 тысяч уникальных памятников материальной культуры. Нумизматическая коллекция данного музея насчитывает более 11 тыс. предметов и является крупнейшей в регионе (она сформирована из отдельных монет, нумизматических коллекций и монетных кладов, монет регулярного чекана, юбилейных и памятных монет). Предметы этнографии и предметы быта составляют около 13 тысяч. В естественнонаучной коллекции Белгородского историко-краеведческого музея насчитывается более 6 тысяч предметов. Анализируя эти цифры, мы можем сказать, что фонды музея увеличились за последнее время почти в два раза. Благодаря этому появилась возможность разрабатывать новые экскурсии, лекции, выставки (в том числе передвижные) и другие формы занятий. Разнообразны и интересны коллекции и других краеведческих музеев области.

Краеведческие музеи несут ответственность перед обществом за сохранность его культурного достояния. В последнее время проведена большая работа по учету фондов в районных музеях. Они прошли первую ступень учета и сейчас переходят к инвентаризации. В этой работе постоянную помощь им оказывают сотрудники БГИКМ. Так, на базе этого музея было проведено множество семинаров по учету, хранению, сверке наличия фондов с учетной документацией. В большинстве музеев сверка наличия фондов с учетной документацией закончена, и ее результаты представлены в Министерство культуры. К сожалению, еще во многих музеях не созданы условия для сохранности музейных ценностей, что приводит к их утрате.

Результатами сотрудничества Белгородского государственного историко-краеведческого музея с другими региональными музеями стало создание новых экспозиций в Красногвардейском краеведческом музее, в музее Белгородской сельскохозяйственной академии, в ОАО «Белгородский хладокомбинат», ОАО «Белгородэнерго». Были созданы экспозиции Валуйского историко-художественного, Краснояружского, Корочанского краеведческих музеев, зал Природы и зал Истории Яковлевского историко-краеведческого музея. Перед самим Белгородским государственным историко-краеведческим музеем тоже стоит задача создания новой стационарной экспозиции.

Таким образом, педагогическая работа в музеях России имеет глубокие культурно-исторические корни. В частности, краеведческие музеи и сегодня активно используют для нее свои фонды.



Список литературы:

  1. Белгородский краеведческий вестник. Вып. 1 / Управление культуры администрации Белгородской области; Белгородский гос. историко-краеведческий музей / Под. ред. А.Д. Витохина, В.Н. Павловой, А.И. Папкова и др. - Белгород: БелГУ, 2001. - 174 с.72. Сто великих музеев мира. – М.: Вече, 2000. – 512 с.
  2. Донина, И. «Светлый мир»// Музей. – 2013 - №1 – С. 62-64.
  3. Ивашина, Н.Н. Музеи Белгородчины – хранители истории и культуры края / Н.Н. Ивашина // Областные краеведческие чтения. Сборник материалов. – Белгород: Везелица, 2005. – С.73- 5.
  4. Медведева, Е.Б. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев / Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич. – М.: ИПРИКТ, 1997. – 245 с.
  5. Областные краеведческие чтения: сборник материалов/Под общ. ред. В.В.Романенко. Белгород: КОНСТАНТА, 2014. – 200 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: