» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018

Автор: Павлова Юлия Константиновна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Значение налоговой подсистемы в системе финансовой безопасности страны и хозяйствующего субъекта

Статья просмотрена: 7 раз
Дата публикации: 10.10.2018

УДК 336.22

ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОДСИСТЕМЫ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Абашева Наталья Сергеевна

доцент

Павлова Юлия Константиновна

магистрант

Вятский государственный университет, г. Киров

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль налоговой системы в экономической безопасности организации и хозяйствующего объекта. Отмечается, что налоговая система РФ является не достаточно эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности. Обозначаются проблемы в данной области.

Ключевые слова. Экономическая безопасность, налоги, налоговая система, налоговое бремя, налоговый кодекс.

 

В современном мире в условиях угрозы национальной безопасности страны и мирового экономического кризиса большое внимание уделяется изучению проблемы экономической безопасности страны.

Вопросы экономической безопасности весьма актуальны, так как в нашей стране наблюдается снижение доходов государства, а вследствие этого  существует дефицит федерального бюджета [2].

Термин «экономическая безопасность» в научных статьях российских ученых появился в 1990 году, а их первые опубликованные статьи по проблеме экономической безопасности России были опубликованы в конце 1994 года.

В учебнике «Экономическая безопасность» Кузнецовой Е.И. рассматриваются определения термина «экономическая безопасность» российскими учеными: «Экономическая безопасность – это не только защищенность национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать институты защиты национальных интересов развития экономики» [3].

Одной из важных составляющих экономической безопасности государства является финансовая безопасность.  Финансовая безопасность показывает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в достаточных размерах для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны [8].

Главным звеном финансовой безопасности является налоговая сфера. Государство может выполнять свои функции только при наличии надлежащего финансирования доходной части бюджета. В государстве с рыночной экономикой 80% финансовых поступлений в доходы бюджета формируют налоги. Налоги являются важной составляющей финансовой безопасности, поскольку обеспечивают все уровни системы управления финансовыми ресурсами.

Согласно статье 8 НК РФ термин налог понимается как, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Фискальная функция налогов является основной, характерной для всех государств. Доходы бюджета формируются за счет налогов, в этом и заключается фискальная функция. Таким образом,  создаются материальные условия для функционирования государства [3,41].

Налоговая политика оказывает безусловное влияние на экономическую безопасность государства. От продуманной и адекватной налоговой системы зависит эффективность экономики и удовлетворение потребностей государства и населения.

Налоговая политика – совокупность конкретных мероприятий в области налогообложения, которая является частью общей финансовой политики государства.

Налоговая система – совокупность разных видов налогов, в построении и исчислении которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги взимаются  с дохода или имущества налогоплательщика, а косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины [5].

Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

1)                 федеральные  налоги и сборы;

2)                 налоги и сборы субъектов РФ – региональные;

3)                 местные налоги и сборы.

Основополагающим документом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей. Все федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Федерации и законодательные акты органов местного самоуправления должны соответствовать этому документу.

В Налоговом кодексе отражается:

1)                 принципы построения и функционирования налоговой системы;

2)                  порядок введения, изменения и отмены налогов и сборов;

3)                 субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности;

4)                 основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению;

5)                 ответственность за правонарушения в области налогов и сборов;

6)                 компетенция государственных органов в сфере налогов и сборов.

Налоговая система Российской Федерации далеко не совершенна. Современная налоговая система постоянно находится в нестабильном состоянии, влекущие за собой различные негативные для общества формы социально-экономических и налоговых отношений, которые в свою очередь влияют как на состояние национальной безопасности, так и экономической безопасности в целом.

В организациях так же следует уделять внимание обеспечению налоговой безопасности, под которой можно понимать состояние или же уровень защищенности хозяйствующего субъекта экономики, как налогоплательщика от финансовых или  иных потерь налогового характера.

 С первого взгляда между государством и налогоплательщиком существует конфликт. Государство пытается собрать как можно больше налогов, а организации в свою очередь, стремится оптимизировать налоги и уменьшить их. Если рассмотреть данный конфликт более детально,  то все окажется не так.

Как уже говорилось, налоговая безопасность является частью экономической, финансовой безопасности. Обеспечивая налоговую безопасность, организация также укрепляет одновременно и свою финансовую безопасность, что как в следствии, приводит к стабильному и долгосрочному функционированию организации, что в свою очередь приводит к повышению прибыльности хозяйствующего субъекта и повышению налоговых выплат.

Поэтому государству также выгодна налоговая безопасность организаций, так как она в общем обеспечивает налоговую безопасность всей страны.

Необходимо отметить, что налоговые платежи существенно влияют на работу предприятия и, прежде всего, на конечные финансовые результаты, то есть на прибыль. Уплата налогов и государственный контроль этой уплаты является одним из рисковых факторов экономической безопасности предприятий. Максимальное вовлечение персонала, отвечающего за управление налоговыми рисками, в процесс подготовки и к принятию решения является лучшим вариантом управления налоговыми рисками за счет внутренних источников предприятия. Возможно, также организовать или разработать учетно-аналитический отдел и отдел экономической безопасности организации, которые будут наделены функциями для достижения этой цели.

 Налоговая политика является составной частью финансовой стратегии экономического субъекта, заключающейся в выборе наиболее эффективного варианта способа учета для целей налогообложения.

Налоговая политика предприятия должна строиться на следующих основных принципах.

1.                  Строгое следование действующего налогового законодательства.

2.   Принцип поиска и использования предприятием наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы для налогообложения.

3.                  Оперативный мониторинг изменений в действующей налоговой системе

4.          Принцип обеспечения своевременных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам [4].

Нельзя не согласится с автором статьи «Налоговая система как фактор экономической безопасности государства» З.Н. Сташ: «объем налоговых поступлений, поступающих в бюджетную систему государства, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценной реализации функции государства. С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора экономики, как основного носителя налогового бремени. Налоговая политика должна способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на современной технико-технологической основе, соответствующей последним мировым стандартам и тенденциям» [6].

В настоящее время угрозы безопасности государства для налоговой сферы создают:

1)                 сокрытие доходов от государства – это умышленное искажение действительности в отношении получаемой прибыли физическим или юридическим лицом, а также уменьшение налоговой базы без законных оснований. Сокрытие доходов от налогообложения у физических лиц часто понимается как: ведение незаконной предпринимательской деятельности, неподача налоговой декларации в установленные сроки;

2)                 высокая доля теневой экономики. Теневая экономика – это экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта.  Росстат оценивает долю теневой экономики в России в 15-16% ВВП, а  МВФ оценивает долю теневого сектора экономики РФ в 33,7% ВВП. По данным Росстата ВВП за 2017 год составил 62337630,9 миллионов рублей. Из-за теневой экономики в бюджет не поступило 9974020,94 миллионов рублей по данным Росстата.

Данные угрозы ведут к тому, что бюджет Российской федерации пополняется не в полном объеме, в следствии этого у государства не достаточно средств для финансирования социальных программ.

Также следует отметить, что с каждым годом растет задолженность по налогам и сборам, что негативно влияет на экономическую безопасность государства. На 1 января 2018  года задолженность составила 1078,9 миллиардов рублей, что больше на 47,2 миллиарда рублей по сравнению на 1 января 2017 года [7].

Налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности. В налоговой системе создают угрозу для экономической безопасности факторы, такие как высокая совокупное значение налогового бремени, высокая задолженность по налогам и сборам, отсутствие механизмов выравнивания доходов между различными социальными группами.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в сложившихся условиях хозяйствования обеспечение налоговой безопасности имеет стратегически важное значение, как для стабильного экономического развития государства, так и для развития отдельных предприятий. Таким образом, в условиях экономической нестабильности экономическая безопасность играет важную роль. Так как налоги и налоговая система являются одним из важных составляющих экономической безопасности, то необходимо совершенствовать налоговую систему РФ и действующую налоговую политику.

 



Список литературы:

  1. «Налоговый кодекс Российской федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. От 03.08.2018) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2018)
  2. Зеленская С.И. Налоги как фактор экономической и финансовой безопасности // Международный научный журнал «Синергия наук» URL:http://synergy-journal.ru/archive/article1209 (дата обращения: 30.09.2018)
  3. Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 294 с. — (Серия : Специалист). — ISBN 978-5-9916-9206-9. 19-22
  4. Насырова Г.М. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(53). URL: https://sibac.info/archive/economy/5(53).pdf (дата обращения: 30.09.2018)
  5. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит» // URL: https://pandia.ru/text/77/206/80658.php (дата обращения: 30.09.2018)
  6. Сташ З.Н. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Научные труды КубГТУ, № 6, 2018 год URL: https://ntk.kubstu.ru/file/2189 (дата обращения: 30.09.2018)
  7. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 30.09.2018)
  8. Финансовая безопасность // Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес URL:http://discovered.com.ua/glossary/finansovaya-bezopasnost/ (дата обращения: 30.09.2018)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: