» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Дусыева Яна Олеговна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

Статья просмотрена: 43 раз
Дата публикации: 25.10.2018

УДК  002.304

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Дусыева Яна Олеговна

студентка 3 курса магистратуры Института права

Научный руководитель: Владимиров Игорь Александрович

кандидат юридических наук

Башкирского государственного университета, г. Уфа

 

Аннотация. В статье говорится о том, что отрасль сельского хозяйства плотно  связана с использованием природных ресурсов. Использование природных ресурсов в условиях аграрного производства и, прежде всего, земли необходимо сочетать с мерами по охране окружающей среды.  Загрязнения природных ресурсов ведут к снижению плодородия почв и их продуктивности, ухудшению качества вод, атмосферы, наносят также  ущерб растениеводству и животноводству, что ведет к ухудшению сельскохозяйственной продукции.  Экологические проблемы на сегодняшний день  являются одними из наиболее важных и глобальных. 

Ключевые слова: сельское хозяйство, экология, охрана окружающей среды, агропромышленный комплекс, природные ресурсы.

 

В отрасли сельского хозяйства используется комплекс эколого-правовых мер, установленных в законодательстве как экологи­ческом, включая природоресурсное, так и уголовным, административным и др. В эту систему мер, которая является необходимой для данной сферы, включены экологическое и гигиеническое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экс­пертиза, планирование, мониторинг земель, контроль, ответствен­ность и др. Рассмотрим указанные меры подробнее.

Экологическое и гигиеническое нормирование — важнейшая правовая мера, которая нацелена на то, чтобы предупреждать экологический и экогенный вред. Что касается сельского хозяйства, то в этой отрасли мера проявляется в нормировании качества земель сельскохозяйственного назначения и предельно допустимых воздействий на землю, воды, атмосферный воздух. То есть речь идет о химическом воздействии на землю (почву), который подразумевает применение минеральных удобрений и ядохимикатов. Стоит отметить тот факт, что сельскохозяйственные земли могут загрязняться и другим образом. Например, когда осадки (дождь, снег) вымывают загрязняющие ве­щества из атмосферы и затем они попадают в почву или когда используются загрязненные воды для орошения, полива сельскохозяйственных расте­ний и тд.

Нормативы качества земель являются составной частью нормативов качества окружающей среды. Такие нормативы в механизме экологического права выполняют ряд функций: а) устанавли­вают предельные величины вредных химических и иных воз­действий на природную среду; б) служат для оценки состояния почв по химическим характеристикам. Это означает, что если в почве содержание химического вещества не превышает нор­матив предельно допустимой его концентрации, то состояние почвы является экологически безопасным, т. е. не представляет опасности для здоровья человека и других живых организмов. Можно сказать о том, что экологически безопасная сельскохозяйст­венная продукция зависит в первую очередь от состояния почв, на которой выращивали данную продукцию.

Требования, касающиеся нормирования качества земель сельскохозяйст­венного назначения установлены рядом законов и подзакон­ных актов. Общие требования содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и Земельном кодексе РФ.

Гигиеническое нормирование содержания пестицидов в объ­ектах окружающей среды регулируется федеральными законами: от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1, от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безо­пасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»2; Положени­ем о государственном санитарно-эпидемиологическом нормирова­нии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 5543.

Ответственность за соблюдение гигиенических нормативов содержания пестицидов и их опасных метаболитов в объектах окружающей среды несут как физические, так и юридические лица, которые реализуют оборот пестицидов на всех этапах их производства, хранения, транспортировки, реализации, применения, утилизации и уничтожения.

Под мониторингом окружающей среды понимается система долгосрочных наблюде­ний за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза измене­ний состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В соответствии с законодательством проводится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных природных объектов, в частности земли, вод.[1]

Данные экологического мониторинга охраны окружающей сре­ды в сельском хозяйстве и мониторинга земель, вод служат осно­вой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений, в частности, связанных с использованием того или иного природного ресурса. Организация и проведение мониторинга окружающей среды регулируются многими актами экологического законодательства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая феде­ральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окру­жающей среды» (ст. 63)[2]; от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначе­ния» (ст. 16)[3]; Земельный кодекс РФ (ст. 67)[4].

Контроль за охраной окружающей среды в сельском хозяй­стве (экологический контроль) является одной из основных и важнейших мер обе­спечению рационального природопользования и охраны окружаю­щей среды. Через экологический контроль в основном осуществляется принуждение определенных субъектов экологиче­ского права к исполнению экологических требований. Часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его ре­зультатам. В природоохранительной практике России выделяются следу­ющие виды экологического контроля: государственный, ведомст­венный, муниципальный, производственный, общественный. Кри­териями такой классификации служат субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Государственный экологический контроль нацелен на проверку и обеспечение исполнения правовых требований по рациональ­ному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения.

Отметим, что отрасль сельского хозяйства имеет значительное воздействие на окружающую среду. Причиной тому, является то, что для сельского хозяйства требуются огромные площади, так как земля выступает основным средством производства. Поэтому существует необходимость оценки изменений, которые происходят в результате данного воздействия. Стоит задуматься и о том, чтобы разрабатывать, совершенствовать и включать в основу системы по рациональному ведению сельского хозяйства, а также природоохранные меры.     Данный вопрос становится актуальнее с каждым днем, в связи с тем, что проблемы, связанные с охраной окружающей среды в сельском хозяйстве усиливается в современных условиях и это связано с процессами загрязнения природных ресурсов, которые используются в аграрном производстве, промышленными, строительными и другими несельскохозяйственными предприятиями.

Таким образом, существует проблема, связанная с экологической ситуацией, а именно с влиянием сельскохозяйственного производства на окружающую среду. Стоит отметить, что отрасль сельского хозяйства не стоит на месте и интенсивное развитие приводит к негативным последствиям в окружающей нас среде. Значительный вред окружающей среде наносит применение новых синтетических средств химизации (минеральных удобрений, пестицидов от вредителей и т.д.), применение сложной и тяжелой машинной техники и т.д. Это ведет к ухудшению жизненных условий, тем самым увеличиваются затраты на возмещение убытков и восстановление окружающей среды. Из-за того, что применяется чрезмерное химизация, это приводит к  снижениею плодородия почв, увеличивается потребление энерго- и трудовых ресурсов, снижается фондоотдача в Агропромышленном комплексе. Поэтому существует необходимость в четком регулировании экологических вопросов в сельском хозяйстве, а также следить за охраной окружающей среды для того, чтобы  сохранить потенциал природных ресурсов и экологии.

 



Список литературы:

  1. Боголюбов С.А., Бринчук. Аграрное право//Учебное издание.- Москва: Проспект, 2011.-432 с.
  2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ(ред. от 31.12.2017) «Об охране окру¬жающей среды»//Российская газета. 2002. № 6.
  3. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначе¬ния»// Российская газета. 1998.№ 29.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ(ред. от 01.10.2018)//Российская газета. 2001. №211-212.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: