Журнал научных публикаций


Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (17) 2018

Автор: Елисеева Лина Александровна, Магистрант медиаобразовательного факультета
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Современная библиотека как площадка для реализации медиаобразовательных программ (на примере Новосибирской областной юношеской библиотеки)

Статья просмотрена: 32 раз
Дата публикации: 08.08.2018

УДК 374

СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ)

Елисеева Лина Александровна

магистрант медиаобразовательного факультета,

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

 

Аннотация. В статье анализируется возможность использования библиотек как медиаобразовательных площадок. Рассматриваются пути реализации медиаобразовательных программ на базе современных библиотек. Автор анализирует опыт использования медиаобразовательных технологий и мультимедиа в работе Новосибирской областной юношеской библиотеки. Анализируются дальнейшие направления изучения проблемы.

Ключевые слова: медиаобразование, библиотека, педагогическое образование, медиакультура, медиатехнологии.

 

В век господства информационных технологий и медиа, модернизации подлежат все образовательные и культурные учреждения, в том числе и библиотеки. В своей статье О.Н. Фиськова пишет о невостребованности библиотеки в статусе книгохранилища и предлагает развивать на её базе социальный институт медиаобразования: «Медиаобразование сможет дать библиотеке новый потенциал для успешного развития в современном мире. По своей сути медиаобразование, призванное обучать аудиторию критически мыслить, анализировать, создавать медиатексты, развивать свои творческие и коммуникативные способности на базе богатейшего опыта библиотеки образует из нее культурно-досуговый центр» [8]. Кроме того, она отмечает, что «на сегодняшний день у библиотеки есть все шансы стать абсолютно уникальным центром, сосредоточением образования, культуры, просвещения и самосовершенствования» [9].

Еще в 2004 году на Первой Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России «Медиаобразование в России: проблемы и перспективы» библиотечное дело отмечалось как один из путей развития медиаобразования, в том числе, подчеркивалась необходимость подготовки медиапедагогов по специальности «Библиотековедение и библиография» [4]. Такого же мнения придерживается Н.И. Гендина, подчеркивая: «Для того, чтобы библиотеки стали «обучающими», а не просто книгохранилищами, чтобы библиотекари могли обучать других людей медийно-информационной грамотности и информационной культуре, им нужно овладеть новыми профессиональными знаниями и новыми информационными компетенциями»[1].Опираясь на опыт предшественников, мы рассматриваем возможность использования современных библиотек как медиаобразовательных площадок, а также анализируем медиаобразовательные ресурсы новосибирских библиотек (Новосибирской областной юношеской библиотеки). Основные положения статьи являются междисциплинарными и предлагаются вниманию библиотекарей и медиапедагогов.

Разговор о путях реализации медиаобразовательных программ на базе современных библиотек стоит вести применительно к медиаграмотности. Ведь, как отмечает И.А. Фатеева: «Медиаграмотность рассматривается педагогами, как результат или цель процесса медиаобразования» [7, с.14]. Здесь же возникает необходимость задействовать понятие медиакультуры. В статье «Медиакультура как объект исследования» Н.Б. Кириллова пишет: «Сегодняшняя медиакультура — это интенсивность информационного потока (прежде всего аудиовизуального: ТВ, кино, видео, компьютерные технологии, сеть Интернет), средства комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах» [2, с.73]. Таким образом, для проведения мероприятий по повышению медиаграмотности современных пользователей библиотеки, эффективнее будет создавать корпоративные сети, информационно-библиотечные порталы, электронные библиотеки, профессиональные блоги, твиттеры, «живые журналы», библиотечные группы в социальных сетях, а также проводить соответствующие курсы и семинары по повышению медиаграмотности как среди читателей, так и сотрудников библиотек.

Анализировать опыт использования медиаобразовательных технологий и мультимедиа Новосибирской областной юношеской библиотекой стоит по нескольким направлениям:

-           Ресурсы;

-           мероприятия;

-           технические возможности.

К первой категории можно отнести сайт юношеской библиотеки [5], медиатеку, отдел рекламно-информационной деятельности (пресс-центр). Сайт отвечает запросам современного читателя. Например, благодаря нему, читатель может дистанционно использовать «Электронный каталог», продлевать книги on-line, посещать виртуальные выставки библиотеки и заказывать виртуальную справку. Также сайт предоставляет возможность воспользоваться региональным молодежным интернет-ресурсом «Молодежь. Новосибирск». Вскоре у читателей появится возможность посещения интерактивной виртуальной экскурсии по библиотеке. Отдел рекламно-информационной деятельности является структурным подразделением юношеской библиотеки, целью которого является создание эффективной современной  модели региональной библиотеки для юношества. Среди обязанностей сотрудников отдела можно выделить:

  • Развитие и оптимизация сайта;
  • мониторинг сайта;
  • выпуск методических, справочных, информационных и рекламных материалов;
  • редактуру и корректуру печатных материалов;
  • верстку, макетирование печатных и электронных материалов (буклеты, брошюры, пособия и т.д.);
  • организацию и проведение обучающих занятий по направлению работы отдела;
  • индивидуальное консультирование пользователей по вопросам профессиональной деятельности.

Медиатека – это один из отделов Новосибирской областной юношеской библиотеки, располагающий широким ассортиментом фильмов (DVD), музыкальных дисков (CD), грампластинок. Фонд медиатеки насчитывает около 4500 экземпляров. Среди услуг медиатеки: использование стационарных компьютеров, доступ к интернету, использование DVD и CD продукции, использование грампластинок, оцифровка.

Вторая категория включает в себя работу киноклуба («Реванш») и содействие в проведении кинофестивалей (например, областного молодежного кинофестиваля «Однопланетники») на базе библиотеки, организацию семинаров, конференций, вебинаров, скайп-встреч, проведение занятий от «Молодёжной Школы Журналистики» на базе библиотеки (при поддержке Союза журналистов Новосибирской области). Формы и виды деятельности, используемые в юношеской библиотеке, могли бы помочь реализации медиаобразовательных программ, в том числе, развитию медиаграмотности в программе школы журналистики, рассчитанной как на гостей и читателей библиотеки, так и на работников сферы культуры.

Наконец, третья категория включает в себя наличие в юношеской библиотеке двух интернет-залов, техники для выпуска печатной и полиграфической продукции, проекторов, флипчартов, техники для оцифровки и т.д.. Технические возможности библиотеки позволяют задействовать различные формы проведения мероприятий, сделав их, во-первых, мультимедийными и интерактивными, а во-вторых, соответствующими запросам читателей и гостей юношеской библиотеки.

Кроме того, Новосибирская областная юношеская библиотека задействует технические возможности, чтобы обеспечить доступную среду для посетителей с особыми потребностями. Для лиц с нарушениями слуха имеется сенсорный киоск в зале отраслевой литературы, где представлена вся необходимая информация об услугах библиотеки и её фондах. Слабовидящие и незрячие посетители могут воспользоваться фондом медиатеки (аудиодиски, грампластинки, аудиокниги). Здесь же слабослышащие и глухие могут посмотреть видеофильмы с субтитрами. На сегодняшний день  создана  версия  сайта для пользователей с частичной потерей зрения.

Подводя итого, отметим, что рассмотренная нами новосибирская библиотека, имеет возможность стать площадкой для реализации медиаобразовательных программ. Мы считаем, что при наличии технического оснащения и профессиональной подготовки кадров, современные библиотеки могут стать площадкой для развития медиаобразовательных программ. В настоящее время разрабатываются образовательные программы, внедряющие компоненты медиаобразования в библиотечное дело, например, в 2017 году  Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ объявил о разработке магистерской образовательной программы «Медиаобразование в библиотечной сфере» [6].

Дальнейшее изучение проблемы возможно в связи с изучением интернет-проектов публичных библиотек, которые «относятся к полилоговым открытым моделям коммуникации, которые расширяют библиотечное пространство до бесконечности» [3].

 

Список литературы:

  1. Гендина, Н.И. Медиаобразование в библиотечной сфере: основания для реализации нового направления подготовки кадров и обучения медийно-информационной грамотности граждан в библиотеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mic.org.ru/new/644-mediaobrazovanie-v-bibliotechnoj-sfere-osnovaniya-dlya-realizatsii-novogo-napravleniya-podgotovki-kadrov-i-obucheniya-medijno-informatsionnoj-gramotnosti-grazhdan-v-biblioteke. - (Дата обращения: 15.01.2018)
  2. Кириллова Н. Б. Медиакультура как объект исследования // Известия Уральского государственного университета. – 2005. – № 35.
  3. Ловкова Т.Б. Интернет-проект публичной библиотеки как средство стимулирования читательского общения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlr.ru/tus/201 21115/Lovkova.pdf. - (Дата обращения: 12.01.2018).
  4. Медиаобразование в России: проблемы и перспективы // Материалы Первой Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stalpenzin.ru/mediaobrazovani e/mediaobrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy. - (Дата обращения: 15.01.2018).
  5. Новосибирская областная юношеская библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infomania.ru/new/view.php?base=page&id=3. - (Дата обращения: 03.01.2018).
  6. Российское библиотечное сообщество включилось в международный проект «Глобальное видение» // МПГУ. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mpgu.su/novosti/rossiyskoe-bibliotechnoe-soobshhestvo-vklyuchilos-mezhdunarodnyiy-proekt-globalnoe-videnie. - (Дата обращения: 03.02.2018).
  7. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
  8. Фиськова О.Н. Библиотека как социальный институт медиаобразования на примере муниципальной библиотеки г. Озёры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mic.org.ru/12-nomer-2015/373-biblioteka-kak-sotsialnyj-institut-mediaobrazovaniya-na-primere-munitsipalnoj-biblioteki-g-ozjory. - (Дата обращения: 27.01.2018).
  9. Фиськова О.Н. Интернет как медиаобразовательный ресурс в библиотеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mic.org.ru/new/332-internet-kak-mediaobrazovatelnyj-resurs-v-biblioteke. - (Дата обращения: 27.01.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: