» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (17) 2018
Автор: Елисеева Лина Александровна, Магистрант медиаобразовательного факультета
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Современная библиотека как площадка для реализации медиаобразовательных программ (на примере Новосибирской областной юношеской библиотеки)
Дата публикации: 08.08.2018
УДК 374
СОВРЕМЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (НА
ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ)
Елисеева
Лина Александровна
магистрант медиаобразовательного
факультета,
Новосибирский государственный
педагогический университет, г. Новосибирск
Аннотация. В
статье анализируется возможность использования библиотек как
медиаобразовательных площадок. Рассматриваются пути реализации
медиаобразовательных программ на базе современных библиотек. Автор анализирует
опыт использования медиаобразовательных технологий и мультимедиа в работе
Новосибирской областной юношеской библиотеки. Анализируются дальнейшие направления
изучения проблемы.
Ключевые
слова: медиаобразование, библиотека, педагогическое образование,
медиакультура, медиатехнологии.
В век господства информационных
технологий и медиа, модернизации подлежат все образовательные и культурные
учреждения, в том числе и библиотеки. В своей статье О.Н. Фиськова
пишет о невостребованности библиотеки в статусе книгохранилища и предлагает
развивать на её базе социальный институт медиаобразования: «Медиаобразование
сможет дать библиотеке новый потенциал для успешного развития в современном
мире. По своей сути медиаобразование, призванное обучать аудиторию критически
мыслить, анализировать, создавать медиатексты, развивать свои творческие и
коммуникативные способности на базе богатейшего опыта библиотеки образует из
нее культурно-досуговый центр» [8]. Кроме того, она отмечает, что «на
сегодняшний день у библиотеки есть все шансы стать абсолютно уникальным
центром, сосредоточением образования, культуры, просвещения и
самосовершенствования» [9].
Еще в 2004 году на Первой
Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики
России «Медиаобразование в России: проблемы и перспективы» библиотечное дело
отмечалось как один из путей развития медиаобразования, в том числе,
подчеркивалась необходимость подготовки медиапедагогов по специальности
«Библиотековедение и библиография» [4]. Такого же мнения придерживается Н.И. Гендина,
подчеркивая: «Для того, чтобы библиотеки стали «обучающими», а не просто
книгохранилищами, чтобы библиотекари могли обучать других людей
медийно-информационной грамотности и информационной культуре, им нужно овладеть
новыми профессиональными знаниями и новыми информационными
компетенциями»[1].Опираясь на опыт предшественников, мы рассматриваем возможность
использования современных библиотек как медиаобразовательных площадок, а также
анализируем медиаобразовательные ресурсы новосибирских библиотек (Новосибирской
областной юношеской библиотеки). Основные положения статьи являются
междисциплинарными и предлагаются вниманию библиотекарей и медиапедагогов.
Разговор о путях
реализации медиаобразовательных программ на базе современных библиотек стоит
вести применительно к медиаграмотности. Ведь, как отмечает И.А. Фатеева:
«Медиаграмотность рассматривается педагогами,
как результат или цель процесса медиаобразования» [7, с.14]. Здесь же
возникает необходимость задействовать понятие медиакультуры. В статье
«Медиакультура как объект исследования» Н.Б. Кириллова пишет: «Сегодняшняя
медиакультура — это интенсивность информационного потока (прежде всего
аудиовизуального: ТВ, кино, видео, компьютерные технологии, сеть Интернет),
средства комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных,
нравственных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах» [2,
с.73]. Таким образом, для проведения мероприятий по повышению медиаграмотности
современных пользователей библиотеки, эффективнее будет создавать корпоративные
сети, информационно-библиотечные порталы, электронные библиотеки, профессиональные
блоги, твиттеры, «живые журналы», библиотечные группы в социальных сетях, а
также проводить соответствующие курсы и семинары по повышению медиаграмотности
как среди читателей, так и сотрудников библиотек.
Анализировать опыт
использования медиаобразовательных технологий и мультимедиа Новосибирской
областной юношеской библиотекой стоит по нескольким направлениям:
- Ресурсы;
- мероприятия;
- технические
возможности.
К первой категории
можно отнести сайт юношеской библиотеки [5], медиатеку, отдел
рекламно-информационной деятельности (пресс-центр). Сайт отвечает запросам современного
читателя. Например, благодаря нему, читатель может дистанционно использовать
«Электронный каталог», продлевать книги on-line, посещать
виртуальные выставки библиотеки и заказывать виртуальную справку. Также сайт
предоставляет возможность воспользоваться региональным молодежным интернет-ресурсом
«Молодежь. Новосибирск». Вскоре у читателей появится возможность посещения
интерактивной виртуальной экскурсии по библиотеке. Отдел
рекламно-информационной деятельности является структурным подразделением
юношеской библиотеки, целью которого является создание эффективной
современной модели региональной
библиотеки для юношества. Среди обязанностей сотрудников отдела можно выделить:
- Развитие и оптимизация сайта;
- мониторинг сайта;
- выпуск методических, справочных, информационных и рекламных материалов;
- редактуру и корректуру печатных материалов;
- верстку, макетирование печатных и электронных материалов (буклеты, брошюры, пособия и т.д.);
- организацию и проведение обучающих занятий по направлению работы отдела;
- индивидуальное консультирование пользователей по вопросам профессиональной деятельности.
Медиатека – это один из отделов
Новосибирской областной юношеской библиотеки, располагающий широким
ассортиментом фильмов (DVD),
музыкальных дисков (CD),
грампластинок. Фонд медиатеки насчитывает около 4500 экземпляров. Среди услуг
медиатеки: использование стационарных компьютеров, доступ к интернету,
использование DVD и CD продукции, использование грампластинок,
оцифровка.
Вторая категория включает в
себя работу киноклуба («Реванш») и содействие в проведении кинофестивалей (например,
областного молодежного кинофестиваля «Однопланетники») на базе библиотеки,
организацию семинаров, конференций, вебинаров, скайп-встреч, проведение занятий
от «Молодёжной Школы Журналистики» на базе библиотеки (при поддержке Союза
журналистов Новосибирской области). Формы и виды деятельности, используемые в
юношеской библиотеке, могли бы помочь реализации медиаобразовательных программ,
в том числе, развитию медиаграмотности в программе школы журналистики,
рассчитанной как на гостей и читателей библиотеки, так и на работников сферы
культуры.
Наконец, третья категория
включает в себя наличие в юношеской библиотеке двух интернет-залов,
техники для выпуска печатной и полиграфической продукции, проекторов,
флипчартов, техники для оцифровки и т.д.. Технические возможности библиотеки
позволяют задействовать различные формы проведения мероприятий, сделав их,
во-первых, мультимедийными и интерактивными, а во-вторых, соответствующими
запросам читателей и гостей юношеской библиотеки.
Кроме того, Новосибирская
областная юношеская библиотека задействует технические возможности, чтобы
обеспечить доступную среду для посетителей с особыми потребностями. Для лиц с
нарушениями слуха имеется сенсорный киоск в зале отраслевой литературы, где
представлена вся необходимая информация об услугах библиотеки и её фондах.
Слабовидящие и незрячие посетители могут воспользоваться фондом медиатеки (аудиодиски,
грампластинки, аудиокниги). Здесь же слабослышащие и глухие могут посмотреть
видеофильмы с субтитрами. На сегодняшний день
создана версия сайта для пользователей с частичной потерей
зрения.
Подводя итого, отметим, что
рассмотренная нами новосибирская библиотека, имеет возможность стать площадкой
для реализации медиаобразовательных программ. Мы считаем, что при наличии
технического оснащения и профессиональной подготовки кадров, современные
библиотеки могут стать площадкой для развития медиаобразовательных программ. В
настоящее время разрабатываются образовательные программы, внедряющие
компоненты медиаобразования в библиотечное дело, например, в 2017 году Институт журналистики, коммуникаций и
медиаобразования МПГУ объявил о разработке магистерской образовательной
программы «Медиаобразование в библиотечной сфере» [6].
Дальнейшее изучение проблемы
возможно в связи с изучением интернет-проектов публичных библиотек, которые
«относятся к полилоговым открытым моделям коммуникации, которые расширяют
библиотечное пространство до бесконечности» [3].
Список литературы:
- Гендина, Н.И. Медиаобразование в библиотечной сфере: основания для реализации нового направления подготовки кадров и обучения медийно-информационной грамотности граждан в библиотеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mic.org.ru/new/644-mediaobrazovanie-v-bibliotechnoj-sfere-osnovaniya-dlya-realizatsii-novogo-napravleniya-podgotovki-kadrov-i-obucheniya-medijno-informatsionnoj-gramotnosti-grazhdan-v-biblioteke. - (Дата обращения: 15.01.2018)
- Кириллова Н. Б. Медиакультура как объект исследования // Известия Уральского государственного университета. – 2005. – № 35.
- Ловкова Т.Б. Интернет-проект публичной библиотеки как средство стимулирования читательского общения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlr.ru/tus/201 21115/Lovkova.pdf. - (Дата обращения: 12.01.2018).
- Медиаобразование в России: проблемы и перспективы // Материалы Первой Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stalpenzin.ru/mediaobrazovani e/mediaobrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy. - (Дата обращения: 15.01.2018).
- Новосибирская областная юношеская библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infomania.ru/new/view.php?base=page&id=3. - (Дата обращения: 03.01.2018).
- Российское библиотечное сообщество включилось в международный проект «Глобальное видение» // МПГУ. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mpgu.su/novosti/rossiyskoe-bibliotechnoe-soobshhestvo-vklyuchilos-mezhdunarodnyiy-proekt-globalnoe-videnie. - (Дата обращения: 03.02.2018).
- Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
- Фиськова О.Н. Библиотека как социальный институт медиаобразования на примере муниципальной библиотеки г. Озёры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mic.org.ru/12-nomer-2015/373-biblioteka-kak-sotsialnyj-institut-mediaobrazovaniya-na-primere-munitsipalnoj-biblioteki-g-ozjory. - (Дата обращения: 27.01.2018).
- Фиськова О.Н. Интернет как медиаобразовательный ресурс в библиотеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mic.org.ru/new/332-internet-kak-mediaobrazovatelnyj-resurs-v-biblioteke. - (Дата обращения: 27.01.2018).
Комментарии: