» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Кожухова Евгения Владимировна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Контрактная система в сфере закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статья просмотрена: 403 раз
Дата публикации: 11.10.2018

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Кожухова Евгения Владимировна

магистрант кафедры истории и теории государства и права,

Научный руководитель: Никиташина Наталья Александровна

доцент, канд. юрид. Наук

ФГБУО ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г.Абакан

 

Аннотация. В статье анализируются правовые нормы федерального законодательства о государственной контрактной системе, исследуются  проблемные вопросы их совершенствования. Рассматриваются  основные пробелы правового регулирования указанной деятельности, предлагаются меры по ее упорядочению.

Ключевые слова. Государственные контракты, государственные закупки, заказчик, контрактная система,  элементы контрактной системы.

           

Особенности реализации государственных закупок регламентированы Федеральным  законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Федеральный закон) [1].

Согласно п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона,  контрактная система  в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определена,    как совокупность участников контрактной системы в области закупок и осуществляемых ими действий, в том числе, с применением  единой информационной системы, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Отсюда, по мнению законодателя, элементами контрактной системы  являются ее участники, совершаемые ими действия и в качестве факультативного признака- использование, в ряде случаев, единой информационной системы.

Е.А. Малыхина полагает, что упомянутые действия субъектов  связаны со следующим:

  • формированием государственных или муниципальных нужд;
  • их финансирование из бюджета и внебюджетных источников;
  • удовлетворением государственных и муниципальных нужд посредством деятельности по закупкам товаров, работ, услуг [3, с.6].

Тем самым, необходимо признать, что участники отношений совершают не какие-либо отдельные «действия», а осуществляют определенную «деятельность», поэтому последнее понятие целесообразно ввести в диспозицию п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона.

Кроме того, в данной правовой норме отсутствует ответ на вопрос о том, о каких именно действиях (деятельности)  может идти речь. В этом части следует согласиться с мнением А.А. Храмкина о том, что контрактная система связана с использованием совокупности мер правового, экономического, организационного характера [4, с.15].

Таким образом, предлагается следующее определение контрактной системы: «контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг  для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников данной системы…и их деятельности по реализации комплекса правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение государственных и муниципальных  нужд».

Согласно  п.8 ч.1 ст. 3 Федерального закона,  государственным и муниципальным контрактом  является договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственным  или муниципальным заказчиком  для обеспечения соответственно, государственных, муниципальных нужд.

В данном определении упущено наименование  другой стороны  государственного или муниципального контракта: « поставщик (подрядчик, исполнитель)» и отсутствует ссылка на тот факт, что при исполнении контракта реализуются взаимные права и обязанности сторон. Поэтому, предлагается внести в п.8 ч.1 ст. 3 Федерального закона соответствующие изменения.

Статья 7 Федерального закона формулирует принципы открытости и прозрачности государственных закупок, не разграничивая их между собой и не называя структурные признаки каждого из этих руководящих начал.

В связи с этим, является целесообразным внести в указанную правовую норму изменения и изложить ее в следующей редакции:

 «Статья 7. Принципы открытости и прозрачности

  1. В Российской Федерации обеспечивается и гарантируется принцип открытости, то есть, возможности свободного и безвозмездного доступа к контрактной системе в сфере закупок.
  2. Одновременно, в Российской Федерации действует принцип прозрачности, в соответствии с которым, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, должна быть полной, понятной и достоверной.
  3. Открытость и прозрачность информации, указанной в частях 1,2 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности путем ее размещения в единой информационной системе».

Статья 12 Федерального закона  регулирует принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

В части 1 статьи 12 ФЗ содержится положение о том, что  государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В указанной норме целесообразно предусмотреть положение о том, что названные органы обязаны, в пределах их компетенции, принимать все зависящие от них меры по предотвращению правонарушений в данной сфере.

Данное дополнение согласуется с ч.2 ст. 12 Федерального закона, которая устанавливает персональную ответственность должностных лиц заказчиков за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Статья 24 Федерального закона устанавливает  способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Так, согласно  части 5 настоящей статьи заказчик может выбирать один из способов, установленных законом. Однако, он не может совершать действия, которые влекут за собой  необоснованное сокращение числа участников закупки.

Данную норму следует дополнить положением о том, что за совершение этих неправомерных действий заказчик несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 



Список литературы:

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 23.04. 2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 июля 2018 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации.- 2013.- № 14.- Ст. 1652; 2018.- № 18.- Ст. 2578.
  2. Беспалова, Е.С., Вострикова, А.А., Исхакова, В.Р. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) /под общ, ред. В.Ю. Панченко. - М.: Проспект, 2012.- 160 с.
  3. Малыхина, Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово- правового регулирования: дисс. канд. юрид. наук / Е.А. Малыхина .- Саратов, 2015.- 30 с.
  4. Храмкин, А.А. Перспективы развития контрактной системы закупок / А.А. Храмкин // Учет в бюджетных учреждениях.- 2011.- № 12.- С. 14-18.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: