» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Федулкин Дмитрий Юрьевич, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблема защиты детей в интернет-пространстве

Статья просмотрена: 29 раз
Дата публикации: 2.11.2018

УДК 343.6

ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Федулкин Дмитрий Юрьевич

магистрант 2 курса факультета истории и права,

Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, гаранск

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам защиты детей в интернет- пространстве, анализируются основные типы угроз, которые могут встретиться несовершеннолетним в виртуальном пространстве, рассмотрены проблемы подростковых суицидов, совершаемых посредством «групп смерти» в сети Интернет, проанализирована правовая база, связанная с данным вопросом обозначены профилактические меры по борьбе с нежелательным и опасным контентом.

Ключевые слова: интернет, дети, безопасность, информация, угрозы, суицид, уголовный кодекс.

 

В силу развития демократических процессов и новейших информационных технологий в современном мире абсолютно любой человек может получить доступ   почти к любой информации, которая удовлетворяет разного рода потребности.

Интернет-пространство, являясь совокупностью компьютерных сетей и информации, представляет из себя огромное количество людей, которые активно взаимодействуют между собой в виртуальном пространстве, создаются собственную культуру, иерархию ценностей и разрабатывают особый язык [3, c. 58].

Дети в нашей стране начинают пользоваться интернетом в среднем с возраста 6–7 лет [8]. По данным Фонда Развития Интернет, детская интернет-аудитория за последние несколько лет достигла своего пика, если в 2010 году ежедневно в Интернет выходило 82 % детей, то в 2016 это показатель достиг 92 %, и также увеличилось продолжительность времени, которое дети тратили на различения в виртуальном мире. Исходя из данных исследования «Растим детей в эпоху Интернета», 56 % детей постоянно используют интернет-пространство, данный показатель больше, чем в США (51 %) и странах Европы (40 %).

По классификации психолога В. Паксеваткиной Интернет-угрозы можно разделить на [3, c. 59]:  

  1. Контентные риски (разнообразные материалы, которые содержат вредоносное и противозаконное содержание);
  2. Коммуникационные риски (устанавливаются дружеские отношения с ребенком целью которых является изнасилования. Злоумышленники зачастую общаются в интернете с детьми, выдавая себя за ровесника или ребенка немного старше.
  3. Потребительские риски, в частности кибермошенничество (наносится материальный либо иной ущерб путем хищения личной информации пользователя (номер банковского счета, паспортные данные, коды, пароли и др.).
  4. Электронные риски (разнообразное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое наносит вред компьютеру и нарушает конфиденциальность информации, которая хранится в нем).

Зачастую несовершеннолетние переходят на нежелательные страницы с порнографическим, экстремистскими, наркодилерским и иным негативным контентом случайно (через всплывающие окна, ссылки в соцсетях). К сожалению, данные преступные деяния остаются неизвестными для родителей, правоохранительных органов и общества. «Виртуальную» личность очень тяжело привлечь к ответственности за противоправные деяния, которые были совершены в сети, из-за того, что злоумышленник может представиться кем угодно, создать любой образ какой только захочет, и может изменить свою внешность.

Так, по результатам исследования Интернет-угроз, которое было проведено «Лабораторией Касперского» установлено, что каждый шестой пользователь модуля «Родительский контроль» столкнулся с порносайтами, а каждый четвёртый пользователь с интернет-сайтами, которые были посвящены азартным играм [1].

Зависимость подрастающего поколения от сети Интернет является одной из основных причин беспокойства взрослых за своих детей, в частности в связи с недавними событиями ухода из жизни подростков связанная с их участием в «группах смерти».

Всемирная организация здравоохранения отмечает, что Интернет-сайты и социальные сети, «несомненно, причастны к провоцированию и содействию суицидальному поведению», так как частные лица имеют возможность без труда распространять через открытые интернет-сайты и социальные сети, материалы и информацию о самоубийствах, которые не подвергаются цензуре.

В мае 2016 года в «Новой газете» был опубликована статья Г. Мурсалиевой «Группы смерти», где отмечалось, что в период с ноября 2015 г. по апрель 2016 г. в России было зафиксировано 130 случаев самоубийств несовершеннолетних [3, c. 60].

После публикации данной статьи, Роскомнадзором была проведена   проверка, в ходе которой было заблокировано восемь групп в социальной сети «В Контакте», которые содержали информацию, пропагандирующую суицид.

Главное следственное управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу провело проверку ряда публикаций в мае 2016 года в различных СМИ сведений о закрытых группах в «В Контакте», склоняющих подростков к самоубийству, таких как «Синий кит». На основании данной проверки было принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33, ст. 110 УК РФ (подстрекательство к доведению до самоубийства) [3, c.61].

Метод склонения подростков к самоубийству игры «Синий кит» включал в себя идею отбора данных лиц, которые либо имели в прошлом отношение к суициду, либо имели предрасположенность к его совершению. На начальном этапе организаторы данных групп предлагали подросткам прислать рисунки, стихи, песни суицидальной тематики. Часть участников отсеивалась, в виду того не все подростки, даже у которых имелись психологические проблемы, выполняли эти указания.

Затем организаторы просили прислать фотографии шрамов или порезов на руке и на основании них осуществлялся отбор лиц, где случайные участники отсеивались.

Третий этап строился на лицах, которые были готовы причинить себе физический вред. Средством информационного воздействия на психику подростков на этом этапе выступали демонстрация видеозаписи самоубийств других людей, в сочетании с направленным списком зашифрованных заданий что увеличивало ощущение безвыходности ситуации для подростков, позволяя подчинить их волю указаниям кураторов. [2]

О серьезности и масштабе ситуации может свидетельствовать тот факт, что в феврале 2017 г. Президент РФ В. В. Путин дал поручение Правительству РФ и регионам усовершенствовать систему профилактических мер суицидов среди подростков [3, c.61].

Проблема склонения несовершеннолетних к самоубийствам через Интернет – пространство, широкий уровень общественного резонанса имеющихся фактов мотивировали на внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Раньше в теории уголовного права имелись трудности квалификации, по данному вопросу. По мнению Н. Е. Крыловой, крайне сомнительным является возбуждение уголовных дел по подобным случаям по ч. 4 ст. 33 и ст. 110 УК РФ «Подстрекательство к доведению до самоубийства» [2]. Причины кроются в недостаточно жесткой мере наказания и отсутствии квалифицирующего признака как «посредством сети Интернет». По итогу в УК РФ были добавлены две дополнительные статьи 110.1 и 110.2 [4]. На данный момент судебной практики по указанным статьям не имеется.

Статья 110.1 УК РФ предполагает ответственность за склонение и доведение до самоубийства в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»). Данная статья предполагает значительно более суровые виды наказания за указанные преступления.

Статья 110.2 УК РФ, предусматривает ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, включая то же деяние, сопряженное с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») [4].

Безусловно, что одним только ужесточением уголовной ответственности проблему решить не удастся. Здесь нужна комплексная система реализации психологических условий профилактики самоубийств среди подростков.

Отечественное законодательство, касающееся киберпространства, ещё находится на стадии становления и в настоящее время пока ещё отсутствует специальная отрасль, которая регулировала бы отношения в Интернет-пространстве, к тому же, судебная практика представляется не столь обширной [3, с.62].

В заключении стоит отметить что несмотря на существование большого количества правовых норм, которые затрагивают сферу информации, возникают трудности в сфере правового регулирования сети Интернет, включая правовую регламентацию по защите прав детей от негативного влияния, поэтому требуется дальнейшее усовершенствование и разработка новых мер по борьбе с отрицательным влиянием киберпространства – принятие законодательных мер, которые обязывали бы интернет-провайдеров обеспечивать безопасную Интернет-среду; формирование образовательной и просветительской деятельности как детей, так и родителей.           

 



Список литературы:

  1. Кобзева С. В. Защита прав несовершеннолетних от угроз в сети Интернет // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://отрасли-права.рф/article/28002 (дата обращения 16.04.2018).
  2. Крылова Н. Е. Группы смерти и подростковый суицид: уголовно-правовые аспекты // [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://отрасли-права.рф/article/22232 (дата обращения: 04.03.2018).
  3. Скобина Е. А., Бурдинская Е. С. Проблемы защиты детей в интернет-пространстве [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. – С. 58-62.
  4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) [Электронный ресурс]: // СПС «КонсультантПлюс» : Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 15. 04. 2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: