» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Смолий Дмитрий Анатольевич, Магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Особенности участия прокурора в оспаривании нормативных правовых актов в административном судопроизводстве
Дата публикации: 1.11.2018
УДК 347.9
ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ОСПАРИВАНИИ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Смолий Дмитрий Анатольевич
Магистрант 2 курса
КрФ ФГБОУВО «РГУП»,
Республика Крым, Симферополь
Аннотация. В представленной автором
статье рассматривается участие прокурора в делах по
оспариванию нормативных правовых актов в порядке административного судопроизводства.
Автором проводится анализ процессуальных особенностей участия прокурора по данной
категории дел. Также в статье анализируются и описываются основные проблемы в указанной
сфере.
Ключевые слова: оспаривание НПА, нормативно-правовой
акт, административное судопроизводство, КАС РФ, прокурор.
Актуальность заключается в том,
что Конституция Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина является обязанностью государства. Особое значение это приобретает
в современных условиях, а именно: когда права и свободы человека, их реальное обеспечение
и защита, как важнейшая составляющая развития общества, становится объектом внимание
высших должностных лиц государства.
Принятие
Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) обусловило постановку
ряда вопросов как теоретического, так и практического характера. К таким можно отнести
содержание процессуального статуса участников административного судопроизводства,
в частности прокурора, а также правовое регулирование реализации данного статуса.
Цель исследования состоит в комплексном
изучении особенностей участия прокурора в делах об оспаривании нормативных правовых
актов (далее – НПА).
Участие
прокурора в рассмотрении административных дел в порядке ч. 7 ст. 39 КАС РФ Российской
Федерации является обязательным по делам: об оспаривании нормативных правовых актов
(ст. 213 КАС РФ); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации (ст. 243 КАС РФ); о принудительной госпитализации гражданина
в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации
гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 277 КАС РФ); о госпитализации
гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке
(ст. 283 КАС РФ); о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или
реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного
гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ст.
268 КАС РФ); об административном надзоре (ст. 272 КАС РФ).
При этом
прокурор не относится ни к одной из сторон, его роль заключается в обеспечении соблюдения
Конституции РФ и иных законов, действующих на территории Российской Федерации, при
рассмотрении судами гражданских дел и административных дел, участие в которых обязательно
в силу закона.
При обращении
прокурора в суд в защиту прав граждан необходимым условием является невозможность
для гражданина по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным
причинам самостоятельно обратиться в суд. Поэтому соответствующие обстоятельства
должны быть приведены в административном исковом заявлении прокурора.
Оспаривание
прокурором НПА представляет собой сложный правовой механизм участия прокурора в
судебном нормоконтроле, основными элементами которого являются:
- предмет публично-правового спора;
- форма участия прокурора в рассмотрении судами административных дел этой категории, а также правовое положение прокурора в административном судопроизводстве;
- процессуальный порядок участия прокурора в рассмотрении судами административных дел об оспаривании НПА [1].
Предметом
публично-правового спора, или предметом оспаривания, выступает НПА (полностью или
в части), подлежащий судебной проверке.
Следует
отметить, что наибольшую сложность на практике вызывает вопрос о том, является ли
конкретный правовой акт нормативным. Указанная проблема является следствием отсутствия
легального понятия НПА.
Прокурор
может участвовать в административном деле путем подачи административного иска в
защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или
интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,
а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (признание НПА недействующим
(ст. 208 КАС РФ), оспаривание решения о проведении местного референдума (ст. 239
КАС РФ) [2].
Так, в
первом полугодии 2018 года органами прокуратуры Республики Адыгея в порядке административного
судопроизводства в суды направлено 148 административных исковых заявлений, большинство
из которых (98) об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Кроме того, прокуроры
обращались в суды с административными исковыми заявлениями в защиту прав и законных
интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, а также о признании информации
запрещенной к распространению (50). Все направленные органами прокуратуры республики
административные исковые заявления судами рассмотрены и удовлетворены либо производство
по ним прекращено в связи с добровольным удовлетворением исковых требований прокурора
[3].
Следует
отметить, что:
1) правовое
регулирование участия прокурора в административном судопроизводстве находится на
стадии становления и «апробации», в тоже время, имеет целостный характер, то есть,
нормы, которые закрепляют процессуальные особенности участия прокурора в данном
судопроизводстве, содержаться в различных по юридической силе нормативных правовых
актах, а также в актах, положения которых разъясняют отдельные вопросы судебной
практики.
2) проведенный
анализ дает основания сделать вывод, что участие прокурора в административном судопроизводстве
осуществляется в двух формах. Первая форма реализуется посредствам подачи административного
иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц
или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований,
а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Вторая форма реализуется
посредствам вступления в инициированные другими субъектами дела в целях дачи заключения
по административному делу.
Деятельность
прокурора в процессе разрешения судами публично-правовых споров имеет чрезвычайно
важное значение в силу правовой и социальной природы прокурорско-надзорной власти.
Участвуя в рассмотрении судом публично-правового спора, прокурор одновременно выполняет
несколько функций: является представителем государства, представителем публичного
интереса, защитником граждан и организаций [1].
По результатам
проведенного исследования можно высказать следующие предложения. В целях укрепления
единства правового регулирования и законности на территории РФ необходимо:
- принять федеральный закон о НПА, который определил бы их понятие и виды, перечень субъектов административно-правового нормотворчества, а также порядок разработки, принятия и регистрации нормативных правовых актов, их опубликования и вступления в силу;
- в Законе о прокуратуре точно определить компетенцию прокурора по оспариванию в порядке административного судопроизводства нормативных правовых актов субъектов публичной власти, а также некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
- внести в гл. 21 КАС положения, регулирующие порядок и особенности оспаривания бездействия уполномоченного субъекта публичной власти по непринятию НПА, если такая обязанность указанного субъекта предусмотрена законом.
Для повышения
эффективности участия прокурора в административном судопроизводстве по делам об
оспаривании нормативных правовых актов было бы целесообразно разработать и принять
соответствующие руководящие и методические документы Генеральной прокуратуры Российской
Федерации.
Список литературы:
- Стуканов А.П., Соловьева А.К. Предмет публично-правового спора по делам об оспаривании прокурором нормативных правовых актов в порядке КАС РФ / А.П. Стуканов, А.К. Соловьева // Законность. – 2017. – №7. – С.46-51.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 50. – Ст.7551.
- Участие прокурора в судах по административным делам. Сайт. URL: http://www.adygproc.ru/documents/raz/uchastie-prokurora-v-sudah-po-administrativnym-delam (дата обращения: 28.10.2018 г.)
Комментарии: