» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018

Автор: Лизунов Павел Владимиович, Директор ГБПОУ "Усть-Катавский индустриально-технологический техникум"
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Опыт сетевого взаимодействия техникума с предприятиями как основа дуального образования

Статья просмотрена: 8 раз
Дата публикации: 29.09.2018

ОПЫТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕХНИКУМА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ КАК ОСНОВА ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лизунов Павел Владимиович

директор ГБПОУ "Усть-Катавский индустриально-технологический техникум"

ГБПОУ "Усть-Катавский индустриально-технологический техникум", г. Усть-Катав

 

Аннотация. В статье раскрываются аспекты социального партнерства, реализуемого УКИТТ, рассматриваются современные формы взаимодействия с предприятиями г. Усть-Катава, способы формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: дуальное образование, конкурсы профессионального мастерства, ресурсный центр

 

Динамично меняющиеся современные условия рынка труда требуют гибкого реагирования системы профессионального образования и создания механизмов, обеспечивающих постоянную настройку профессионального образования на потребности социума.

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов меняют систему подготовки выпускников техникума. В этих условиях для техникума все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательным учреждением и предприятиями, союзами работодателей, службами занятости, обучающимися и их родителями, т. е.  с теми, кто становится непросто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и участником, обеспечивающим образовательный процесс.

Специалисты предприятий участвуют в формировании содержания образовательных программ и их ежегодном обновлении, в рамках соглашений о партнерстве с работодателями организованы все виды практической деятельности студентов на предприятиях города.  ТакУКВЗ им. С. М. Кирова», ООО "Усть-Катавская СТОА", ООО "СтокСервис", для практического обучения студентов УКИТТ по профессии «Сварщик», «Токарь», «Оператор станков с ЧПУ», специальностям «Технология машиностроения», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; дальнейшее обучение проходит на рабочих местах в цехах. По запросам работодателей, основанным на потребностях предприятий области, в техникуме открыты новые специальности «Специальные машины и устройства», «Дошкольное образование»

Реализация данных программ подготовки специалистов среднего звена осуществляется с использованием элементов дуального обучения, при котором 70 % учебного времени студенты проводят на производстве.  Лабораторно-практические занятия и все виды практик проходят непосредственно в лабораториях предприятий и на рабочих местах, где происходит взаимодействие с коллективом в рамках профессионального пространства, формируются социальная компетентность, ответственность за общий результат. На предприятиях функционируют базовые кафедры, которые возглавляют высококвалифицированные специалисты предприятий; при их непосредственном участии на промышленном оборудовании проводится промежуточная аттестация, для итоговой аттестации формируются задания с учетом особенностей конкретных предприятий. Заключены договоры с предприятиями о реализации в полном объеме содержания профессиональных модулей в условиях производства и с участием ведущих специалистов.

В рамках договора о сетевом взаимодействии реализуются профессиональные модули программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии «Сварщик», «Токарь», «Оператор станков с ЧПУ» для образовательных организаций города, организовано модульное обучение с целью получения студентами дополнительных компетенций. Так, на базе ресурсного центра УКИТТ в интерактивном классе реализуется дополнительная профессиональная образовательная программа «Промышленное программирование».

Активное участие предприятия принимают в оценке освоения образовательных программ: независимая сертификация, защита профессиональных модулей, экспертиза оценочных средств, участие в ГИА и др. Такое взаимодействие позволяет учитывать современные и перспективные требования, предъявляемые со стороны работодателей к выпускникам.

С каждым годом потребность в привлечении студентов к реальной производственной деятельности в период практики возрастает, что способствует повышению качества подготовки обучающихся еще на промежуточных этапах.

Студенты и работодатели на протяжении курса обучения заключают договор о трудоустройстве на конкретное рабочее место.

Формы работы учебного заведения с социальными партнерами можно разделить на две группы: договорные и организационные. Традиционно диалог с социальными партнерами сводился к организации учебной практики студентов стажировки преподавателей, участию специалистов в руководстве дипломным проектированием.

Сегодня в дополнение к перечисленным направлениям сотрудничества добавились новые: совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках; внедрение образовательных проектов.

Высокую профориентационную значимость имеют конкурсы профессионального мастерства, организованные «УКВЗ им. С. М. Кирова», проводимые на предприятии и на базе техникума, что дает студентам возможность заявить о своей профессиональной готовности к практической деятельности, соотнести свои умения с профессионализмом мастеров.

В 2013 года на базе УКИТТ создан ресурсный центр, деятельность которого направлена на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров, востребованных на рынке труда Челябинской области. В настоящее время РЦ реализует 30 образовательных программ профессионального обучения, повышения квалификации, дополнительных профессиональных программ по 4 основным направлениям: машиностроение    и металлообработка; энергетика; автоматизация производства; транспорт.

Введены и реализуются новые формы обучения: аттестация работников на соответствие занимаемой должности по профессиям «Электрогазосварщик», «Электромонтер по эксплуатации и обслуживанию электрооборудования».

Одна из приоритетных задач РЦ –развитие материально-технической базы техникума.  Благодаря субсидии на приобретение оборудования для техникума приобретены: современные фрезерный и токарный станки с числовым программным управлением; открыт современный интерактивный класс европейского уровня по обучению операторов-наладчиков станков с ЧПУ; оборудованы мастерские по направлениям «Электромонтер по эксплуатации и ремонту электрооборудования», «Сварочное производство».

Решая задачу повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, студентам техникума предоставлена возможность в рамках РЦ получить дополнительные квалификации более чем по 10 профессиям. РЦ динамично развивается и регулярно повышает качество образовательных услуг, разрабатывает и внедряет новые программы обучения, тем самым обеспечивает наиболее эффективное обучение с минимальным отрывом от производственной деятельности.

Использование различных форм взаимодействия образовательного учреждения с предприятиями реального сектора экономики и социумом области позволяет обеспечить рынок труда квалифицированными кадрами и удовлетворить интересы всех участников образовательного процесса, построенного на добровольных началах и с полным соблюдением договорных обязательств.

 



Список литературы:

  1. Клименко А. Н., Ахметшин Э. М. Анализ формирование практико-ориентированного обучения учащихся в системе среднего профессионального образования// Экономические аспекты регионального развития: история и современность: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25 марта 2015г.) Елабуга, 2015.С.190-191.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс].
  3. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнеса [Электронный ресурс].


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: