» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018

Автор: Андрусякова Ирина Петровна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Учитель как субъект педагогической деятельности, его профессиональная позиция

Статья просмотрена: 22 раз
Дата публикации: 25.09.2018

УДК 700.77.0

УЧИТЕЛЬ  КАК   СУБЪЕКТ    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,  

ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ   ПОЗИЦИЯ

Андрусякова Ирина Петровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №40 г. Белгорода, г. Белгород

 

Аннотация.  В статье рассматриваются типичных педагогические позиции, профессиональная рефлексия как область самопознания,  три личностных блока профессиональной позиции педагога. Каждый  блок профессиональной позиции педагога раскрывает основные компоненты, аспекты  и показатели развития педагогической деятельности.

Ключевые слова: позиция личности, позиция педагога, профессиональная позиция, профессиональное развитие, профессиональное познание.

 

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. В руках у современных педагогов находится обширный диапазон стратегий и средств воспитания – от гуманистических до крайне жестких, связанных с физическим воздействием и психологическим давлением. В связи с этим смысл приобретает выбор воспитателем профессиональной позиции. 

В. Н. Мясищев под «позицией личности» понимает интеграцию доминирующих избирательных отношений человека, в каком – либо существенном для него вопросе, подчеркивая осознанность  этих отношений. Педагогическая позиция – устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем профессиональном поведении и поступках [4].

Позиция характеризует «место» человека в жизнедеятельности:  является ли он истинным  ее субъектом или живет, влекомый обстоятельствами. Позиция определяет:

  • субъективные отношения (ценностные ориентации, интересы, мотивы, установки и т. д.);
  • устойчивые, типичные для субъекта способы осуществления своей жизни, отношений к окружающими людьми (уходит ли он от противоречий, сглаживает их или, наоборот, заостряет);
  • направленность личности как отношения того, что личность получает и берет от общества, к тому, что она ему дает, вносит в его развитие (Б. Т. Ломов).

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно - ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно - ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

 Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных педагогических позиций.

Педагог может выступать в качестве:

  • информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
  • друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка"
  • диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
  • советчика, если использует осторожное уговаривание;
  • просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;
  • вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Профессиональная позиция – неотъемлемая часть профессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся в совершенствовании знаний, умений, навыков и особенностей человека и выработке на их основе отношения к профессии, принципов, правил поведения в трудовой деятельности, определенной устойчивой точки зрения на основные вопросы, касающиеся конкретной  профессиональной деятельности. То ест профессиональная позиция – это «устойчивая система отношений человека с определенным объектом деятельности, проявляющийся в соответствующей деятельности и поведении» [3].

На профессиональную позицию личности существенное влияние оказывает мировоззрение, система ценностных ориентаций, интересов человека, его отношение к окружающему миру.

Термин «профессиональная позиция» тесно связан с понятиями «профессиональное развитие» и «профессиональное познание». В ходе профессионального познания происходит отражение  производственной ситуации, которая представляет собой систему объективных  (условия, средства, орудия труда, характер трудовой деятельности и профессиональных задач) и субъективных (личностные особенности человека) факторов, детерминирующих профессиональную деятельность [1]. В процессе профессионального познания начинает формироваться профессиональная позиция личности. Решающую роль в формировании позиции играет содержание профессионального образования.

В качестве важнейшего компонента профессиональной позиции обычно рассматривают рефлексивность, которая позволяет  человеку осознавать и анализировать  собственный профессиональный опыт  и определять ресурсы по его совершенствованию. Профессиональная рефлексия позволяет человеку оценить свои профессиональные способности, соотнести их с целями и ожидаемым (планируемым) результатами своей профессиональной деятельности.

Профессиональная рефлексия как область самопознания возможна уже на первых этапах профессионального становления: в процессе профессионального обучения и на начальной стадии реализации профессиональных функций. По мере освоения профессионального пространства такая рефлексия становится более стабильной и глубокой.  Она начинает включать в себя изучение опыта своего и не только профессионального настоящего, но и прошлого, что позволяет человеку  лучше  понять свои возможности и ресурсы, выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, осуществлять коррекцию на всех ее этапах: целеполагания, планирования, реализации и  др.

В теории педагогического образования понятие «профессиональная позиция» рассматривается как неотъемлемая составляющая  профессиональной компетенции (И. А. Колесникова, А. К. Маркова) или условие осуществления педагогической деятельности (Е. И. Заир - Бек). А. К. Маркова определяет профессиональную педагогическую  позицию как устойчивую систему отношения учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющего его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень притязаний учителя, его отношение к тому месту в системе общественных отношений к школе, которое он занимает, и к тому, на которое он претендует. Профессиональная позиция тесно связана с профессиональной мотивацией и личностным смыслом профессионального труда. Различают общую профессиональную позицию и конкретные профессиональные позиции в зависимости от видов предпочитаемой педагогической деятельности.

По мнению В. А. Сластенина [5],  профессиональная педагогическая позиция – это система интеллектуальных, волевых и эмоционально – оценочных отношений у миру, педагогической деятельности и  педагогической действительности, которые являются источником его активности в сфере воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиции ее представителей, и именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Профессиональная позиция педагога как система его ценностно – смысловых  отношений к социокультурному окружению, самому себе  и своей деятельности определяет его профессиональное  бытие  в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространстве  современного воспитания. Гуманизация  воспитания в школе предполагает становление профессиональной позиции каждого педагога как воспитательной, имеющей деятельностно – утверждающую  субъективную природу: не только ребенок, но и взрослые не могут рассматриваться как объект программирования со стороны общества. Лишь субъектно – авторская позиция  педагога обеспечивает образование человека в целом, а не только его отдельных сторон.

Профессиональная позиция педагога представляет собой динамическое, структурно – уровневое образование. В ней выделяют три личностных блока (А. В. Гуторова):

1.                  Мотивационно – ценностный включает в себя широкие социальные мотивы, мотивы социально – психологического плана и личностного престижа; профессиональные; познавательные; мотивы творческих достижений; мотивы, направленные на разрешение противоречий между индивидуальным опытом и внешними профессионально – образовательным нормам. Для оценки степени наполненности, содержательности, активности мотивационно – ценностного компонента профессиональной позиции будущего педагога в качестве критериев выступают два показателя: личностный смысл педагогических ценностей и познавательный процесс к педагогике и педагогической деятельности.

2.                  Интеллектуально – содержательный компонент представляет собой следствие познавательной деятельности студента, характеризуется объектом знаний, стилем мышления личности. Наличие системы методологических знаний, научно – педагогических понятий, теоретических принципов позволяет будущему педагогу целостно  воспринимать педагогический процесс, является условием эффективности педагогического мышления, обеспечивает методологическую рефлексию. Содержание интеллектуальной сферы определяет процесс педагогического поиска, позволяет решать сложные профессиональные задачи и выполняет ориентировочную роль в становлении профессиональной  позиции будущего педагога, служит основанием для ее конструирования. В качестве критериальных показателей выделяются уровень методологических знаний и рефлексия в познании как главное проявление концептуальности мышления.

3.                  Организационно – деятельностный компонент характеризует практически действенный характер профессиональной позиции личности. Основным показателем развития  этого компонента является способ осуществления педагогической деятельности. В нем проявляется идентификация, своеобразие профессионального стиля, субъективность. В итоге способ осуществления педагогической деятельности является основным среди всех критериев оценки профессиональной позиции будущего педагога [2].

Таким образом, педагогическая позиция – это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая и поведенческая. Мировоззренческая сторона выражается в основании общественной значимости профессии, принципов и смыслов воспитания и обучения. Система смыслов или видение, педагогом идеального педагогического результата, являясь основанием позиции как инварианта деятельности, определяет три педагогических типа: когнитивистский (когда в качестве ведущего педагогического результата видится овладение воспитанниками знаниями), бихевиористский (опыт поведения и деятельности, умения и навыки) и экзистенциальный (эмоционально – ценностные отношения, жизненная позиция). Поведенческая сторона профессиональной педагогической позиции выражается в особенности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка.



Список литературы:

  1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А.Зимняя. - М.: Логос, 2004. – 386с.
  2. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога [Текст]/ И.А. Колесникова, под ред. Сластёнина.-М.,2005. - 192 с.
  3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. – 482 с.
  4. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. – М.: 1995. 197 с.
  5. Орлов, А.А., Агафонова, А.С. Введение в педагогическую деятельность [Текст ] Учебн.-метод. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Под ред. А.А.Орлова.- М.: Издательский центр «Академия»- 2004, 256 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: