» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Солонченко Михаил Евгеньевич,
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Отношение современных российских подростков к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Дата публикации: 23.10.2018
ОТНОШЕНИЕ
СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Солонченко Михаил Евгеньевич
ГБОУ БИЮЛИ, учащийся 11 класса
Солонченко Светлана Сергеевна
НИУ «БелГУ»,
аспирант кафедры возрастной и социальной психологии
педагог доп. образования МБОУ СОШ №31, г.Белгород
Аннотация. В
статье анализируется отношение современных подростков к сверстникам с ОВЗ. Мы
выяснили, что большинство подростков относятся к сверстникам с ОВЗ терпимо, и
лишь четвертая часть респондентов – толерантно. Результаты проведенного
исследования внушают тревогу, так как в большинстве своем подростки не
толерантны к сверстникам с ОВЗ, что может затруднять процесс интеграции последних в общество. Нами разработана программа «Путь друг
к другу», которая на данный момент находится на стадии внедрения в ГБОУ БИЮЛИ
г. Белгорода. Актуальность программы и целесообразность ее внедрения
подтверждены экспертными заключениями.
Ключевые слова:
толерантность, терпимость, подростки, инвалиды, ограниченные возможности
здоровья, отношение, интеграция.
Сегодня политика нашего
государства в отношении детей с ОВЗ направлена на их полную интеграцию в
обществе и создание для них комфортных условий для жизни в нашей стране.
Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, уровень их интеграции остается
по-прежнему низким, социальная активность и профессиональная самореализация,
социальные и семейные сценарии деформируются ограничениями, налагаемыми
дефектами здоровья. В этом заключается проблема
нашего исследования. Мы считаем, что не последнюю роль в этой проблеме
играет отношение к людям с ОВЗ в нашем обществе. Особенно важно изучать
отношение сверстников к подросткам с ОВЗ. Ведь именно в подростковом возрасте
общение со сверстниками настолько значимо, что многие психологи (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова и другие) [2], [7] считают, что
оно является ведущей деятельностью подросткового возраста. В тоже время следует
отметить, что поменять укоренившиеся стереотипы в отношении людей с ОВЗ в
сознании взрослых людей сложнее, чем своевременно привить у подрастающего
поколения толерантное отношение к сверстникам с ОВЗ. Таким образом, очевидна актуальность темы исследования.
Целью
настоящей статьи является анализ и систематизация результатов
проведенного исследования направленного на
изучение отношения подростков к сверстникам с ОВЗ.
Обратимся к определениям
понятий толерантность и терпимость. Следует отметить, что во многих культурах
понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем.
Toleranz, фр. Tolеrance [4]. Так, «Декларация принципов
толерантности», утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16
ноября 1995 года в этом же году была переведена с английского на русский язык и
зарегистрирована в РФ как «Декларация принципов терпимости» [3]. Таким образом,
при введении понятия «толерантность» в РФ оно сразу же было подменено понятием
«терпимость». В тоже время, главное отличие толерантности от терпимости
заключается в том, что первое общественное явление предполагает отсутствие
неприязни человека к другим людям, непохожим на него по тем или иным признакам
[6], [9]. Терпимость, в свою очередь, характеризуется возможным внутренним
дискомфортом гражданина во взаимодействии с людьми, непохожими на него, но
сознательным его отказом от проявления неприязни к ним [4]. На основании
анализа теоретических источников нами выведены формулы толерантности и
терпимости. Так, толерантное отношение предполагает уважение, принятие,
понимание с соблюдением равных прав всех членов общества. В тоже время
сочувствие, безразличие, избегание контактов и отрицание равенства являются
признаками терпимости.
Уважение + принятие + понимание + равенство
= Толерантность
Сочувствие + безразличие + избегание
контактов + отрицание равенства = Терпимость
Мы проанализировали результаты
исследования «Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными
возможностями», проведенного ВЦИОМ в 2017 г. [1]. Россияне в большинстве своем
относятся к детям с ОВЗ с сочувствием и безразличием, испытывая при этом в
большинстве своем неловкость, уважение, жалость, страх. По результатам
исследования эксперты вынесли следующее заключение: «отношение россиян к детям
с ограниченными возможностями можно охарактеризовать как терпимое,
формирующееся вследствие доминирования следующих эмоций: безразличия, жалости,
сочувствия» [1]. В исследовательской части, состоящей из анкетирования и
исследования по методике «синквейн», приняли участие
62 респондента в возрасте 12-17 лет. Анкетирование проведено нами при помощи
авторской анкеты. В ходе анкетирования мы отметили, что отношение подростков к
сверстникам с ОВЗ неоднозначное. С одной стороны они готовы оказать помощь этим
детям, а с другой – не желают контактировать с ними. Подростки проявляют
терпимость по отношению к сверстникам с ОВЗ, которая выражается в доминировании
таких чувств как жалость и сочувствие. Далее нами было проведено исследование
по методике «синквейн». Данная методика дает
возможность изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Проанализировав результаты проведенного исследования, мы выделили доминирующие
чувства, которые испытывают респонденты к сверстникам с ОВЗ. Так, по
результатам анализа строк синквейна мы видим, что
большинство респондентов акцентируют внимание на ограниченности сверстников с
ОВЗ. Также респонденты испытывают уважение к сверстникам с ОВЗ и признают их
равными себе. В тоже время респонденты испытывают сострадание и желание помочь.
Мы проанализировали «синквейны» в целом, сопоставили
их с результатами анкетирования и сделали вывод об отношении каждого
респондента к сверстникам с ОВЗ, основываясь на формулах толерантности и
терпимости. Так, большинство респондентов (76%)
проявляют к сверстникам с ОВЗ терпимость. Подростки видят в сверстниках
с ОВЗ, в первую очередь, людей с ограничениями, которые из-за болезни не могут
жить полноценной жизнью: общаться, дружить, веселиться, учиться; которые
терпят, нуждаются, страдают. Респонденты сочувствуют им, однако отрицают
равенство со сверстниками с ОВЗ и не хотят с ними контактировать. В тоже время
24% респондентов толерантно относятся к сверстникам с ОВЗ. Эти подростки
проявляют к сверстникам с ОВЗ уважение, принимают их недостатки, считают
сверстников с ОВЗ равными себе. Мы считаем необходимым развивать толерантное
отношение у подростков к сверстникам с ОВЗ, которые нуждаются в признании их равными значительно в большей степени, чем в жалости и
сострадании. Нами разработана программа, направленная на формирование
толерантного отношения у подростков к сверстникам с ОВЗ (Табл. 1). Программа на
данный момент находится в стадии внедрения в ГБОУ БИЮЛИ г. Белгорода. Программа
состоит из трех блоков – познавательного, формирующего и активного. Познавательный – осуществляется знакомство с термином
«толерантность» «толерантная личность», «толерантное поведение», знакомство с
особенностями лиц с ОВЗ. Формирующий – развитие
способностей подростков к взаимодействию, эмпатии,
коммуникативному контролю, взаимоуважению. Активный –
знакомство со сверстниками с ОВЗ, проведение совместных мероприятий (выставки,
конкурсы, посещение киноцентров, театров). Наше исследование мы планируем
продолжить и сравнить результаты, полученные перед внедрением программы и после
него.
Таблица 1
Этап |
Цель |
Форма проведения мероприятия |
Познавательный |
· Знакомство
с понятиями «дети с ОВЗ», «дети-инвалиды», «дети с ОВ» · Знакомство
с государственной политикой в отношении лиц с ОВЗ» · Знакомство
с понятиями «толерантность», «толернатная
личность», «толерантное отношение к лицам с ОВЗ», «интолерантное
отношение». |
1. Лекция
«Дети с ОВЗ. Государственная политика в отношении лиц с ОВЗ» 2. Лекция
«История эволюции отношения общества к людям с ОВЗ» 3. Беседа
«Что такое толерантность?» 4. Тренинг
«Толерантность и интолерантность» 5. Тренинг
«Толерантная и интолерантная личность» 6. Упражнение
«Список наших проблем в общении» 7. Упражнение
«Мой опыт общения с детьми с ограниченными возможностями» 8. Тренинг
«Толерантное общение» 9. Групповая
дискуссия: « Кто они - люди с ОВЗ?» (итого 9 занятий по 45 минут) |
Формирующий |
· Содействовать
формированию толерантных установок по отношению к лицам с ОВЗ. · Развить
способность к пониманию · Создать
условия для успешного взаимодействия детей в группе. · Учить
пониманию детей особенностей лиц с ОВЗ. |
1.
Упражнение
«Мы
рисуем толерантность» 2.
Упражнение
«Я
такой!» 3.
Игра «Протяни руку помощи» 4. Тренинг ««Взаимопонимание и
согласованность действий в группе» 5.
Психотехническая
игра 5.1. «Связанные
руки» 5.2. «Поводырь-Слепец» 6.
Психотехническая
игра 6.1. «Что
слышно?» 6.2. «Подарок» 7. Тренинг ««Толерантность к
другим через отношение к себе» 8.
Игра «Я толерантен» 9.
Тренинг «Степень вашей
толерантности» (итого 9 занятий по 45 минут) |
Активный |
·
Повысить интерес детей к проблемам лиц с ОВЗ ·
Содействовать формированию толерантных
установок по отношению к лицам с ОВЗ |
Совместные мероприятий
для подростков и их сверстников с ОВЗ: 1.
«А ну-ка девушки!» (командная конкурсная
программа) 2.
«А ну-ка парни!» (командный конкурс по
ораторскому искусству) 3.
Творческие тематические вечера 4.
Конкурс рисунков «Мы вместе» 5.
Совместные организованные выезды на природу 6.
Организация выставки работ подростков с ОВЗ 7.
Совместные посещения выставок, кинотеатра,
драматического театра. (итого 7 занятий, время проведения каждого не
ограничено) |
По результатам проведенного
исследования нами сделаны следующие выводы:
- Современное российское общество, в большинстве своем, проявляет терпимость к детям с ОВЗ, которая заключается в доминировании таких чувств как жалость, сочувствие и безразличие (Исследование ВЦИОМ).
- У подростков преобладает сочувственно-жалостливое отношение к сверстникам с ограниченными возможностями (Исследования в рамках работы).
- Большинство подростков стараются избегать контактов с детьми с ОВЗ (Исследования в рамках работы).
- Лишь 24% подростков толерантно относятся к сверстникам с ограниченными возможностями (Исследования в рамках работы).
- Подростки более лояльны к сверстникам с ОВЗ, чем взрослые (Исследование ВЦИОМ, исследования в рамках работы).
- Результаты исследований внушают тревогу, так как в большинстве своем подростки не толерантны к сверстникам с ОВЗ, что может затруднять процесс интеграции последних в общество.
- Для формирования толерантного отношения у подростков к сверстникам с ОВЗ нами разработана программа «Путь друг к другу», которая на данный момент находится на стадии внедрения в ГБОУ БИЮЛИ г. Белгорода.
- Актуальность программы «Путь друг к другу» и целесообразность ее внедрения подтверждены экспертным заключением.
Список литературы:
- Брошюра. Социум дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями. Отчет о результатах исследования www.psyhologiya.ru [Электронный ресурс].
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст] / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
- Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! —2004. —с. 6—11.
- Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме. 2013
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2000
- Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2015 – № 1-2.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для ВУЗов / Л.Ф. Обухова. - МГППУ, ООО «Издательство Юрайт», 2010 - 256 стр.
- Терюшкова Ю.Ю. Психологический тренинг «Основы психологии общения с людьми» [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009-1. № 2009-1.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2000
- Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности./ С.Д. Щеколдина – М.: «Ось-89», 2004 80с.
Комментарии: