» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Казымова Шейда Ахмед кызы, Студент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Сравнительная характеристика степени выраженности сколиоза у студентов

Статья просмотрена: 29 раз
Дата публикации: 20.10.2018

УДК 616

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СКОЛИОЗА У СТУДЕНТОВ «ИЖЕВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ» И «ИЖЕВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ» С УЧЁТОМ РАЗНОСТИ В НАГРУЗКЕ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

Казымова Шейда Ахмед кызы

Бурдукова Дарья Дмитриевна

Пименова Ксения Валерьевна

студенты лечебного факультета

Толмачёв Денис Анатольевич

кандидат медицинских наук, доцент

Фатыхов Ильдар Разимович

кандидат медицинских наук, ассистент

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения,

Кафедра медицинской реабилитологии и спортивной медицины.

Ижевская государственная медицинская академия, МЗ РФ, гжевск

Международная школа «Медицина будущего», ПМГМУ им. И.М.Сеченова, МЗ РФ, госква

 

Аннотация. В данной статье представлен сравнительный анализ и оценка степени тяжести функционального сколиоза у студентов Ижевской государственной медицинской академии и Ижевской государственной сельскохозяйственной академии.

Ключевые слова: функциональный сколиоз,  патогенез,  коэффициент Фатыхова, учебная нагрузка.

 

Введение: Сколиоз – боковое искривление позвоночника. В России сколиоз, как и другие нарушения осанки, выходят на лидирующие позиции среди наиболее встречающейся патологии, как у детей, так и у взрослых. По данным Федеральной службы государственной статистики в России на 2014 год насчитывалось 241 тысячи 400 детей до 14 лет с диагнозом «сколиоз»[5]. Что касается нарушений осанки в общем, эта цифра гораздо больше – 1 млн 420 тыс. 100 детей. Таким образом, на долю всех нарушений осанки у детей в России насчитывается около 1 миллион 722 тысячи 300 детей, что составляет 8,1% всех российских детей в возрасте до 14 лет, это 1,2% всего населения страны. Снижение общего уровня физической активности, длительные статические нагрузки в неправильном положении приводят к нарушению обмена веществ в мышечной и костной тканях, что в свою очередь может запускать процесс необратимых патологических изменений.

По данным ВОЗ у 85% учащихся встречаются нарушения осанки. Деформирующие дорсопатии, по данным разных исследователей, выявляются у 10-15% обследованных детей, а у 20% выпускников школ диагностируется идиопатический сколиоз[6]. В последнее десятилетие наблюдается рост заболеваний опорно-двигательного аппарата и у студентов.

Патогенез: Начало искривления позвоночного столба – это эпифизеолиз межпозвонковых дисков. Смещение дисков при эпифизеолизе ведет к смещению пульпозного ядра в одну из сторон. Позвоночник искривляется в сторону отсутствия ядра и искривление его в другую сторону невозможно[4].

Смещение пульпозного ядра приводит к дисбалансу мышц естественного мышечного корсета: на высоте искривления  напряженые  мышцы  выпуклой одной стороны, в нижней части – напряжены мышцы вогнутой стороны. Дисбаланс мышц при искривлении ведет к торсии позвонков. Смещение пульпозного ядра приводит к неправильной нагрузке на тело нижележащего позвонка, что способствует развитию остеохондроза и формированию клиновидного позвонка на вершине искривления.

Цель исследования: провести сравнительный анализ степени выраженности сколиоза у студентов ИГМА и ИжГСХА с учётом разности в нагрузке по учебному плану.

Материалы и методы: исследование было проведено на 40 девушек  ИГМА и ИжГСХА в возрасте от 18 до 22 лет со сколиозом, который был выявлен методом визуального осмотра и пальпации. Девушки были распределены в две группы, одна из которых являлась контрольной[2]. Кроме того, был проведен опрос студентов 3 курса двух вузов, целью которого являлось определение объёма общей и учебной нагрузки[1].

Так же производилась оценка состояния осанки по результатам ромба Машкова и вычисления коэффициента Фатыхова (kF) [3]. Измерение ромба Машкова является методом выбора для оценки симметричности осанки. Стороны ромба, образованного нижними углами лопаток и остистыми отростками 7-го шейного и 5-го поясничного позвонков, и последующее вычисление разности в их значениях, может дать начальное представление о наличии асимметрии. Так, при разнице расстояний от углов левой и правой лопатки до 7-го шейного или 5-го поясничного позвонков более 0,5 см осанка считается ассиметричной[3]. Для более достоверной оценки асимметрии предлагается суммировать разности сторон ромба Машкова справа и слева и разности расстояний от углов лопаток и линиями отвеса. Уменьшение или увеличение этой суммы может свидетельствовать о динамике процесса, а также об эффективности коррекционных мероприятий[3].

Преимуществами данных методов является их неинвазивность, простота и отсутствие необходимости в дополнительном оборудовании. Данный метод также может использоваться на этапе первичного осмотра, с целью выявления ранних изменений осанки. Выявление асимметрии на начальных этапах развития позволит значительно снизить степень прогрессирования, за счет назначения профилактических мероприятий.

Результаты и их обсуждение: В проводимом опросе приняло участие 335 студентов 3 курсов ИГМА и ИжГСХА. На вопрос, сколько у вас занятий в среднем в течении недели, большинство (87,3%) респондентов ИГМА ответили более четырёх, 72,6% студентов ИжГСХА – 3-4 занятия. 50,8% (или каждый второй) студентов ИГМА отметили, что в течении дня более 5 часов находятся в сидячем положении, а у 67,2 % учащихся ИжГСХА – эта цифра составила 2-4 часа. При этом, 49,3% студентов ИГМА, сидя за столом/на стуле не контролируют симметричность осанки, что объясняют «нехваткой времени думать об этом», а среди студентов ИжГСХА - 29,7%. Важно отметить, что 70,3% учащихся ИГМА предъявляют жалобы на редкие боли в области спины, появляющиеся в положении сидя. Данный показатель у студентов ИжГСХА составил 45,3%. Кроме того, был поставлен вопрос: «насколько тяжелая у вас сумка», на который 37,5 % респондентов ИжГсха ответили -  не тяжелая, а 62,5% - 3-4 кг. У студентов ИГМА ответы были следующими: 15,3% - не тяжелая, 42,6% - 3-3 кг., 36,2% - 5-6 кг., 5,9% - более 6 кг.

Степень выраженности функционального сколиоза у студентов ИГМА и ИжГСХА (расчет коэффициента Фатыхова)

Объект сравнения

Среднее значение + стандартная ошибка

SD-стандартное отклонение

Студенты ИГМА

2,94±0,09* (р≤0,05)

0,26

Студенты ИжГСХА

2,39±0,16 * (p≤0,05)

0,43

 

Вывод: Изучив результаты анкетирования, можно сделать вывод, что функциональный сколиоз чаще выявляется у студентов Ижевской государственный медицинской академии (ИГМА). Столь выраженное различие может быть обусловлено повышенной нагрузкой в учебном плане.

Для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, можно предложить:

  1. Добавление в расписание дополнительного перерыва для зарядки или отдыха между предметами;
  2. Появление курсов ЛФК в учебных учреждениях и их доступность для всех;
  3. Проведение профилактических бесед и мероприятий, направленных на понимание и мотивацию студентов в собственном понимании своего тела, осознания всех проявлений и последствий появления функционального сколиоза.

Подводя итог, хотелось бы ещё раз отметить, что появление функционального сколиоза зависит от многих причин, в том числе и от степени выраженности учебной нагрузки, включающая в себя длительное нахождение в статическом положении.

 



Список литературы:

  1. Попова Наталья Митрофановна, Сабитова Наиля Гасимова "Применение современных ресурсов и сервисов интернет ."- Ижевская государственная медицинская академия, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, год издания 2017. ,журнал " Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук"
  2. Толмачев Денис Анатольевич, Наследскова Мария Алексеевна, Кашапова Нурия Ильшатовна, "Оценка здоровья студентов медицинского вуза" Ижевская государственная медицинская академия , журнал "Синергия Наук" ,Изд. Сиденко Александр Сергеевич , 2018 год
  3. И.Р. Фатыхов «Основы кинезиотейпирования в реабилитации» - Ижевск, 2017г. С 172.
  4. Козьмин А.Ш., Кон И.И. "Сколиоз" Москва, изд. "Медицина" 1984г.
  5. Charles T Mehlman, DO, MPH Professor of Pediatrics and Pediatric Orthopedic Surgery, «Idiopathic Scoliosis»/Medscape/ Nov 16, 2017.
  6. Anna Grauers, Paul Gerdhem Karolinska Institutet and Karolinska University Hospital «Genetics and pathogenesis of idiopathic scoliosis»/PubMed, US National Library of Medicine, National Institutes of Health, December 2016.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: