» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (18) 2018

Автор: Марьина Юлия Николаевна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Роль транспортной инфраструктуры в системе экономической безопасности государства

Статья просмотрена: 383 раз
Дата публикации: 4.09.2018

УДК 330

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Марьина Юлия Николаевна

магистрант

Абашева Наталья Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент

Вятский государственный университет, Кировская область, г.Киров

 

Аннотация. В данной статье авторами обоснована актуальность проблематики развития транспорта как подсистемы формирования национальной экономической безопасности, определено значение транспортной инфраструктуры в обеспечении единства экономического пространства страны. Приведена классификация транспорта по видам и категориям, определено место и значение отдельных транспортных систем в национальном хозяйстве.

Ключевые слова: экономическая безопасность; национальная безопасность; инфраструктура; транспорт.

 

Развитие рыночных отношений, возникновение новейших обстоятельств мотивации труда, изменение организационно-правовых форм субъектов рынка требуют внедрения новых методов регулирования экономических процессов.

На сегодняшний день всё большее значение придается проблематике экономической безопасности на макро- и микроуровне как неотъемлемому условию надежного функционирования и постоянного роста и развития национальной экономики хозяйствующих субъектов.

Эта проблема сохраняет свою актуальность для одной из огромнейших базовых отраслей хозяйства, обеспечивающей жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров, - транспорта.

Современное положение экономики страны в целом способствует тому, что регионы становятся более обособленными, а также возрастает роль хозяйствующих субъектов. Все это позволяет говорить о неоценимой роли транспорта в развитии государства и в обеспечении его экономической безопасности.

Экономическую безопасность транспортной инфраструктуры следует рассматривать как совокупность условий и факторов, обеспечивающих надежное функционирование национальной экономики, ее устойчивость, сопротивление внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и регулярному самосовершенствованию. Обеспечение экономической безопасности в сфере транспорта – это гарантия независимости страны, условие стабильности и лучшей жизнедеятельности общества. Именно поэтому срывы в работе транспортной системы могут привести к серьезным неблагоприятным последствиям для экономической безопасности страны [1].

Транспортная инфраструктура является комплексом всех видов транспорта и транспортных структур, функционирование которых призвано создать благоприятные условия для деятельности всех отраслей экономики.

Транспорт выступает одной из важнейших основ экономики, собирая все её сферы в единое целое. С одной стороны, транспортный фактор влияет на эффективность функционирования предприятий и создает базу для поддержания их жизнеспособности, а с другой, он является единственным средством, обеспечивающим обращение товаров путем их передвижения, и как бы продолжает процесс производства, представляя товар в сферу потребления для продажи. Объединяя все районы страны, транспортные коммуникации поддерживают территориальную целостность и единство ее экономического пространства, создают благоприятные условия для развития местного, регионального, общегосударственного и мирового рынков. [2]. В результате, можно сделать вывод, что транспортная подсистема является важнейшей составляющей всей системы национальной безопасности государства.

Транспортная инфраструктура включает в себя все виды и категории транспорта, тем самым являясь одной из крупнейших многоотраслевых областей деятельности.

На сегодняшний день выделяют: наземный транспорт, водный транспорт и воздушный транспорт. В свою очередь, наземный транспорт состоит из железнодорожного и автомобильного транспорта, водный – морского и внутренне водного, а воздушный, соответственно, из самолетного и вертолетного транспортов.

Транспорт представляя своего рода систему, состоит также из таких подсистем как: транспорт общего пользования, транспорт необщего (специального) пользования и личный транспорт. Понятия «транспорт общего пользования» и «общественный транспорт» часто употребляют как синонимы, однако общественный транспорт входит в понятие «транспорт общего пользования», являясь его подкатегорией [3].

Основные характеристики видов транспорта за 2016 год в Российской Федерации представлены в таблице1.

Таблица 1. Основные показатели функционирования транспортной системы в разрезе отдельных видов транспорта

Вид транспорта

Протяженность транспортных путей, тыс. км

Грузооборот

Пассажирооборот

млрд

т-км

уд. вес,

%

млрд

пассажиро-км

уд. вес,

%

Железнодорожный

86

2344

45,22

126,6

24,36

Автомобильный

1489

234

4,51

24,7

4,75

Морской

-

43

0,83

0,09

0,02

Внутренний водный

101

67

1,29

0,6

0,12

Воздушный

-

6,6

0,13

215,6

41,48

Трубопроводный

249

2489

48,01

-

-

Транспорт всего

-

5184

100

519,8

100

Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт.  Несомненно, существенное место в грузообороте занимает трубопроводный и автомобильный транспорт, а в пассажирообороте - воздушный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, внушительной территорией и природно-климатическими условиями России. Весомое значение играют и издержки на перевозки различными видами транспорта.

Ведущим транспортом в РФ является железнодорожный (составляет 85% всего российского грузооборота). Ключевое преимущество обосновано прежде всего географической спецификой государства. По критерию протяжности железнодорожных путей Россия находится на третьем место в мире (86 тыс. км) после США (250 тыс. км) и Китая (97 тыс. км). Преимущество этого вида транспорта состоит в большой грузоподъемности, низкой себестоимости перевозок, невосприимчивости к погодным условиям.

Автомобильный транспорт по себестоимости перевозок наиболее дорогой, но в то же время высокоманевренный и скоростной, что позволяет поставлять грузы напрямую потребителям. Результативность деятельности автомобильного транспорта во многом зависит от протяженности и качества автодорог. Тем не менее, 1/10 дорог у нас грунтовые, а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества. От Московской кольцевой дороги лучами располагаются 12 крупных автомагистралей. В восточных районах их плотность резко уменьшается. До сих пор не существует автотрассы, пересекающей всю Россию с запада на восток.

Воздушный транспорт – наиболее используемый вид пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Авиационный транспорт позволяет ощутимо сэкономить время за счет большой скорости самолета и от спрямления пути полета. Большое значение отводится воздушному транспорту в плане обеспечения связи с плохо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он представляет собой чуть ли не единственный способ сообщения.

 Морской транспорт - наиболее дешевый вариант перевозок, благодаря колоссальной грузоподъемности судов и относительно прямолинейным трассам движения. Но морской транспорт сильно зависим от климатических условий, к тому же требует значительных затрат на строительство судов и портов. В настоящее время в России 39 действующих портов, но из них только 11 сравнительно крупных. 60% портов мелководны и не могут принимать большие суда.

Речной транспорт выгоден в тех районах, где присутствуют многоводные реки (главным образом на Севере). По рекам рентабельно переправлять грузы, не требующие быстрой доставки, такие как лес, нефть, зерно.

Место и значение транспорта в национальном хозяйстве подтверждает внушительный объем его удельного веса в основных производственных фондах страны (в 2016 г. – 26,0%), значительная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2016 г. – 7,6%), в инвестициях на развитие отраслей хозяйства (в 2016 г.- 18,6%) и в численности занятых на них работников (в 2016 г. – 8,3%), а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, описывающих экономику страны [4].

Данные факты дают возможность причислить транспорт к числу приоритетных отраслей экономики. Таким образом, реализация роли транспортной инфраструктуры в решении проблем экономической безопасности государства требует создания условий для обеспечения такого уровня ее развития, который при любых существующих нуждах экономики и населения в перевозках (с необходимым качеством) будет гарантировать ее  готовность к работе в чрезвычайных ситуациях, сохранит устойчивость функционирования всех звеньев транспортного процесса, будет препятствовать различным факторам (угрозам), приводящим к нарушению единства экономического пространства или его разрушению.

Так образом, транспорт выступает одной из наиболее значимых базовых отраслей, взаимодействующей со всеми составляющими экономики и социальной сферы. Будущее развитие страны, улучшение ее внутренних и внешних транспортно - экономических связей напрямую находятся в зависимости от уровня развития её транспортной инфраструктуры.

 



Список литературы:

  1. Бабкина Т.В., Буравова А.А., Трембач К.И. Специфика и взаимосвязь экономической безопасности и транспортного комплекса страны // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/182EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/182EVN515
  2. Доклад об экономике России // Word Bank Group, 2016. – № 36. – 44 с.
  3. Единая транспортная система: курс лекций / Е. Е. Смородинцева. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. – 207, [1] с.
  4. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. – Р76 М., 2017 – 686 с


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: