» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (17) 2018

Автор: Слободяник Александр Петрович,
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Правовое обеспечение экономической безопасности высшего учебного заведения

Статья просмотрена: 194 раз
Дата публикации: 08.08.2018

УДК 338.2

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Слободяник Александр Петрович

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассматриваются правовые вопросы обеспечения экономической безопасности, а также нормативно правовой режим высшего учебного заведения. Изложены основные правовые проблемы по обеспечению экономической безопасности вуза в сфере закупок.

Ключевые слова: экономическая безопасность, высшее учебное заведение, правовой режим, закупки, ответственность, ревизия.

 

Для достижения наибольшего эффекта в деятельности любой организации сегодня достигается за счет использования рыночного механизма, в частности конкурентной борьбы в ходе закупок товаров, работ и услуг для жизнедеятельности организации.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает правила осуществления закупок для бюджетных организаций. В соответствии с данным законом, закупки напрямую связано с процедурой размещения государственных и муниципальных заказов. При этом вузы являются субъектом закупочной деятельности, на основании приказа Федерального агентства по образованию Российской Федерации от 10.02.2006 № 68, подведомственные Рособразованию учреждения и организации, являющиеся распорядителями и (или) получателями средств федерального бюджета, получают полномочия на размещение ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Решение о выборе способа закупки необходимых ценностей принимается заказчиком, т.е. руководителем вуза или иным должностным лицом, заинтересованным в процедуре размещения заказа. Однако на практике данное право часто делегируется конкурсной комиссии, которая утверждается приказом ректора вуза и действует в соответствии с положением о конкурсной комиссии.

Соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств составляет предмет государственного и муниципального финансового контроля. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ финансовый контроль в этой части в сфере, размещения государственных заказов могут осуществлять главный распорядитель средств бюджета по отношению к подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также Счетная палата Российской Федерации. Контроль за процедурами размещения заказа возложен на Федеральную антимонопольную службу.

Проблема квалификации того или иного случая как неэффективного использования бюджетных средств крайне актуальна для вузов.

Вузы самостоятельно определяют способ обеспечения эффективного расходования максимальную экономию либо максимальный результат в пределах доведенных средств.

Неэффективное использование бюджетных средств подтверждается только в случае, если уполномоченный орган на основании полного анализа всей совокупности правовых оснований расходования бюджетных средств докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Основными задачами обеспечения экономической безопасности в области закупок являются выявление рисков, анализ и тестирование контрольных процедур. Выявление рисков следует производить во взаимосвязи с угрозами и факторами, их создающими.

На этапе работы единой комиссии по осуществлению закупок для нужд вуза, необходимо произвести проверку достоверности информации, представленной в заявке от участника закупки. Существуют разные способы проверки, один из которых с использованием открытых дынные на сайте Федеральной налоговой службы РФ, содержащих сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

За нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 7.29-7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ) установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Данный срок исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, а для длящихся правонарушений - за днем его обнаружения.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, за нарушение законодательства Российской Федерации привлекаются к административной ответственности и несут ответственность как должностные лица.

Основным видом административного наказания, применяемым при совершении данных нарушений, является штраф. В отдельных случаях применяется дисквалификация.

Важным моментом с позиций обеспечения экономической безопасности вуза является обязанность возмещения вреда, причиненного вузу вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в установленном порядке неправомерными.

Наиболее сложными для вузов являются комплексные проверки, проводимые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзором). Эта служба «непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок».

Цель ревизии (проверки) – определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Ревизия (проверка) проводится федеральными государственными гражданскими служащими Росфиннадзора (территориального органа).

Исходя из темы ревизии (проверки) и ее программы руководитель ревизионной группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы ревизии (проверки), а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.

В ходе ревизии (проверки) по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы ревизии (проверки).

Значителен и размер ответственности вуза и его руководителя в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств. Так, «нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет как административное, так и уголовное наказание».

Неотъемлемым элементов обеспечения экономической безопасности вуза является внутреннее расследование целью которого является установить достоверность или недостоверность поступившего сообщения или ставшей известной информации о совершении работником правонарушения или преступления коррупционной направленности.

С проведением внутреннего расследования связан целый ряд проблем, касающихся защиты персональных данных, соблюдения тайны переписки и неприкосновенности частной жизни. Работники, проводящие внутреннее расследование, не являются сотрудниками правоохранительных органов и не имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия. Соответственно, внутреннее расследование строится прежде всего на изучении документов вуза, информации из открытых источников, сведениях, добровольно предоставляемых работниками. Положения, позволяющие собирать иную информацию, необходимую для проведения внутреннего расследования, должны заранее включаться во внутренние документы вуза и в договоры с работниками при условии, если сбор такой информации с предварительного согласия работника не нарушает требования действующего законодательства. Работник должен быть заранее под подпись ознакомлен с соответствующими внутренними документами.

Зафиксированные за последнее время факты происшествий в учебных заведениях: пожары, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного и политического терроризма и экстремизма, участившиеся случаи вербовки молодежи экстремистскими и террористическими организациями придают вопросам обеспечения безопасной, здоровой образовательной среды и формирование культуры безопасности среди обучающихся и работников вузов особую важность.

Для того чтобы максимально снизить риски опасных явлений, влияющих на безопасность образовательного процесса, существует пакет законных и подзаконных актов, ведомственных писем, распоряжений, изданных органами государственного управления и исполнительной власти. Целью их издания являлась и является необходимость обеспечения безопасного образовательного процесса.

Ответственность за обеспечение безопасности лежит, прежде всего, на руководителе вуза. При этом, на региональном и муниципальном уровне, организационно-методическую и руководящую роль в этом процессе несут, как правило, соответствующие подразделения органов исполнительной власти субъектов федерации, а в федеральных государственных образовательных учреждениях «строительство» безопасности как процесса в настоящее время происходит, как правило, обособленно и индивидуально с учётом особенностей построения структуры этих учреждений. В конечном итоге, вопрос безопасной жизнедеятельности любого образовательного учреждения сводится к необходимости принятия ряда комплексных мер обеспечения безопасности по основным (главным) направлениям, при этом основными задачами являются:

  • организация и обеспечение пропускного режима в здания образовательного учреждения;
  • организация физической охраны;
  • оснащение образовательного учреждения техническими системами наблюдения, охраны, обеспечения пожарной, антитеррористической безопасности;
  • выполнение мероприятий по своевременному выполнению и постоянному соблюдению требований пожарной безопасности.

Правительством Российской Федерации издано Постановление от 07 октября 2017 года № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Во втором разделе постановления устанавливается необходимость категорирования в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) в зависимости от количества, одновременно находящегося на его территории людей. Пункт 24 Постановления устанавливает необходимость оборудования объектов (территорий), первой категории опасности, контрольно-пропускными пунктами и въездов на объект (территорию), телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию. Пункт 22 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности указывается на необходимость оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Современные комплексные системы безопасности вуза включают следующие взаимосвязанные интегрированные подсистемы, действующие в едином информационном поле: 1) система видеонаблюдения; 2) система контроля и управления доступом; 3) система охранно-пожарной сигнализации; 4) система оповещении и громкоговорящей связи.

Таким образом, независимо от установленной категории, любое образовательное учреждение должно быть оборудовано указанными выше техническими системами и сформировать паспорта безопасности объекта.

 



Список литературы:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
  2. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, № 14, ст. 1649,
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  4. Управление высшим учебным заведением: учебник / А. Ю. Архипов, В. Н. Богуславский, М. А. Боровская, и др.; Под общ. ред. С. Д. Резника, В. М. Филиппова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 768 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: