» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018

Автор: Андрусякова Ирина Петровна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Возрастные особенности формирования навыков самоконтроля младших школьников в образовательном процессе

Статья просмотрена: 2082 раз
Дата публикации: 26.09.2018

УДК 002. 222                                                  

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Андрусякова Ирин Петровна

учитель начальных классов

Григорьев Максим Сергеевич

учитель информатики и ИКТ

Маслова Ирина Владимировна

высшая категория почетный работник общего образования РФ с 2008г.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №40 г. Белгорода, г. Белгород

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования навыков самоконтроля  младших школьников в образовательном процессе.

Ключевые слова: новообразования младшего школьного возраста, понятие «самоконтроль», новообразования дошкольного возраста, закономерности формирования навыков самоконтроля.

 

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющие в совокупности своеобразные структуры личности ребенка на данном этапе его развития. В младшем школьном возрасте существуют специфические особенности формирования различных действий, в частности действий самоконтроля.

Одним из новообразований у младших школьников является произвольность психических процессов, в том числе и внимания. Как отмечает Т.С. Михальчук (ссылаясь на мнение П.Я. Гальперина о том, что формирование внимания - это развитие самоконтроля в процессе поэтапного формирования умственного действия), обучаясь самоконтролю, ученики начальных классов тем самым переводят своё внимание на качественно новый уровень, а именно из непроизвольного в произвольное [1].

Формирование навыков самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется, по данным Г.С. Никифорова определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение контролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче.

Постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении действие самоконтроля превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включённый в процесс её выполнения. Уже с первого класса дети начинают под руководством учителя овладевать действием контроля «учебного» поведения: как надо входить в класс; как правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку; собирать портфель. Дети спешат подтвердить результаты, опираясь на мнение преподавателя, родителей. Только во втором, третьем классе действие контроля детей начинает всё более заметно проявляться как «составная часть» учебной деятельности. У школьников начинает всё заметнее проявляться тенденция,  подвергать действию контроля не только результаты учебной деятельности, но и проверять свои действия в самом процессе её выполнения. К концу младшего школьного возраста у детей постепенно развивается способность к волевой регуляции собственного поведения, умение контролировать свои поступки и в целом подчинять их принятым правилам. На начальном этапе обучения действие контроля реализуется по конкретному образцу, затем по представлению о нём и на завершённом этапе - на основании обобщенного представления образцов. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных заданий с особенностями производимых действий свидетельствует, по мнению В.В. Давыдова, о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности сформированы [3].

Формирование навыков самоконтроля у младших школьников проходит путь от контроля со стороны взрослых (от внешней формы) к собственно самоконтролю (к внутренней форме). Следовательно, в процессе обучения действие контроля постепенно превращается в  необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс её выполнения, контрольное действие приобретает предупредительный и пооперационный характер.

Характеризуя учебную деятельность, психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.) подчеркивают, что ее целью является приобретение новых знаний; при этом учебную деятельность и процесс приобретения знаний нельзя отождествлять: знания могут быть получены в процессе практической деятельности. Только тогда, когда человек осознанно ставит перед собой цель - научиться тому, чего он раньше не знал или не умел, процесс получения знаний становится учебной деятельностью [6].

Давыдов В.В. подчеркивает [3, с.56]: «целью учебной деятельности должно быть усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта, и вне ее этот опыт не становится достоянием человека». Но система знаний может быть полноценно усвоена только при условии, что развитие мышления достигает определенного уровня обобщенности, приобретает теоретический характер. Решение учебных задач невозможно без сформированности познавательных процессов в целом, в том числе дифференцированного восприятия, позволяющего наблюдать объекты, явления и выделить в них те или иные свойства; без владения логическими операциями, способами целенаправленного запоминания материала и т.д.

Самоконтроль как необходимая составляющая умения учиться могут быть сформированы средствами учебной деятельности. В экспериментальных работах по возрастной и педагогической психологии [3, с.42] было установлено, что формирование способности рассматривать собственный способ действия при решении задач выступает «характерным моментом психического развития детей младшего школьного возраста».

К концу дошкольного возраста складываются такое новообразования, как отделение себя от внешнего мира, вербальное отражение собственных действий, состояний, возникают внутренние этические инстанции, зарождается самооценка. Эти новообразования выступают первоначальными детерминантами развития рефлексивной способности младших школьников, т.е. формирование навыков самоконтроля [5].

По мнению, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина [6], овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления, которое позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Возникают такие новые качественные образования, как анализ, внутренний план действий и рефлексия - центральное новообразование младшего школьного возраста.

Характеризуя особенности мышления младшего школьника, Л.С. Выготский отмечал, что ребенок «ещё недостаточно осознает собственные мыслительные операции и поэтому не может в полной мере овладеть ими». Он еще не способен к внутреннему наблюдению. Только под давлением спора и возражений ребенок начинает пытаться оправдать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать собственное мышление, т.е. искать и различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому он следует. Стараясь подтвердить свою мысль в глазах других, он начинает подтверждать ее для самого себя.

Развитие внутреннего плана действий обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решений, предусматривать и оценивать возможные варианты и т.д. Необходимость самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане.

Божович Л.Ж., Кулагина И.Ю., Мог Г.А. говорят о том, что начинается дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что- то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и эмоциональный момент, поскольку определяется личностный смысл поступок - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменений этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать [4].

В младшем школьном возрасте самоконтроль, как упоминалось выше, только начинает формироваться. Поэтому для младшего школьника характерна рефлексия на уровне «знаю - не знаю».

Формирование навыков самоконтроля влечет за собой кардинальное переосмысление и перестановку содержание деятельности, поведение и общения личности, обеспечивает её качественно новые возможности психической жизни. Самоконтроль стимулирует самоанализ, формирование воли, становление личностной зрелости, заметно влияет на развитие творческих возможностей личности. Ребенок, поступивший в школу, еще не способен адекватно оценивать себя. Поэтому в начальной школе учитель требует от ученика не только решения задач, но и обоснования ее правильности. Это постепенно формирует способность у учащегося осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что уже сделано. Более того - оценит, а правильно ли он сделал и почему он считает, что так правильно. Ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глаза другого человека со стороны, и оценивать свою деятельность [2].

В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами, удерживать в голове образы предметов, сравнивать их. Ученик постепенно начинает анализировать, рефлексировать. Уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции», которая определяет поведение и деятельность ученика, всю систему его действительности и к себе. Ко второму классу у учащихся (при грамотной деятельности учителя) рефлексия может переходить на более высокий уровень. Наиболее продуктивно развивается интеллектуальная рефлексия. Причем ее сформированность можно проверить, проводя самостоятельные работы, индивидуальные карточки контроля, орфографические и синтаксические пятиминутки, тесты.

Вышеуказанные новообразования младшего школьного возраста: формирование у младших школьников способности осмысливать и оценивать собственные действия, освоения с точки зрения их соответствия требуемому результату. Умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Внутренне планировать, анализ, появление основ теоретического мышления - обуславливают формирование у младших школьников самоконтроля, т.е. рефлексивной деятельности, которая развивается непосредственно в учебной деятельности,  и напрямую зависит от успешности овладения младшим школьником этой деятельностью.

Таким образом, мы убедились в том, что самоконтроль - это сложный, но очень важный механизм самопознания. С помощью самоконтроля индивид, тематически изолируя отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональные состояния и переживания, тем самым, по словам Д.Узнадзе, как бы «объективирует» их для себя.

 



Список литературы:

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальная формирование внимания.- М.: Издательство Московского университета, 1974. 140с.
  2. Кузнецов В.Н. Контроль и самоконтроль- важные условия формирования вычислительных навыков // Начальная школа.- №2.- 1986.- С. 36-39.
  3. Мир детства: младший школьник / под ред. А.Г. Хрипковой: отв. Ред. В.В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1981. 400с.
  4. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа.- №10.- 1988.- С. 18-21.
  5. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности.- М.: Знание, 1986. 80с.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психоогические труды.- М.: Педагогика, 1989. 378с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: