» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Коннова Мария Сергеевна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды в Республике Башкортостан

Статья просмотрена: 521 раз
Дата публикации: 1.11.2018

УДК 002.304

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Коннова Мария Сергеевна

Студент, 3 курса магистратуры Института права

Научный руководитель: Владимиров Игорь Александрович

кандидат юридических наук

Башкирского государственного университета, г.Уфа

 

Аннотация. В настоящей работе нами рассмотрены проблемы и особенности государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В процессе изучения вопроса в области природопользованием и охраной окружающей среды, можно сделать вывод, что механизм государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды состоит из методов, функций и уполномоченных субъектов управления, т.е. организационной структуры (органов управления). Их особенность заключается о том, что они направлены не на защиту экономических интересов пользователей ресурсов, а на охрану и возмещение экологических интересов общества в чистой, здоровой и продуктивной природной среде.

Ключевые слова: история, экология, право, законодательство. 

 

В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [1], утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г. одной из важнейших задач достижения стратегической цели государственной экологической политики, является формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти, обладающих полномочиями в сфере природопользования и охраны окружающей среды, определяется главенствующей ролью Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации с подчиненными ему различными федеральными службами и агентствами (в полномочия которых входит более узкий перечень решаемых задач).

Систему органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды в Республики Башкортостан образуют Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (Минэкологии РБ) и Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (Минлесхоз РБ).

Согласно действующему законодательству Российской Федерации вопросы окружающей среды и природопользования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что в свою очередь порождает немало проблем не только теоретического плана, но и практического характера. Основными являются проблемы разграничения полномочий между уровнями органов государственной власти, а также, наличие большого массива законодательства в сфере охраны окружающей среды и отсутствие кодифицированного акта. За последние десятилетия механизм и структура государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды неоднократно реформировались.

Нельзя не отметить и еще один негативный фактор. В Российской Федерации, несмотря на объективную потребность, по-прежнему отсутствует самостоятельный природоохранный орган, отделенный от управления природопользованием. Все это, в конечном счете, не способствует эффективности реализации экологической функции государства и экологического законодательства.

Имеющуюся проблему разграничения полномочий необходимо разрешать путем комплексного изменения всей системы государственного управления в сфере окружающей среды, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Считаем возможным создание единого федерального природоохранного органа, не находящегося в подчинении Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Также целесообразно рассмотреть возможность упразднения природоохранных органов на уровне субъектов РФ, создав при этом территориальные органы федерального природоохранного органа. Это на наш взгляд упростит систему органов государственного управления охраной окружающей среды, что выразится в отсутствии необходимости деления природоохранных полномочий и объектов государственного экологического надзора.

При этом компетенцию региональных структурных подразделений федерального органа необходимо организовать таким образом, чтобы учитывались региональные особенности, связанные с состоянием окружающей природной среды, уровнем развития и степени воздействия на нее тех или иных отраслей экономики. Учет региональных факторов необходим в силу не только федеративного устройства нашего государства, но и разнообразия климатических зон на всей территории Российской Федерации.

Предлагаемые комплексные меры не предполагают упразднение сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области природопользования и охраны окружающей в части правового регулирования. Законодателю при реализации подобного проекта необходимо поставить цель на устранение и разрешение возможных противоречий в процессе реализации государственного управления в данной сфере. В подобном случае будет создана эффективная система управления в сфере охраны окружающей среды с одним органом государственной власти, обладающим исключительными полномочиями в данной сфере.

 



Список литературы:

  1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской федерации на период до 2030 года. Утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: