» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Васильчикова Анна Владимировна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Некоммерческие организации как субъект современного рынка услуг

Статья просмотрена: 343 раз
Дата публикации: 26.10.2018

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА УСЛУГ

Васильчикова Анна Владимировна

студентка 4 курса учетно-финансового факультета

Клишина Ю.Е

к.э доцент кафедры финансы и кредит

            СтГАУ, гтаврополь

 

Аннотация. В данной статье рассматривается специфика некоммерческих организаций как субъектов современного рынка услуг. Определяется их роль в экономике и обществе в целом.

Ключевые слова: субъекты рынка услуг, некоммерческие организации, третий сектор, структура третьего сектора, источники финансирования некоммерческих организаций.

 

Изучение рынка услуг предполагает рассмотрение действующих на нем субъектов. Основными субъектами рыночных отношений в сфере услуг выступают:

  • государство в лице правительства, государственных органов и государственных предприятий;
  • предприниматели и частные предприятия разнообразных форм собственности и хозяйствования, поставляющие на рынок различные услуги;
  • домохозяйства;
  • некоммерческие организации (НКО).

Специфика деятельности НКО на рынке услуг определяет необходимость их выделения в особый субъект рыночных отношений, хотя они могут быть государственными, частными и общественными. Частные НКО в совокупности образуют третий сектор экономики (как противоположность государству и бизнесу).

При этом для развитых стран НКО стали в последнее время обычным явлением; они выступают субъектом, действующим в сфере услуг. К их числу относятся такие организации, которые не ставят основной целью своей деятельности получение прибыли и не распределяют ее между учредителями (или участниками).

В современном обществе некоммерческие организации создаются и действуют в следующих целях: социальных; благотворительных; культурных; образовательных; научных; управленческих; охраны здоровья населения, окружающей среды, исторических памятников, защиты животных; развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей; защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов; оказания юридической помощи; иных.

Некоммерческая организация признается официально существующей только после прохождения государственной регистрации в качестве юридического лица. При этом она может быть государственной и негосударственной и выступать в виде общественной и религиозной организации, фонда, учреждения (государственного и муниципального), некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, потребительского кооператива, объединения юридических лиц (ассоциации, союза).

По оценкам центра исследований гражданского общества института Дж. Хоппкинса, средний вклад НКО в ВВП по восьми развитым странам составляет 5%. Для сравнения: вклад в ВВП отраслей электро-, газо- и водоснабжения равен 2,4%. Наибольшую долю в ВВП имеет некоммерческий сектор Канады, США и Японии. Вклад в ВВП находится на среднем уровне у таких стран, как Бельгия, Новая Зеландия и Австралия. Чуть превышает 1% доля организаций гражданского общества в ВВП Греции. Примечателен тот факт, что если бы не был учтен в оценке деятельности некоммерческих организаций волонтерский труд, то средняя доля НКС в ВВП не достигала бы 4%.

В России вклад некоммерческих организаций в ВВП страны находится на довольно низком уровне. Еще в 2003 г. доля НКО в ВВП составляла 1,2%, а к 2008 г. она упала до 0,5%. Что касается структуры добавленной стоимости оказываемых услуг в НКС, то наибольший удельный вес в ней, по данным института Дж. Хоппкинса, занимают три отрасли: культура и рекреация, образование и исследования, здравоохранение и социальные услуги.

Их совокупная доля в среднем по семи развитым странам (Австралия, Новая Зеландия, Бельгия, Канада, Греция, Франция, Япония) составляет 77,7%. В целом вклад данных отраслей в добавленную стоимость некоммерческого сектора практически равнозначен. Выходит, что наибольший удельный вес в структуре третьего сектора занимают социокультурные услуги, т.е. наиболее важные для развития так называемого «социального капитала» страны. Как и за рубежом, российские НКО в большинстве своем функционируют в социальной сфере, поэтому наиболее распространенной является деятельность по оказанию социальных, культурно-рекреационных, правозащитных и иных услуг. Кроме того, по данным социологических опросов, НКО работают практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Российские НКО отличаются от западных не только по их вкладу в ВВП. Исследователи указывают на то, что наибольшая часть доходов негосударственных НКО обеспечивается за счет членских взносов, платежей и пожертвований.т На их долю приходится, по разным оценкам, от 42 до 82%. Данный источник дохода за рубежом, как было отмечено ранее, является самым незначительным. Плата за оказание услуг в российских некоммерческих организациях, напротив, самый непопулярный источник финансирования. Так, среди негосударственных НКО оказывают услуги только за плату всего 1–3%. По состоянию на 2007 г. выручка от реализации товаров составила немногим более 4% в общей структуре их доходов. Государственное финансирование российского третьего сектора составляло в тот период еще меньшую долю, а именно 1,7%. Выходит, что российский третий сектор является даже более независимым, чем на Западе, и в то же время более неустойчивым.

Что касается государственных некоммерческих организаций, то в данном случае структура их доходов может значительно различаться по отраслям. Ввиду того что они в основном представляют собой бюджетные учреждения, их государственная поддержка будет определяться существующей бюджетной политикой. Между тем в настоящее время самой «неприоритетной» является отрасль культуры и искусства, поэтому зачастую там преобладают собственные заработанные средства над государственными, а благотворительные платежи незначительны и нерегулярны.

В целом можно сделать вывод, что НКО распространены по всему миру и с тем или иным уровнем успешности функционируют во всех странах ради достижения самых разнообразных целей.

 



Список литературы:

  1. Абанкина Т. Прокрустово ложе бюджетной культуры / Т. Абанкина // Отечественные записки. — 2005. — № 4. — С. 147–159.
  2. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика: учеб. / Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко. — М., 2008.
  3. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России: аналит. обзор № 3 по результатам анализа гос. статистики и баз данных НКО // АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН). — 2009.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: