» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Антаносян Ангелина Петровна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Особенности управления финансами некоммерческих организаций

Статья просмотрена: 22 раз
Дата публикации: 25.10.2018

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Антаносян Ангелина Петровна

студентка 4 курса

Научный руководитель: Клишина Ю.Е.

к.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела

Cтавропольского ГАУ, гтаврополь

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования, управления и использования финансов некоммерческих организаций в российской экономике, отдельное внимание уделено направлениям использования финансов.

Ключевые слова: некоммерческие организации, финансы некоммерческих организаций, бюджет, бюджетные ассигнования, финансово-хозяйственная деятельность.

 

Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.

Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается в зависимости от их организационно-правовых форм. Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования. При этом в бюджетной смете в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ (в редедерального закона от 26.04.07 № 63-Ф3) устанавливаются в соответствии с классификацией расходов бюджетов только лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. При этом средства от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, средств от иной приносящей доходы деятельности бюджетного учреждения должны в полном объеме включаться в состав неналоговых доходов бюджета. Однако данное положение бюджетного законодательства вступит в силу только после принятия Федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями вышеперечисленных доходов.

Планирование бюджетных ассигнований производится на основе показателей деятельности и норм расходов, установленных либо в законодательном порядке (например, взносы во внебюджетные фонды), либо рассчитанных финансовыми органами. Показатели различаются в зависимости от типа учреждения: койка, койко-день, врачебное посещение — в учреждениях здравоохранения, учащийся — в школах и учреждениях среднего профессионального образования, студент — в высших учебных заведениях и т.п. Планирование средств от приносящей доходы деятельности бюджетных учреждений производится раздельно в разрезе их видов: средств от оказания платных услуг; безвозмездных поступлений; средств от иной приносящей доход деятельности. Доходы от оказания платных услуг, являющиеся основным видом внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, определяются на основе прогнозирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.

Направления использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений (и бюджетных средств, и средств от приносящей доход деятельности) определяются в разрезе кодов классификации расходов, предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с бюджетным законодательством порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы определяется главным распорядителем бюджетных средств.

В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие организации иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документами организации. Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в виде сметы походов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными организациями. При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый.

Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно правовых форм может также стать объектом аудиторского контроля. За счет собственных средств данных организаций возможно заключение договора с аудиторской компанией на проведение проверки с целью подтверждения достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия организации бухгалтерского учета требованиям законодательства. Законодательство РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций, однако аудиторская проверка может быть произведена по инициативе руководителя с целью получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль деятельности бюджетных учреждений не предусмотрен действующим законодательством, что находит в отражение в отсутствии такого вида расходов в классификации расходов. Кроме того, проведение аудита требует дополнительных бюджетных средств, что в современных условиях невозможно ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, выделяемых бюджетным учреждениям. При этом нет необходимости в проведении такою контроля, поскольку собственник бюджетного учреждения периодически получает информацию о достоверности отчетности и результатах финансово-хозяйственной деятельности учреждения от органов государственного финансового контроля. Возможность осуществления аудиторского контроля по инициативе руководителя учреждения за счет внебюджетных средств также не предусмотрена законодательством, поскольку использование внебюджетных средств строго контролируется казначейскими органами по тем же кодам классификации расходов, что и по бюджетным средствам.

Центральное место в системе мер по реформированию бюджетного процесса должна занять широко применяемая в мире концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на результат в рамках среднесрочного планирования. Применяемая в настоящее время методика планирования расходов бюджетных учреждений, предполагает индексацию сложившихся расходов за ряд предшествующих лет с детальной разбивкой их по кодам бюджетной классификации, при этом не учитываются ожидаемые результаты бюджетных расходов. Другое важное направление совершенствования управления финансами бюджетных учреждений связано с реструктуризацией бюджетного сектора экономики. В рамках этого процесса предполагается преобразование части бюджетных учреждений, способных функционировать в рыночной среде и формировать свои финансовые ресурсы не только за счет бюджетных, но и внебюджетных средств, в автономные учреждения.

Преобразованные учреждения, собственником которых остаются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования, получили право на самостоятельное использование внебюджетных средств, им предоставлено право открытия взамен лицевых счетов в казначействе внебюджетных счетов и кредитных организациях. Изменение организационно-правовой формы не означает отказ государства от финансирования этих организаций, однако при этом изменяются принципы предоставления бюджетных средств, что предусматривает установление собственником обязательных заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг. Реализация этих принципом предполагает отказ от использования бюджетной сметы и переход к составлению финансового плана, в котором бюджетные средства не детализированы по кодам классификации расходом, и планируются единой суммой в форме субсидии. Это обеспечит большую самостоятельность организаций в распоряжении бюджетными и внебюджетными средствами в ходе оперативною управления финансовыми ресурсами.

Таким образом, преобразование бюджетных учреждений в автономные учреждения имеет целью, с одной стороны, внедрение в социальной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоятельности организаций, а с другой — обеспечение надежной основы для реализации социальных гарантий путем сохранения объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.

 



Список литературы:

  1. Панасенко, С.В., Научно-аналитический экономический журнал "Проблемы экономики и управления" - 2016 г. - с.29-33.
  2. Суглобов А.Е., Журнал "Дайджест-Финансы" - 2015 г. - с.87-89.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: