» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Янчук Татьяна Валерьевна, Учитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Ценностные ориентиры и их реализация ФГОС

Статья просмотрена: 586 раз

УДК 37.017.7

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ФГОС

Янчук Татьяна Валерьевна

студентка  2-го курса, КГУ,

г. Курск

 

Аннотация.      Ценностные ориентации  как   субъектное  отношение  к  объективным ценностям общества, выражающиеся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее.

Ключевые слова: ценностные ориентации, образовательные стандарты  второго поколения, гражданская  идентичность.

 

Целенаправленное и эффективное формирование личности, которая, как подчеркивал А. С. Макаренко, не воспитывается по частям, возможно только в целостном позитивно ориентированном учебно- воспитательном процессе, в котором обучение и воспитание выступают как органично связанные части целого. Целостный педагогический процесс строится исходя из принципа системности. Элементы системы несут в себе и общесистемные качества и свойства, и те особенные составляющие, которые порождают общесистемные характеристики. В этом плане становится ясным, что предметные знания, формируемые в учебном процессе, и умения их применять, также как и формируемое в обучении предметно- специфическое мышление (математическое, лингвистическое, историческое и т. д.) не самоцель, а база, плацдарм для формирования развивающих и воспитывающих результатов — сначала частичных (частно предметных), потом особенных (естественно- научной, социальной, общенаучной), а затем и обобщенной картины мира, общего миропонимания и мировоззрения, гражданских убеждений, моральных норм, комплексного надпредметного мышления, творческих способностей. Достижение указанных результатов возможно именно в целостном педагогическом процессе, в котором обнаруживаются определенные закономерности.( А.С. Макаренко  «Педагогическая поэма» (1925—1935).

   Изменения, происходящие в нашей жизни, требуют от школы встречных изменений, которые бы повлияли на ситуацию в нашей стране. Сейчас наша страна ждет самостоятельных, деятельных, уверенных в себе граждан. Как же воспитать новое поколение, обучая по старым канонам? Это, естественно, невозможно. Новые стандарты предлагают новый подход — системно -деятельный, где обучающийся играет главную роль - он сам добывает знания и применяет их в жизни. Но на него льется бесконечный поток информации, средства массовой информации предлагают десятки готовых имиджей поведения и мышления. И не захлебнуться в этом разнообразии и сделать правильный выбор как раз — таки призваны ценностные ориентиры.

    Именно ценностные ориентиры определяют особенности и характер отношений школьника с окружающей действительностью и тем самым в определенной  мере детерминируют его поведение. Ценностные ориентиры были рассмотрены в различных аспектах.

В социологическом аспекте ценностные ориентации определяются как установка личности на те или иные общественные ценности и идеалы, значимые как для общества, так и для человека (М. Вебер, В. Т. Лисовский, Л. А. Вербицкая, Т. Н. Мальковская и др.)

Психологами ценностные ориентации рассматриваются как способ дифференциации индивидом объектов по их значимости, как идеологическое, политическое, этическое, эстетическое и другие основания для оценок субъектом окружающей действительности (И. С. Кон И. В. Дубровина, И. С. Якиманская и др.). В педагогике ценностные ориентации определяются  через  субъектное  отношение  к  объективным ценностям общества, выражающиеся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Процесс освоения ценностных ориентаций представляет собой восхождение личности к общечеловеческим ценностям и идеалам (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. А. Караковский,  А. И. Шемшурина,  Н. Е. Щуркова)

Общим  в  приведённых  определениях  является включённость в ориентации ценностей и идеалов, их регулятивная функция в выборе тех или иных форм и способов поведения, способность отражать внутреннюю основу отношения человека к различным объектам мира. Что такое ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ, для чего они служат? Если выражаться образно, то это некие маяки, позволяющие обучающемуся не утонуть в бездне информации. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. 

 Какие ценностные ориентиры выделяются общим образованием второго поколения?

       1. Формирование основ гражданской идентичности. Гражданская идентичность -это осознание индивидуумом своей государственной принадлежности, своего социального окружения. Само понятие идентичность означат полное отождествление «Я» с выборной категорией. Существует некая структура гражданской идентичности, включающая в себя следующие компоненты:

                     когнитивный (знания о принадлежности к данной социальной общности);

                     ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности);

                     эмоциональный (принятие или непринятие своей идентичности);

                     деятельностный(который предполагает реализацию гражданской позиции в общении и деятельности, а также гражданскую активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость)

На основе чего нам сформировать эту идентичность?

                     формирование основ гражданской идентичности личности на основе формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

                     восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа, что особенно важно в условиях нашей страны и особенно нашей республики.

     2.Далее мы говорим о формировании психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

·                    доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  3. Следующим ориентиром выступает развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

·                    принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

·                    ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

·                    формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

      4.Ну и последний ориентир это развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации(стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей):

·                    формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, но при этом не забывая о формировании  критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

·                    развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

·                    формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

формирование нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.

Какие же ценности заявлены в ФГОС? Важно заметить, что это не какие то расплывчатые, далекие цели, которые можно интерпретировать двояко и по разному. В первую очередь, это направленность педагогов учащихся на: • освоение общечеловеческих, гуманистических, демократических, нравственных, эстетических и других ценностей; базовых национальных ценностей российского общества; духовных традиций народов России :культурных ценностей своей этнической и социокультурной группы.

• воспитание основ правовой, эстетической, физической, экологической, нравственной и других культур, а также общей культуры;

 • формирование таких личностных качеств учащихся, как образованность, патриотизм, гуманизм, доброжелательность и т. д., гражданской идентичности;

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

• выполнение нравственных норм, элементарных правил нравственного поведения, правил здорового образа жизни и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

• духовно-нравственное развитие, нравственное самосовершенствование, выстраивание конструктивных отношений в семье и обществе. Как видно, в Стандарте заявлено достаточно большое  количество  ценностных  ориентаций.  Поэтому  не  случайно,  что приобщение  к общечеловеческими базовым национальным ценностям должно происходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Формирование ценностных ориентаций в контексте Стандарта необходимо рассматривать в соответствии с уровнями освоения основной образовательной программы. Метапредметный уровень подразумевает освоение базовых  (универсальных) общечеловеческих и национальных ценностей российского общества, например, таких, как «человек», «жизнь», «знания» «культура», «природа», «творчество» «истина», «добро», «красота» и др. Предметный уровень подразумевает освоение предметных ценностей.

В Стандартах говорится, что программы должны содержать «описание цен-ностных ориентиров содержания учебного предмета». Каждый предмет имеет ведущие ценности, на которые может ориентироваться педагог.

   



Список литературы:

1.             Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.

2.             Дубровина И. В. Психологические  аспекты  формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1983. -

3.             Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: