» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Мартынюк Наталья Станиславна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Инновационная деятельность в Образовательной Организации
Дата публикации: 28.10.2018
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Мартынюк
Наталья Станиславна
воспитатель
ГБДОУ детский сад
№111, г.Санкт-Петербург
Детский сад находится на новом этапе
развития, когда количественное накопление обновленных ресурсов позволяет
выходить на обновленные качественные результаты.
Практика инноваций требует перевода
управленческой деятельности и методической работы ДО в
ее новое состояние – инновационное пространство ДО.
В ответ на эти требования педагоги д/с не только
осваивают рекомендованные программы, но и разрабатывают авторские
программы, проекты, создают методические разработки.
Объективная необходимость создания и
введения программы инновационной деятельности ДО
продиктована следующими факторами:
- Требования гуманизации образовательного процесса.
- Ориентация на культурно-нравственные ценности.
- Конкурентные отношения и сетевые взаимодействия между образовательными учреждениями.
- Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
- Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.
В основе программы лежат такие понятия,
как:
Инновационная управленческая
деятельность - это деятельность руководителя ДО по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании
управленческих функций, используемых методов, организационной структуры,
введение нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и
развития дошкольного образовательного учреждения. Отсюда вытекает определение
управленческих инноваций как целенаправленных изменений, связанных с внесением
элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы
управления руководителя ДО, что приводит к развитию системы управления дошкольным образовательным
учреждением. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению
управленческой деятельности руководителя ДО, которая
приобретает инновационный характер.
Инновационная
методическая работа в ДО – часть
профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную
на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной
деятельности, включающие умения:
- определять приоритетные направления инноваций;
- отбирать содержание инновационной деятельности;
- проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;
- описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций.
Общая направленность настоящей программы
состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ,
ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику
проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных
технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.
Цель программы: Создание модели инновационного
образовательного пространства ДО как одно из условий повышения качества образования.
Основные задачи программы:
- Повысить уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДО.
- Стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и воспитания детей.
- Создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов-практиков.
- Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков.
- Пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике.
- Произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.
Построение программы основано на
принципах:
- Гуманизм (создание в ДО эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого педагога).
- Демократизация (активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций).
- Научность, аналитическая деятельность.
- Системный подход (сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДО).
- Перспективность (направленность на конечный результат).
- Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течении учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации).
- Реальность поставленных целей.
- Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).
- Принцип главного звена (выбор основных целей на определенных периодах времени и этапах инновации)
Инновации в работе с педагогическими
кадрами:
- создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДО;
- разработка программы формирования кадрового потенциала;
- разработка педагогами индивидуальных программ педагогического поиска;
- индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
- использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, стажерские площадки, педагогические проекты, использование ИТК-технологий и т.д.);
- самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т.д.);
- обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
- использование педагогами инновационных авторских технологий;
- дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДО.
Инновации в содержании образования
- адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ;
- разработка и реализация собственных парциальных программ и педагогических технологий;
- организация дополнительных образовательных услуг.
Типы нововведений:
По влиянию на
воспитательно-образовательный процесс:
- в содержании образования;
- в формах и методах воспитательно- образовательного процесса;
- в управлении ДО
По отношению к предшествующему:
- вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество)
- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение)
- освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования (ретровведение)
Формы нововведений:
- относительная новизна
- «изобретательские мелочи»
Прогнозируемый результат:
- Повышение качества организации методической работы в ДО (переход на инновационную модель методической работы).
- Формирование позитивного имиджа ДО как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи.
- Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДО.
В работе с детьми:
- Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в ВОП.
С педагогами:
- повышение уровня компетенции педагогов;
- расширение методической базы ДОУ
- вовлечение молодых специалистов в инновационную деятельность
С родителями:
- активное привлечение к ВОП в качестве партнеров
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Создание информационно-правовой и научно-методической базы.
- Материально-техническое обеспечение (оборудование кабинетов ИКТ оборудованием , создание центров активности, обеспечение их необходимым учебно-дидактическим материалом и игровой атрибутикой)
- Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения выполнения программы.
- Материальное стимулирование участников инновационной деятельности;
- Издательская деятельность (выпуск методических рекомендаций, брошюр, буклетов, бюллетеней)
- Создание электронного портфолио успеха учреждения
Используемые педагогические технологии:
Развивающего обучения (Эльконин
Д.Б., Давыдов В.В) Нетрадиционные техники и приемы в изодеятельности
Приемы мнемотехники
Международной образовательной технологии «Step bu Step»
Технология интегрированного обучения
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ в обучении
Триз –технология
Заключение:
Предлагаемый опыт инновационной деятельности ДО –результат активного поиска творческих подходов в
воспитании, нестандартных и оригинальных методов обучения
коллектива, родителей и детей.
Список литературы:
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ, № 4, 2009.
- Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка-Пресс, 2009.
- Яковлева Г.В. Управление инновациями в ДОУ // Управление ДОУ, № 2, 2008.
Комментарии: