» ГЛАВНАЯ >
К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018
Автор: Исалабдулаев Магомед Абдулаевич, ведущий научный сотрудник сектора культуры искусства народов Дагестана
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Реализация предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России в системе образования республики Дагестан
Дата публикации: 11.10.2018
УДК 371.31
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Исалабдулаев Магомед Абдулаевич
ведущий
научный сотрудник сектора культуры искусства народов Дагестана
Дагестанский НИИ педагогики им.
А.А. Тахо-Годи, Республика Дагестан, г.Махачкала
Аннотация.
В данной статье изучаются
особенности преподавания предметной области «Основ духовно-нравственной
культуры народов России» (ОДНКНР) в образовательных организациях Республики
Дагестан. Рассматриваются формы реализации предметной области ОДНКНР в
образовательном пространстве Дагестана. Обозначены цели и задачи курса в
формировании духовно-нравственной культуры учащихся образовательных организаций
Дагестана. Определяется компетенция образовательных организаций республики в
выборе содержания реализуемых программ и методических пособий в рамках
реализации ОДНКНР. Подчеркивается возможность реализации учебных предметов,
учитывающих национальную, этнокультурную особенность учащихся школ Республики
Дагестан. Предлагаются варианты реализации предметной области ОДНКНР в условиях
Дагестана, а также учебно-методический комплект в обеспечении курса «Основ
духовно-нравственной культуры народов России» в образовательных организациях
республики. Обобщены некоторые итоги социологического исследования по изучению
ОДНКНР в школах РД. Рассматриваются некоторые проблемы в реализации ОДНКНР в
Республике Дагестан.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, Республика
Дагестан, народы России, этнокультурная особенность, региональный компонент,
ФГОС, образовательный модуль.
С 1 сентября
Гипотеза нашего исследования основывается на
том, что реализация ОДНКНР будет наиболее эффективной, если: создадут
необходимые педагогические условия в образовательных организациях республики, и
всей страны в целом: разработают единые учебники по изучению ОДНКНР в школах
страны, в том числе и Дагестана.
Преподавание основ духовно-нравственной
культуры народов России
в Республике Дагестан осуществляется в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики
Дагестан, законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом «О свободе
совести и о религиозных объединениях» [1].
Отбор
содержания курса ОДНКНР осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [2]
Предметная область ОДНКНР в соответствии
с Положением является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в
её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные,
национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, в том
числе и Дагестана. [3] Предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть
представлена в учебных планах образовательных организаций. [4]
Предметная область ОДНКНР должна способствовать
духовному развитию и нравственному
самосовершенствованию учащихся, формированию представлений о культуре
традиционных религий народов России и Дагестана [5].
На
уроках ОДНКНР дети учатся уважительному отношению к религиозным чувствам и
взглядам представителей иных конфессий, воспитанию веротерпимости. Школьники в
процессе учебной деятельности получат знание об основных нормах морали, нравственности, веры и роли религии в жизни
человека, семьи, общества, государства. [6]
Основной особенностью данного предмета
является его интегративный характер. [7]
Культурологическая
направленность курса предполагает приобщение школьников к культурному наследию
народов России и Дагестана через изучение: географии России и географии
Дагестана (сведения о природе и национальном составе Дагестана); истории России
и истории Дагестана (исторической общности народов России и Дагестана); русского
и родных языков; традиционных религий
народов России и Дагестана; произведениям русской и дагестанской литературы и
искусства, фольклора народов России и Дагестана.
[8]
Согласно закону, родители и/или законные
представители обучающихся вправе осуществлять выбор одного
из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные
образовательные программы. [9]
При
реализации предметной области предполагается безотметочная система обучения, по ОДНКНР рекомендуется не проводить контрольные
работы и задавать домашние задания. По
итогам года ученик аттестуется или не аттестуется в форме зачёта/не зачёта [10].
Также
образовательные организации имеют право выбирать учебно-методическое
обеспечение и образовательные технологии
по реализуемым ими образовательным программам и самостоятельно определять
содержание образования.[11]
В
условиях Дагестана данный курс может
быть реализован в трёх вариантах:
Вариант
I.
Занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности Дагестана, и включенные в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений.
Вариант
II.
включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного
воспитания. [12]
Вариант
III.
включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в
рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. [13]
Необходимо отметить, что предметы регионального компонента в
образовательном пространстве Республики Дагестан в виду объективных причин пока
не обеспечены в достаточной мере инновационными средствами обучения, что не позволяет учителям-предметникам организовать
изучение своих дисциплин на современном уровне в соответствии с ФГОС ООО.
Отсутствие компьютерного сопровождения преподавания предметов
регионального компонента не позволяет использовать разноплановую информацию:
тексты, аудио- видеоматериалы, презентации, которые могли бы повысить эмоциональный фон
занятий, вызвать интерес у учащихся к изучаемому предмету.
Анализ
содержания учебников по ОДНКНР позволяет сделать вывод, что только учебник Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова
А.В. для 5-х классов российских школ целиком охватывает требования ФГОС ООО [14].
Остальные учебники могут быть использованы лишь для освоения отдельных тем,
касающихся содержания духовно-нравственной культуры. [15]
В целях совершенствования подходов к изучению
основ духовно-нравственной культуры народов России предлагается следующее:
- В стандартах прописать учебные предметы в рамках реализации образовательной области ОДНКНР, т.к. при существующем положении ряд руководителей образовательных организаций республики по своему усмотрению не включают ОДНКНР в учебный процесс, заменяя их на другие предметы (русский язык, математика, обществознание и др.).
- Утвердить единый перечень УМК в области ОДНКНР, учитывающая национальную, этнокультурную и региональную особенность учащихся.
- В целях повышения мотивации к изучаемому курсу ОДНКНР ввести оценочную систему с обязательным внесением отметки в аттестат.
- Усилить со стороны работников образовательных организаций разъяснительную работу с родителями и/или законными представителями учащихся по всестороннему информированию в рамках реализации предметной области «ОДНКНР».
Список литературы:
- Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. – 4 класс. – М.: Дрофа, 2012. – 157 с.
- Виноградова Н.В. Педагогический сюжет, требующий постоянного внимания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 02.04.2018)
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор деятельности [Электронный ресурс] –Режим доступа: http:www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 02.04.2018)
- Захаров С.П. Нормативно-правовые основы введения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (презентация) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения 02.04.2018)
- Зевакова Н.С. Методические рекомендации по проектированию рабочей программы внеурочной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения 02.04.2018)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания - М., 2010.
- Макаренкова Т.Ю. Методическое обеспечение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс) (презентация[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения 04.04.2018)
- Методические материалы к учебному курсу «Истоки» для 5-9 класса А.В. Камкина, И.А. Кузмин[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 30.03.2018)
- Методические рекомендации по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения 30.03.2018)
- Овчинникова А.А. Педагогический совет. Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 31.03.2018)
- Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 02.04.2018)
- Послание Президента Федеральному собранию - М.,2013.
- Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 01.04.2018)
- Сечковская Н.В. Методические рекомендации по разработке дополнительной программы внеурочной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.dpo-smolensk.ru/orksje_odnknr/new-metod-sopr.php (дата обращения: 30.03.2018)
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Комментарии: