» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018

Автор: Яковлев Дмитрий Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Компетентностный подход в физической подготовке курсантов инженерных ВУЗов

Статья просмотрена: 394 раз
Дата публикации: 11.10.2018

УДК 796

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ

Яковлев Дмитрий Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент

Сидоров Алексей Васильевич

Володин Василий Николаевич

кандидат педагогических наук

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, г.Тюмень

 

Аннотация. В статье автор поднимает проблему своевременности подходов в образовании и их результативность. Автор приходит к выводу, что внедрение современных, научно обоснованных подходов к учебному процессу, позволяет повысить качество и результативность обучения курсантов инженерного ввуза.

Ключевые слова: компетентностный подход, курсант инженерного ввуза, физическая подготовка.

 

Современная внешнеполитическая обстановка в мире, затрагивающая все сферы жизнедеятельности общества, требует мобильности в принятии решений, высокого уровня образованности в сочетании с высокой производительностью труда, каждого отдельно взятого человека. Это приводит к необходимости повышать требования к образовательным учреждениям Российской Федерации в отношении подготовки кадрового резерва, будущих специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке. Более того, нестабильные отношения между государствами подталкивают к постоянной модернизации и укреплению обороноспособности страны [3; 4; 5].

И как говорится в Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года, «Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности» [7].

Из Послания Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года становятся ясными приоритетные направления в образовании и науке РФ, в котором говорится, что «сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции» [6].

Существующая проблема может быть решена только путем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, и уже включенных в трудовую деятельность людей, используя в учебном процессе современные научно обоснованные подходы, технологии, средства, что и служит предметом исследования.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты сменились с высшего профессионального образования на высшее образование. Современный специалист должен обладать в первую очередь знаниями, позволяющими компетентно справляться с трудовыми задачами в границах своей ответственности. Это возможно при реализации компетентностного подхода в учебном процессе по физической подготовке курсантов инженерного ввуза.

Компетентностный подход – это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию для осуществления деятельности и общения в различных областях и сферах. Такой подход ориентирует систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества, что согласуется не только с потребностью личности интегрироваться в общественную деятельность, но и потребностью самого общества использовать потенциал личности [1; 2].

Среди компетенций, касающихся физической культуры (подготовки), которыми должен овладеть курсант по окончанию обучения, выделим следующие:

- способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; - способностью самостоятельно применять методы физического развития и воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, к достижению и поддержанию должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

На сегодня не столь актуально положение, когда военнослужащий должен внушать страх своей физической формой в лице противника, ещё до начала боя. Военнослужащий современности должен уметь применить знания, умения для достижения физической подготовленности, необходимой для выполнения задач в соответствии с его предназначением, должен уметь использовать возможности тела. Для этого он должен понимать какими средствами и методами он сможет этого достичь и при каких условиях. Это и есть модель настоящего и будущего военнослужащего по достижению им физической подготовленности.

В процесс обучения по физической подготовке курсантов инженерного ввуза включаются средства, направленные на совершенствование координационных способностей и выносливости, включены вопросы методической практики с применением широкого круга средств спортивной тренировки.

Ежегодно учебный процесс пополняется новыми средствами физической подготовки. За последний учебный год, в содержание вошли: самбо, спортивное ориентирование, гандбол, регби, полоса препятствий для штурмовых подразделений специального назначения, наряду с ранее представленными средствами [3; 4; 5].

После прохождения раздела физической подготовки курсанты сдают методическую практику, по пройденному материалу, с дополнительными средствами и в разных условиях, под руководством и контролем офицера. По содержанию, которое формирует курсант инженерного ввуза, учебное занятие напоминает комплексное.

Данный подход позволил сформировать у курсантов инженерного ввуза, 1 года обучения, за исследуемый период (2017-2018гг.), компетенции по применению средств и методов физической подготовки для совершенствования физических способностей, в различных условиях.

В результате:

  • курсанты стали уверенно применять методы и новые средства физической подготовки наряду с традиционными, адекватно используя их для совершенствования физических способностей, в связи с чем утратило значение действие «на автомате»;
  • осознанное применение содержания физической подготовки в процессе формирования прикладных физических умений и навыков и совершенствование физических способностей, в процессе учебных занятий, позволило повысить ответственность каждого курсанта за собственный результат, что проявляется в ежегодном повышении среднего бала за физическую подготовленность, в экзаменационную сессию;
  • улучшились показатели (результаты) ранее проведенных исследований.

В заключение. Современные тенденции в образовании и науке создают новый образ человека разумного и как показывает практика этот образ актуален. На выходе общество получает профессионала с инновационным и технологическим мышлением, способного мобильно ориентироваться в современных информационных технологиях и с ювелирной точностью извлекать необходимые знания.

Актуальные, научно обоснованные подходы, внедренные в процесс учебных занятий по физической подготовке курсантов инженерного ввуза, позволяют целенаправленно и продуктивно (с опережением) достигать целей по достижению физического совершенствования, отдельно взятого курсанта.

 



Список литературы:

  1. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. вузов/ под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
  2. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие / С.Л. Троянская. – Ижевск: Удмуртский университет, 2016. – 176с.
  3. Яковлев Д.С. Перспективы развития физической подготовки в военно-инженерном вузе/ Д.С. Яковлев, В.Н. Володин, А.В. Сидоров// Материалы VI Международной научно-практической конференции «Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы» (30 марта 2015). – Ставрополь: Логос, 2015. – С. 81-83.
  4. Яковлев Д.С. Пути совершенствования физической подготовки курсантов военно-инженерного вуза/ Д.С. Яковлев, В.Н. Володин, Д.Р. Гайсин// Материалы XIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов» (2 апреля 2015). В 2ч. Ч. 2. – М.: ИНЭП, 2015. – С. 23-25.
  5. Яковлев Д.С. Инновационные подходы в процессе физической подготовки военнослужащих/ Д.С. Яковлев, В.Н. Володин// Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и современность» (28 апреля 2016, Сызрань). В 3 ч. Ч. 2. - Уфа: МЦИИ Омега Сайнс, 2016. – С. 228-230.
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018г.: [Электронный ресурс] // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976// (Дата обращения: 29.09.2018).
  7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497: [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: https://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf/ (Дата обращения: 26.09.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: