» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Печикина Диана Игоервна , студентка 3 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Технология проблемного обучения. Поэтапное создание проекта

Статья просмотрена: 687 раз

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. ПОЭТАПНОЕ СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА

Печикина Диана Игоервна

студентка 3 курса

института математики, естествознания и техники, ЕГУ им. И.А.Бунина, г. Елец

Аннотация. В данной работе рассматривается практическое составление проекта в общеобразовательной школе. Задача данной работе научить грамотно и правильно помогать ученикам в создании проекта, тем самым реализовывать метод проектов. Проект создается при помощи учителя, поэтому в работе рассмотрены принципы его создания учителем и обучающимся.

Ключевые слова: ФГОС, метод проектов, координатная плоскость, проект в общеобразовательной школе.

В данной работе будет прописано поэтапная работа над проектом по математики в 6 классе. На конкретном примере будет проиллюстрирована поэтапная работа учителя и ученика в ходе создания проекта.

Задачами данной работы являются:

·                    создания полноценной проектной работе по математики на тему: «Координатная плоскость и построение на ней»

·                    поэтапная работа учителя, подталкивающая обучающего к созданию проекта

·                    подведение итогов работы над проектом

·                    защита готового проекта

В конечно результате будет реализована цель проекта:

Сформировать у обучающихся представление о координатной плоскости и научить их построениям на ней.

Данная работа разделена на несколько параграфов, в каждом из которых будет описываться работа учителя по созданию проекта, причем создаваться проект будет при реализации техника проблемного обучения.

Для выбора темы учитель первоначально должен узнать, что именно интересует ребенка, т.к. от его интереса будет зависеть успешность проекта.

Не зря существует фразеологизм «стоит только начать и дальше будет проще», так и при выборе темы, это начало всех начал.

Существует несколько техник с помощью, которой ребенок может определиться с темой:

Первая: ученику задается вопрос: «Что ты хорошо знаешь и причем тебе это интересно?» Получив ответ на этот вопрос можно плавно задавая наводящие вопросы определится с темой проекта.

Вторая: она будет сложнее в реализации, одна в результате ученик может получить значительно больше новых знаний, для этого задается вопрос: «Что ты хочешь узнать новое?» Тем самым учитель создает проблемную ситуации, а, следовательно, используется технология проблемного обучения. Как раз этот вариант нам более интересен.

Поэтому при изучении в 6 классе можно использовать уже сформулированную нами ранее тему: «Координатная плоскость. Построения графиков на координатной плоскости». Чтобы при изучении данного проекта использовалась проблемное обучении можно предложить его после того как учениками будет усвоены следующие понятия «координатная плоскость», «координаты». Далее плавно переходить к построению на плоскости, тем самым мы будем подготавливать учеников к построению различных графиков функций в дальнейшем.

Определившись с темой нужно выделить в ней проблему, поставить перед собой задачи исследования и сформулировать гипотезу. Чаще всего тема проекта как раз и подразумевает его цель, так цель нашего проекта: преобразование и построение различных графиков.

Из цели плавно вытекают задачи и формулируется гипотеза.

Задачи данного проекта:

·                    научиться строить различные графики;

·                    выделить несколько групп преобразований;

·                    проиллюстрировать и самостоятельно построить различные виды преобразований.

Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Как раз при формулировании гипотезы хорошо прослеживается технология проблемного обучения. Ученик должен самостоятельно и постепенно, после прочтения или после рассказа учителя различных фактов, связанных с темой проекта, сформулировать гипотезу, тем самым он приходит к какому-то умозаключению.

Стоит учитывать, что гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

• быть проверяемой;

• содержать предположение;

• быть логически непротиворечивой;

• соответствовать фактам.

Учитель может помочь ребенку в формулировке проблемы использовав следующие речевые шаблоны;

1.                  Что-то влияет на что-то в том случае, если...

2.                  Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3.                  Что-то будет успешным, если...

4.                  Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Тогда гипотеза нашего проекта звучит следующим образом: «Заметить закономерность при преобразовании графиков, т.е. при каких условиях график функции сжимается, расширяется, перемещается вверх или вниз и т.п.»

После формулировки проблемы, задачи и гипотезы ученик переходит к поиску основного исследования. Первоначально ученик с помощью учителя или родителей находит различные факты, термины, формирует теоретичную базу своего проекта. все это можно найти в интернет-источниках, книгах, энциклопедиях и другой научной литературе, которые нужно записывать ученику для составления в дальнейшем списка литературы.

Далее ученик выбирает наиболее интересные факты, которые на его взгляд могут заинтересовать одноклассников и его самого.

Рассмотрим это на конкретном примере. По выбранному нами проекту можно предложить к рассмотрению построение графиков по координатам, такие построения можно разделить на 2 большие группы:

1.                  Перемещение изображений на координатной плоскости:

a)                  перемещение по вертикали;

b)                 перемещение по горизонтали;

c)                  перемещение в произвольном направлении.

2.                  Симметричное отображение изображений от осей координат:

a)                  симметричное отображение от оси ординат;

b)                 симметричное отображение от оси абсцисс;

c)                  симметричное отображение от обеих осей координат (или симметричное отображение относительно начала координат).

Для краткосрочного проекта можно рассмотреть только одну группу построений, для долгосрочного можно использовать две группы, причем на каждый подпункт приводить свой конкретный пример.

Для нашего проекта достаточно в качестве примера проиллюстрировать только один пример построения, для объяснения которого использовать алгоритм построения графиков по координатам.

Рассмотрим, симметричное отображение от оси абсцисс. В этом случае говорят, что прямая ОХ является осью симметрии фигуры, а верхняя и нижняя половины фигуры симметричны относительно оси абсцисс.

Пусть у нас даны следующие координаты (рис.1): А=(-10; -5); В=(-8; -10); С=(-3; -13); D=(-1; -10); E=(0; -13); F=(3; -13); G=(6; -12); H=(8; -8); I=(5; -3) и   J=(-9;0); K=(-4;-1); L=(-3;-1); M=(-1;-1); N=(2;0); O=(3;-1); P=(4;0); Q=(10;-4).                      

Рис.1                                                 Рис.2

 

 

 

 

 

 

Последовательно соединим следующие координаты: A,B,C,D,E,F,G,H,I. Потом соединим: J, K, L, M, N, O, P,Q. Далее соединяем: А и K; D и L; M и I. (рис.2). Потом разъясняется суть симметрического отображения относительно оси ОХ и делается построение симметричный точек, т.е. точке А=(-10; -5) будет симметрична точка А1=(-10; 5); точке M=(-1;-1) – точка М1=(-1;1) и.т.п. Далее делается вывод, что при симметричном построении у точки меняется значение y на противоположное ему значение. Достраивается вся фигура. (рис.3)  

Рис.3

 

 

 

 

 

 

 

 

После изложения всего материала ученик должен сделать выводы на основании всего изложенного материала, в выводе обязательно нужно подтвердить или опровергнуть сформулированную учеником проблему, проанализировать задачи, поставленные в начале проекта. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

В данном проекте на практике показывается построение графика функции относить оси координат, данные знания ученики будут использовать в дальнейшем при построении вначале линейной, а потом и  квадратичной функциях, а в старших класс при построении графиков тригонометрических функций. Таким образом, данная проблема актуальна для учеников 6 класса и имеет свое практическое назначение.

Особое внимание требуется уделять завершающему этапу проектной деятельности – защите проекта.

Защита проекта представляет собой презентации, где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

Целью проведения презентации является

·      выработка и развитие презентативных умений и навыков;

·      демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

·      анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Тем самым ученики учатся не просто проектной деятельности, но и учатся правильно формулировать свои выводы, уметь предоставить свои полученные знания, а также это может помочь им в будущем, например, при регулярных выступлениях ученик перестанет бояться выступлений на публике, он станет более уверенным в себе и в своих силах.

Поэтому если учитель дает задание создать проект, то после его создания он должен обязательно провести защиту проекта. [8]

В заключении стоит отметить, что применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы.  Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.

Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.

Кроме того, мы на конкретном примере удостоверились, что проектное обучение способствует:

-               формированию личностных качеств обучающегося;

-               формирование способности самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в ходе разработки проектов;

-               умение четко и точно преподносить полученные ответы и выводы в ходе защиты своего проекта, тем самым обучаясь структурировать и логично обосновывать новые знания;

-               возможность научиться сотрудничать с отдельными обучающимися так и полностью с классом;

-               возможность продемонстрировать свои знания по математике, а также приумножить их и донести их до своих друзей и знакомых.



Список литературы:

1.            Андрианова С.А. Использование метода проектов в обучении школьников. /Технология (Основа). – 2015. - №1. – С.7.

2.            Вахонина О.В. Практика применения метода проектов в образовательной области «Технология». – 2014. - №9. – С.9.

3.            Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006

4.            Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. 431 с.

5.            Е.С. Полат. Метод проектов. История и теория вопроса. cовременные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: изд. центр «Академия», 2010. С. 193-200

6.            Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ,2005. - 59 с.. 2005

7.            Матрица научного познания. № 3. Печикина Д.И. Метод проектов в общеобразовательных школах, с. 314-318. – 2017 год

8.            Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: