» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Качмар Евгений Владимирович, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Перспективы развития франчайзинга в России

Статья просмотрена: 364 раз

удк 347

Перспективы развития франчайзинга в России

Качмар Евгений Владимирович

магистрант,

Российский университет дружбы народов,

Россия, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации бизнеса на основании договоров франшизы, перечислены преимущества данной формы и указаны возможные стратегии развития. Кроме того, в статье приводятся возможные направления государственной поддержки франшизы как источника занятости населения и повышения экономической стабильности в нашей стране.

Ключевые слова: франшиза. франчайзинг. соглашение о франчайзинге, договор коммерческой концессии.

 

Франчайзинг как в сфере обращения товаров, так и услуг, признается отдельным типом экономической деятельности. Франчайзинг может иметь различные формы организации, однако он всегда строится на договоре между продавцом (франчайзера, франшизера, франшизодателя, правообладателя) и покупателем (франчайзи, франшизиару, франшизополучателю, франшизодержателю, пользователю) - который позволяет последнему осуществлять сбыт товаров и услуг под торговой маркой продавца. Массовый характер франчайзинга связан с его особой ролью в области сетевых структур, ориентированных на распределение товаров и предоставление сервисных услуг.

При организации франчайзинга в бизнес-формате франчайзер, помимо того, что передаёт право на использование товарного знака, также осуществляет передачу самой бизнес-технологи. Сам же франчайзи может являться предприятием сферы торговли, производителем товаров или же оказывать определённый спектр услуг.

Как отмечают в своей публикации О.И. Радина, Ю.В. Черкасова и К.О. Малашенко, «подобная модель не исключает возможности включить в систему различные коммерческие направления – в частности, допуслуги торговли, общепита и автосервиса на автозаправочной станции». [3]

В условиях современных экономических и правовых реалий франчайзинг бизнес-формата можно считать успешной международной стратегией в отраслях сферы услуг.

Сервисный франчайзинг предполагает модель в рамках которой франчайзи, который желает заняться предоставлением услуг получает правомочие осуществлять определенный вид деятельности под торговой маркой компании-правообладателя, получая при этом сразу ряд запатентованных франчайзером прав, что обуславливает необходимость уплаты взносов в рекламный фонд, ориентированный на маркетинговое продвижение. Сети «быстрых» закусочных работают именно по такой схеме. Вновь открываемое место общественного питания, идущей под конкретной маркой соответствует стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная одежда), кроме того, технологи следят за соблюдением заданной технологии производства. [1]

К франчайзерам, имеющим отношение к сфере услуг с уверенностью можно отнести организации, которые, наряду с осуществлением продажи товаров, производят и его сервисное обслуживание – это относится к компьютерным магазинам, которые имеют в своём составе ремонтные и диагностические центры, принимают заказы на ремонт сложной цифровой электронной аппаратуры.

Необходимо отметить, что франчайзинг в данной сфере услуг не имеет широкого распространения в России, о чём пишет ряд авторов. [5]

Как отмечается в научных публикациях, «в России и странах СНГ рынок франчайзинговых предложений относительно молодой, средний стаж продажи франшиз не превышает 10 - 15 лет, причем именно за последние 7 лет произошел максимальный прирост франшиз. Срок заключенных договоров по передаче в пользование франшизы в России и странах СНГ, как правило, не превышает 5 лет, в то время как в странах дальнего зарубежья этот срок в среднем составляет 10 лет, а у ряда устойчивых франчайзинговых систем - 20 лет и более». [2]

Следует заметить, что успех компаний по реализации франшизных проектов сильно дифференцируется в рамках нашей страны. В региональном аспекте лидируют крупные российские города, в которых у жителей хватает средств на то, чтобы лучше удовлетворять потребности и экономить своё время. [4]

Что касается регионов, то туда переносятся уже отработанные в крупных городах бизнес-технологии. В технологическом аспекте наиболее популярны франшизы ритейла, общепита и бытового обслуживания. В условиях   экономических   санкций   возник   ряд   проблем   с   развитием франшизного бизнеса. В ряде случаев, зарубежные компании покинули российский рынок, где-то возникли сложности с поставками продуктов питания, которые применялись в сетях общепита.

Ряд автопроизводителей сократили количество автомобильных марок реализуемых в нашей стране, что нанесло ущерб рынку специализированных автосервисов, работающих по договорам франшизы. Принимая во внимание то, что в сфере малого и среднего бизнеса, франшиза имеет существенный вес, особую роль приобретает господдержка данного формата, на что обращают внимание специалисты. [6]

В данном аспекте, субсидирование играет особую роль, так как в большинстве случаев покупка франшизы требует существенного стартового капитала.

Как показывает зарубежный опыт, по мере развития франчайзинговых отношений, происходит определённое увеличение процента национальных франшиз, что ведёт, в конечном итоге, к их структурному преобладанию на рынке франшиз. Относительно России, создание национальных брендов связано с тем, что спад на рынке, имевший место обусловлен сокращением активности зарубежных компаний. В регионы передается успешный опыт, полученный франшизой в крупных городах, что обуславливает необходимость участия государства в реализации данных проектов, ведь марка становится жизнеспособной, если, имеющийся в ней потенциал роста раскрывается не только в центральных регионах, но и на периферии. Подготовка кадров должна происходить для тех сфер, в которых рынок труда будет испытывать соответствующую потребность.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что необходимость решения проблем франшизной организации бизнеса может объясняться тем, что в условиях финансовой нестабильности Правительству РФ потребуется стимулировать рынок труда, рынок инвестиций, конкуренцию и потребительский спрос. Принимая во внимание, что франшиза позволяет вести бизнес, шансы на успех которого существенно выше, за счёт уже наработанного опыта, то развитие франшизы должно стать приоритетным направлением государственной политики.

Дальнейшему развитию и росту популярности в деловой среде могут способствовать ряд мероприятий, в числе которых можно выделить:

·         программы поддержки франчайзинга со стороны государственных и региональных органов власти, включая субсидирование;

·         разработка концепций развития франчайзинга;

·         поддержка малого и среднего бизнеса;

·         подготовка высококвалифицированных кадров в области франчайзинга и т.д.

 



Список литературы:

  1. Бардасова Э.В. Тенденции развития франшизы в сфере услуг // Вопросы экономики. 2013. №3.
  2. Панюкова В.В. Две грани рынка франшиз в России и за рубежом: регистрация и «открытость» // Торговое право. 2012. №4.
  3. Радина О.И., Черкасова Ю.В., Малашенко К.О. Франчайзинг бизнес-формата в сфере услуг // Инженерный Вестник Дона. 2015. №1.
  4. Спиридонова Е.А. Стратегия франчайзинга в инновационной сфере // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011. №2.
  5. Artemyeva Yu.A., Ivanovskaya N.V., Voykova N.А., Frolova E.E. WAR TO THE BITTER END OR FINALLY A COMPROMISE? PROSPECTS FOR COURT APPROVAL OF TAX DISPUTE SETTLEMENTS WITH THE PARTICIPATION OF ENTREPRENEURS IN RUSSIA. Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 36. С. 102009.
  6. M.N. Dudin, N.A. Voykova, E.V. Krasulia (Shikalova), J.A. Artemieva, A.M. Solntsev Interrelations of the North American Countries and Russia: Problems and Prospects of Interrelation . International Journal of Economic Research 13(6): 2369-2377 India.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: