» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Плотникова Валентина Георгиевна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методы и приёмы обучения правописанию в начальной школе

Статья просмотрена: 19 раз
Дата публикации: 2.11.2018

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Плотникова Валентина Георгиевна

учитель начальных классов

МБОУ «Черемшанская СОШ №1 имени П.С. Курасанова», Республики Татарстан, с. Черемшан

 

Аннотация. Статья посвящена основным направлениям работы по орфографии. В современной  школе мы отдаём предпочтение методам, которые стимулируют высокую   познавательную активность учащихся. Во всех этих методах главное место принадлежит упражнениям, тренировке учащихся, так как без этого невозможно достичь прочных орфографических навыков.

Ключевые слова: методы, анализ, синтез, начальная школа, орфография

 

            Основным направлениям работы по орфографии соответствуют следующие методы:

  • метод языкового анализа и синтеза;
  • имитативный метод (запоминание, заучивание)
  • метод решения грамматико-орфографических задач

В современной  школе мы отдаём предпочтение методам, которые стимулируют высокую   познавательную активность учащихся.

Наши методы могут быть соотнесены с общедидактическими методами, так как имитативный метод предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся. Метод языкового   анализа и синтеза предполагает постепенное повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся, а метод решения грамматико-орфографических задач в основном совпадает с проблемно-поисковом методом.

Во всех этих методах главное место принадлежит упражнениям, тренировке учащихся, так как без этого невозможно достичь прочных орфографических навыков.

Выбор метода. Всем известно что выбор метода, это и есть ключ к оптимизации всего процесса в обучении (выбор приёма – также). Он зависит:

  • от особенностей орфографического материала типа орфограмм;
  • от возрастных возможностей, от языковой подготовленности;
  • от психологических особенностей усвоения данного материала;

А ранних ступенях обучения, когда ещё нет достаточной  грамматической основы работа проводится методом звуко – буквенного анализа и синтеза.

Анализ морфологического состава слова необходим при изучении правописания морфем – корня, приставки, суффикса, окончания. Без такого понимания, как синтактическая связь между словами и словосочетаниями, в предложении невозможно работать над правописанием падежных окончаний имён прилагательных и существительных. Зрительное запоминание играет не малую роль в усвоении  непроверяемых слов при расхождении межу звуковым и буквенным составом слов, слуховое запоминание – при малом расхождении. Поэтому на уроках используем картинные словари, презентации, предметы…

Наиболее употребляемые приёмы.

Языковой анализ. Виды и приёмы языкового анализа:

  1. Звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ слов. Он – ведущий вид анализа в 1 классе и применяется во всех последующих классах.
  2. Слоговой анализ, выделение ударяемых слогов. Применяем при переносе слов, при работе над безударными гласными и их написанием.
  3. Семантический анализ, то есть выявляем значения слов (прямых, переносных, многозначных…)
  4. Словообразовательный и морфемный анализ. Применяем при написании корней, приставок, суффиксов, а так же при переносе слов.
  5. Морфологический анализ – определяем части речи. Применяем при написании окончаний.
  6. Синтаксический анализ – выделяем предложения из текста, выделяем связи между словами.

Языковой синтез. Приёмы и виды.

  1. Синтез на уровне звуков и букв. Составляем слова из букв или звуков, звукослияние, составляем слоги на наборном полотне индивидуально, коллективно.
  2. Синтез слов, словообразование – с заданным корнем, суффиксом и др.
  3. Синтез морфологических форм – образование падежных форм, форм числа. Применяем при усвоении правописания окончаний.

Запоминание. Запоминание все известно произвольное и непроизвольное. В начальной школе мы стараемся развивать память, умение быстро воспроизвести то, что хранится в памяти.

В рамках имитационного метода применяем:

  1. Зрительные диктанты, разные виды письма по памяти, самодиктанты; разнообразные виды списывания
  2. Разнообразные средства наглядности со списками трудных слов, выписывание их в тетрадь, в словарик.
  3. Используем словарики из учебника
  4. Отчётливое побуквенное проговаривание слов

           Обучение правописанию в начальных классах идёт от обозначения звуков (фонем) буквами к решению грамматико-орфографических задач по проверке  орфограмм. Параллельно орфография усваивается путём запоминания.  Орфографическая работа, включается  в общую систему языковой работы учащихся, в основном связывается с развитием речи детей, с усвоением выразительной, орфоэпически правильной речи, с усвоением интонаций, с обогащением словаря.

 



Список литературы:

  1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.- (Б-ка учителя нач. классов)
  2. Ларионова Л. Г. Формирование орфографических умений и навыков на теоретической основе


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: