» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018

Автор: Исалабдулаев Магомед Абдулаевич, ведущий научный сотрудник сектора культуры искусства народов Дагестана
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Реализация предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России в системе образования республики Дагестан

Статья просмотрена: 526 раз
Дата публикации: 11.10.2018

УДК 371.31

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Исалабдулаев Магомед Абдулаевич

ведущий научный сотрудник сектора культуры искусства народов Дагестана

Дагестанский НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, Республика Дагестан, г.Махачкала

 

Аннотация.  В данной статье изучаются особенности преподавания предметной области «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в образовательных организациях Республики Дагестан. Рассматриваются формы реализации предметной области ОДНКНР в образовательном пространстве Дагестана. Обозначены цели и задачи курса в формировании духовно-нравственной культуры учащихся образовательных организаций Дагестана. Определяется компетенция образовательных организаций республики в выборе содержания реализуемых программ и методических пособий в рамках реализации ОДНКНР. Подчеркивается возможность реализации учебных предметов, учитывающих национальную, этнокультурную особенность учащихся школ Республики Дагестан. Предлагаются варианты реализации предметной области ОДНКНР в условиях Дагестана, а также учебно-методический комплект в обеспечении курса «Основ духовно-нравственной культуры народов России» в образовательных организациях республики. Обобщены некоторые итоги социологического исследования по изучению ОДНКНР в школах РД. Рассматриваются некоторые проблемы в реализации ОДНКНР в Республике Дагестан.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, Республика Дагестан, народы России, этнокультурная особенность, региональный компонент, ФГОС, образовательный модуль.

 

С 1 сентября 2015 г. в общеобразовательных организациях страны введен новый предмет – Основы духовно-нравственной культуры народов России (далее - ОДНКНР). Именно духовно-нравственное воспитание обучающихся, формирование в них чувства терпимости, стремления к межконфессиональному диалогу, уважения к иным культурным мировоззрениям должны являться главной задачей государственной политики Российской Федерации в области образования.

Гипотеза нашего исследования основывается на том, что реализация ОДНКНР будет наиболее эффективной, если: создадут необходимые педагогические условия в образовательных организациях республики, и всей страны в целом: разработают единые учебники по изучению ОДНКНР в школах страны, в том числе  и Дагестана.

Преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России

в Республике Дагестан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» [1].

 Отбор содержания курса ОДНКНР осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  России. [2]

Предметная область ОДНКНР в соответствии с Положением является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, в том числе и Дагестана. [3] Предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах образовательных организаций. [4]

 Предметная область ОДНКНР должна способствовать духовному развитию и  нравственному самосовершенствованию учащихся, формированию представлений о культуре традиционных религий народов России и Дагестана [5].

На уроках ОДНКНР дети учатся уважительному отношению к религиозным чувствам и взглядам представителей иных конфессий,  воспитанию веротерпимости. Школьники в процессе учебной деятельности получат  знание об основных нормах морали,  нравственности, веры и роли религии в жизни человека, семьи, общества, государства.  [6]

Основной особенностью данного предмета является его интегративный характер. [7]

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение школьников к культурному наследию народов России и Дагестана через изучение: географии России и географии Дагестана (сведения о природе и национальном составе Дагестана); истории России и истории Дагестана (исторической общности народов России и Дагестана); русского и родных языков; традиционных  религий народов России и Дагестана; произведениям русской и дагестанской литературы и искусства,  фольклора народов России и Дагестана. [8]

Согласно закону, родители и/или законные представители обучающихся вправе  осуществлять выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные образовательные программы.   [9]

При реализации предметной области предполагается безотметочная система обучения,  по ОДНКНР рекомендуется не проводить контрольные работы и задавать домашние задания.  По итогам года ученик аттестуется или не аттестуется в форме зачёта/не зачёта [10].

Также образовательные организации имеют право выбирать учебно-методическое обеспечение и  образовательные технологии по реализуемым ими образовательным программам и самостоятельно определять содержание образования.[11]

В условиях Дагестана данный курс  может быть реализован в трёх вариантах:

Вариант I. Занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Дагестана, и включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Вариант II. включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания. [12]

Вариант III. включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. [13]

Необходимо отметить, что предметы регионального компонента в образовательном пространстве Республики Дагестан в виду объективных причин пока не обеспечены в достаточной мере инновационными средствами обучения, что не  позволяет учителям-предметникам организовать изучение своих дисциплин на современном уровне в соответствии с ФГОС ООО.

Отсутствие компьютерного сопровождения преподавания предметов регионального компонента не позволяет использовать разноплановую информацию: тексты,  аудио- видеоматериалы, презентации,  которые могли бы повысить эмоциональный фон занятий, вызвать интерес у учащихся к изучаемому предмету.

Анализ содержания учебников по ОДНКНР позволяет сделать вывод, что только учебник Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А.В. для 5-х классов российских школ целиком охватывает требования ФГОС ООО [14]. Остальные учебники могут быть использованы лишь для освоения отдельных тем, касающихся содержания духовно-нравственной культуры. [15]

В целях совершенствования подходов к изучению основ духовно-нравственной культуры народов России предлагается следующее:

  1. В стандартах прописать учебные предметы в рамках реализации образовательной области ОДНКНР, т.к. при существующем положении ряд руководителей образовательных организаций республики по своему усмотрению не включают ОДНКНР в учебный процесс, заменяя их на другие предметы (русский язык, математика, обществознание и др.).
  2. Утвердить единый перечень УМК в области ОДНКНР, учитывающая национальную, этнокультурную и региональную особенность учащихся.
  3. В целях повышения мотивации к изучаемому курсу ОДНКНР ввести оценочную систему с обязательным внесением отметки в аттестат.
  4. Усилить со стороны работников образовательных организаций разъяснительную работу с родителями и/или законными представителями учащихся по всестороннему информированию в рамках реализации предметной области «ОДНКНР».

 



Список литературы:

  1. Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. – 4 класс. – М.: Дрофа, 2012. – 157 с.
  2. Виноградова Н.В. Педагогический сюжет, требующий постоянного внимания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 02.04.2018)
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор деятельности [Электронный ресурс] –Режим доступа: http:www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 02.04.2018)
  4. Захаров С.П. Нормативно-правовые основы введения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (презентация) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения 02.04.2018)
  5. Зевакова Н.С. Методические рекомендации по проектированию рабочей программы внеурочной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения 02.04.2018)
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания - М., 2010.
  7. Макаренкова Т.Ю. Методическое обеспечение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс) (презентация[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения 04.04.2018)
  8. Методические материалы к учебному курсу «Истоки» для 5-9 класса А.В. Камкина, И.А. Кузмин[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 30.03.2018)
  9. Методические рекомендации по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения 30.03.2018)
  10. Овчинникова А.А. Педагогический совет. Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 31.03.2018)
  11. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 02.04.2018)
  12. Послание Президента Федеральному собранию - М.,2013.
  13. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 01.04.2018)
  14. Сечковская Н.В. Методические рекомендации по разработке дополнительной программы внеурочной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 30.03.2018)
  15. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: