» ГЛАВНАЯ >
К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018
Автор: Лизунов Павел Владимиович, Директор ГБПОУ "Усть-Катавский индустриально-технологический техникум"
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Опыт сетевого взаимодействия техникума с предприятиями как основа дуального образования
Дата публикации: 29.09.2018
ОПЫТ СЕТЕВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕХНИКУМА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ КАК ОСНОВА ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лизунов
Павел Владимиович
директор
ГБПОУ "Усть-Катавский
индустриально-технологический техникум"
ГБПОУ
"Усть-Катавский индустриально-технологический
техникум", г. Усть-Катав
Аннотация. В статье раскрываются аспекты социального
партнерства, реализуемого УКИТТ, рассматриваются современные формы
взаимодействия с предприятиями г. Усть-Катава, способы
формирования профессиональных компетенций обучающихся.
Ключевые
слова: дуальное образование, конкурсы
профессионального мастерства, ресурсный центр
Динамично меняющиеся современные условия рынка труда
требуют гибкого реагирования системы профессионального образования и создания
механизмов, обеспечивающих постоянную настройку профессионального образования
на потребности социума.
Новый экономический уклад, появление рынков труда,
капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов меняют систему подготовки
выпускников техникума. В этих условиях для техникума все более актуальным
становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательным
учреждением и предприятиями, союзами работодателей, службами занятости,
обучающимися и их родителями, т. е. с
теми, кто становится непросто потребителем «продукции» образовательного
учреждения, но и участником, обеспечивающим образовательный процесс.
Специалисты предприятий участвуют в формировании
содержания образовательных программ и их ежегодном обновлении, в рамках
соглашений о партнерстве с работодателями организованы все виды практической
деятельности студентов на предприятиях города.
Так,«УКВЗ им. С. М. Кирова», ООО
"Усть-Катавская СТОА", ООО "СтокСервис",
для практического обучения студентов УКИТТ по
профессии «Сварщик», «Токарь», «Оператор станков с ЧПУ», специальностям
«Технология машиностроения», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»; дальнейшее обучение проходит на рабочих местах в цехах. По запросам
работодателей, основанным на потребностях предприятий области, в техникуме
открыты новые специальности «Специальные машины и устройства», «Дошкольное
образование»
Реализация данных программ подготовки специалистов
среднего звена осуществляется с использованием элементов дуального обучения,
при котором 70 % учебного времени студенты проводят на производстве. Лабораторно-практические занятия и все виды
практик проходят непосредственно в лабораториях предприятий и на рабочих
местах, где происходит взаимодействие с коллективом в рамках профессионального
пространства, формируются социальная компетентность, ответственность за общий
результат. На предприятиях функционируют базовые кафедры, которые возглавляют
высококвалифицированные специалисты предприятий; при их непосредственном
участии на промышленном оборудовании проводится промежуточная аттестация, для
итоговой аттестации формируются задания с учетом особенностей конкретных
предприятий. Заключены договоры с предприятиями о реализации в полном объеме
содержания профессиональных модулей в условиях производства и с участием
ведущих специалистов.
В рамках договора о сетевом взаимодействии реализуются
профессиональные модули программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии «Сварщик», «Токарь», «Оператор станков с ЧПУ» для образовательных
организаций города, организовано модульное обучение с целью получения
студентами дополнительных компетенций. Так, на базе ресурсного центра УКИТТ в
интерактивном классе реализуется дополнительная профессиональная образовательная
программа «Промышленное программирование».
Активное участие предприятия принимают в оценке
освоения образовательных программ: независимая сертификация, защита профессиональных
модулей, экспертиза оценочных средств, участие в ГИА и др. Такое взаимодействие
позволяет учитывать современные и перспективные требования, предъявляемые со
стороны работодателей к выпускникам.
С каждым годом потребность в привлечении студентов к
реальной производственной деятельности в период практики возрастает, что
способствует повышению качества подготовки обучающихся еще на промежуточных этапах.
Студенты и работодатели на протяжении курса обучения
заключают договор о трудоустройстве на конкретное рабочее место.
Формы работы учебного заведения с социальными
партнерами можно разделить на две группы: договорные и организационные.
Традиционно диалог с социальными партнерами сводился к организации учебной
практики студентов стажировки преподавателей, участию специалистов в
руководстве дипломным проектированием.
Сегодня в дополнение к перечисленным направлениям сотрудничества
добавились новые: совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках; внедрение
образовательных проектов.
Высокую профориентационную
значимость имеют конкурсы профессионального мастерства, организованные «УКВЗ
им. С. М. Кирова», проводимые на предприятии и на базе техникума, что дает
студентам возможность заявить о своей профессиональной готовности к практической
деятельности, соотнести свои умения с профессионализмом мастеров.
В 2013 года на базе УКИТТ создан ресурсный центр,
деятельность которого направлена на подготовку, переподготовку и повышение
квалификации рабочих кадров, востребованных на рынке труда Челябинской области.
В настоящее время РЦ реализует 30 образовательных программ профессионального
обучения, повышения квалификации, дополнительных профессиональных программ по 4
основным направлениям: машиностроение
и металлообработка; энергетика; автоматизация производства; транспорт.
Введены и реализуются новые формы обучения: аттестация
работников на соответствие занимаемой должности по профессиям «Электрогазосварщик», «Электромонтер по эксплуатации и обслуживанию
электрооборудования».
Одна из приоритетных задач РЦ –развитие
материально-технической базы техникума. Благодаря субсидии на приобретение оборудования для техникума
приобретены: современные фрезерный и токарный станки с числовым программным управлением;
открыт современный интерактивный класс европейского уровня по обучению
операторов-наладчиков станков с ЧПУ; оборудованы мастерские по направлениям
«Электромонтер по эксплуатации и ремонту электрооборудования», «Сварочное
производство».
Решая задачу повышения конкурентоспособности
выпускников на рынке труда, студентам техникума предоставлена возможность в
рамках РЦ получить дополнительные квалификации более чем по 10 профессиям. РЦ
динамично развивается и регулярно повышает качество образовательных услуг,
разрабатывает и внедряет новые программы обучения, тем самым обеспечивает
наиболее эффективное обучение с минимальным отрывом от производственной
деятельности.
Использование различных форм взаимодействия образовательного
учреждения с предприятиями реального сектора экономики и социумом области
позволяет обеспечить рынок труда квалифицированными кадрами и удовлетворить интересы
всех участников образовательного процесса, построенного на добровольных началах
и с полным соблюдением договорных обязательств.
Список литературы:
- Клименко А. Н., Ахметшин Э. М. Анализ формирование практико-ориентированного обучения учащихся в системе среднего профессионального образования// Экономические аспекты регионального развития: история и современность: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25 марта 2015г.) Елабуга, 2015.С.190-191.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс].
- Сетевое взаимодействие - ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнеса [Электронный ресурс].
Комментарии: