» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018

Автор: Самборская Лилия Анатольевна, музыкальный руководитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя в условиях социально-реабилитационного центра

Статья просмотрена: 334 раз
Дата публикации: 11.10.2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Самборская Лилия Анатольевна

музыкальный руководитель МБУ «СРЦдН»

Ивнянский район, Белгородская область, пвня

 

Аннотация. Целью использования  информационно- коммуникационных технологий является расширение  возможностей музыкального руководителя в преподнесении детям музыкального и дидактического материала, визуальной информации для  развитии музыкальных способностей воспитанников.

Ключевые слова: информационно- коммуникационные технологии, компьютер, Интернет, программное обеспечение, видео, DVD, CD, флешкарты, музыкальные конструкторы.

 

В современном обществе основной ценностью является информация и умение работать с ней. Изменения в обществе влияют на всех и каждого в отдельности. Изменения в мире информации, её доступности и разнообразии создают условия для лучшей адаптации ребенка в современной жизни. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки  и передачи информации.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, программного обеспечения, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, принтера, аудио оборудования, цифрового фотоаппарата, видеокамеры, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.  Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И нам, специалистам социально-реабилитационного учреждения  важно помочь ребенку войти в мир новых технологий.  Поэтому нужно организовать реабилитационный процесс так, чтобы на музыкальных занятиях ребенок занимался активно и с увлечением. Как раз в этом на помощь музыкальному руководителю наряду с традиционными средствами могут прийти и информационные технологии. Это позволит эффективней развивать все виды восприятия и памяти у детей, находящихся в нашем учреждении. Для этого необходимо решение ряда задач: техническое оснащение учреждения, обучение или самообучение педагога по использованию ИКТ, разработка новых этапов и технологий обучения и развития, создание дидактических средств, и т.д., которые будут улучшать реабилитационный процесс.

Мы получаем широчайшие возможности, которые открывают нам современные информационные технологии и техническое обеспечение. В моей профессии музыкального руководителя я использую различные средства ИКТ как:

-           наглядное, визуальное пособие на занятии,

-           источник слухового, зрительного, чувственного восприятия,

-           средство подготовки и хранения материала для занятий,

-           способ ведения методической работы,

-           средство работы с документацией,

-           возможность общения с коллегами в сетевых сообществах и на методических мероприятиях.

Музыкальный зал нашего социально-реабилитационного центра оснащен программно-техническим  комплексом, включающим в себя звуковую панель со встроенным DVD - плеером, современный проектор и экран,  синтезатор, телевизор, где мы можем смотреть фотографии, мультфильмы и кинофильмы, записанные на электронные носители (флешкарты). На открытых культурно-массовых мероприятиях используется фотоаппарат и видеокамера.      

Важным инструментом в моей работе является синтезатор. При необходимости он заменяет пианино, превосходя чистотой звучания, мобильностью, возможностью быть обращенной лицом к детям. Это большая  база тембров, ритмов, музыкальных стилей. Это возможность записи фонограмм, то есть при разучивании хороводов и танцев можно оторваться от инструмента и подойти к детям. Воспитанники школьного возраста с удовольствием разучивают на нём простые мелодии одной и двумя руками.

Информационно- компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении детям музыкального и дидактического материала, визуальной информации. Существует много программ для работы с музыкой на компьютере. Вот некоторые из них:

музыкальные проигрыватели (Windows Media Player,  WinAmp), программы для пения караоке,  музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии («Энциклопедия классической музыки»,  «Шедевры музыки» ( «Кирилл и Мефодий»), энциклопедия «Музыкальные инструменты», практический курс «Учимся понимать музыку») и др.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес воспитанников к музыке, активизируют детское внимание, развивают заинтересованность, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.

ИКТ в полной мере используется в работе со специалистами и педагогами, а также родителями наших воспитанников. Например, мы широко применяем компьютерные технологии для музыкального и визуального оформления праздников и развлечений, для оформления стенда «Весёлые нотки»  материалами по проблемам музыкального развития детей.

Когда в нашем социально-реабилитационном центре появилась возможность усовершенствовать процесс планирования работы с детьми, то в результате непростых поисков у меня сложилась определённая система календарно- тематического планирования музыкальных занятий для воспитанников дошкольного возраста в виде циклограммы на месяц.

В заголовках столбцов отображаются:

-           число,

-           репертуар по направлениям  работы (слушание музыки, пение, музыкально- ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструментах, игровое творчество),

-           задачи по музыкальному развитию (развивающие, воспитательные),

-           пособия и материалы для музыкальных занятий.

Разработка плана в электронном виде позволяет прослеживать всю текущую работу, выполнять анализ и коррекцию содержимого.

Для обработки, систематизации и хранения документов, файлов и музыкального материала мною создана медиатека. Тематические подборки сгруппированы в папки в алфавитном порядке. Например, мне нужно рассказать детям о балалайке. В теме «инструменты», в разделе «струнные», в папке я нахожу аудио, видео, фото- материал, дающий ребенку широкое представление о внешнем виде, о звучании, о приемах игры, о великих музыкантах и мастерах, создателях инструментов. В соответствии с зимней тематикой  "Зимушка-зима", я открываю папку «Зима», где таким же образом собран материал: «Музыка о зиме», «Краски зимы», подборки о зимних музыкальных играх ит.п. Здесь же при подготовке к праздникам я формирую папки с фонограммами музыки для каждой группы.

У любого  педагога собрано много тематических картинок, вырезок из старых книг, потерявших эстетическую ценность. Я сканирую их с помощью программы ABBYY Fine Reader, редактирую нужный мне материал и использую по необходимости.

При редактировании, создании файлов и документов, я пользуюсь пакетом Mikrosoft Office (Word, Excel, Paint, Piсasa 3. В программе Power Point сделаны презентации для проведения занятий, методические рекомендации, различные слайд шоу. В программе Mikrosoft Office Publisher 2003 сделаны информационные буклеты для родителей и воспитателей.

Я пользуюсь и другими программами. Adobe Photoshop- многофункциональный графический редактор использую для обработки фото, наглядного материала, оформления праздников. Программу Sound Forge Audio Studio (для обработки музыки) я применяю при создании фонограмм - танцевальных, песенных. Часто в сюрпризных моментах требуются волшебные голоса и тембры (хрустальные, скрипучие, рычащие, механические, электронные). Это решается путем записи через микрофон с последующей обработкой .

В медиатеке много материала, показывающего мою методическую работу (фото праздников и развлечений, игровых программ, оформление музыкального зала, коллекция костюмов, пособий и материалов, видео детских выступлений). Сценарии культурно-массовых мероприятий также собраны в папки и хранятся в электронном виде.

Я наблюдаю, что занятия с применением ИКТ  активизируют  внимание и познавательный интерес детей к музыке, способствуют формированию образного мышления. ИКТ помогают передать информацию быстрее, нагляднее, красочнее, в доступной форме. В результате усиливается восприятие музыки за счет увеличения количества иллюстративного материала. У воспитанников усиливается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Подводя итог, отмечу - использование компьютерных технологий помогает мне, как музыкальному руководителю эффективней организовать свою работу и более полно раскрыть, развить и реализовать музыкальные способности воспитанников.

 



Список литературы:

  1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. 2007г [текст]
  2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2009г.[текст]
  3. Зарецкая Н. Календарно-музыкальные праздники в детском саду. 2001г[текст]
  4. Морева Н.А «Музыкальные занятия и развлечения в ДОУ». М, Просвящение 2006г[текст]
  5. «Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел «Музыкальная электроника». Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ»[ текст]
  6. Радынов О.П., Груздова И.В., Комиссарова И.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М.: Издательский центр «Академия». – 1999.[текст]
  7. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. Журнал “Вопросы Интернет-образования”, № 44 [текст]


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: