» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Павлова Ольга Васильевна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Негативное влияние фанатизма на личность подростка

Статья просмотрена: 1942 раз

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ФАНАТИЗМА НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Павлова Ольга Васильевна

учитель начальных классов

г. Ставрополь, РФ

К вопросу важности учёта особенностей влияния фанатизма искусства

 на развитие подростков

 

Аннотация: В данной статье рассматривается определение фанатизма, выделены виды фанатизма, даются характерные признаки поведения фанатов искусства и показано негативное влияние фанатизма на подростков.

Ключевые слова:  фанатизм, подростковый возраст, кумир.

 

В настоящее время увлечения детей подросткового возраста разнообразны, но самыми яркими и сложными являются фанатические пристрастия. Феномен фанатизма всегда вызывал повышенный интерес у исследователей и ученых разных областей (философов, религиозных мыслителей, политиков, деятелей культуры, педагогов, психологов и пр.), поскольку данное явление в различных формах находит отражение во всех сферах общественной жизни, оказывает сильное влияние на развитие подрастающей личности и зачастую становится причиной возникновения проблем во взаомоотношениях представителей разных поколений.

Возникающие проблемы между взрослыми и подростками довольно частое явление, оно обусловлено тем, что подростки переживают кризисные моменты в своем личностном становлении, а взрослые очень часто не понимают внутреннего мира детей, не учитывают особенности их развития, невнимательно относятся к проявлениям различных видов фанатизма.

Фанатизм – непоколебимая, безграничная и отвергающая альтернативы преданность индивида своим убеждениям, находящим выражение в его деятельности и общении [1].

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, трактует фанатизм как психическое расстройство, отклонение от нормы, нуждающееся в лечении, и выделяет следующие его виды [3]:

·                    фанатизм идейный (поклонение какой-то определенной идее);

·                    фанатизм здоровья (представляет собой поклонение вегетарианству –  отказ от мясной  пищи);

·                    фанатизм религиозный (увлечение религией в крайней степени, создание из неё культа и растворение, поклонение вместе с группой единомышленников);

·                    фанатизм политический (отстаивание только своих целей, взглядов и жертвенность ради них);

·                    фанатизм научный (представляет собой зацикленность на определенной системе фактов, при этом игнорируются другие);

·                    фанатизм спортивный (зацикленность на каком-то виде спорта, чаще всего, в роли болельщиков);

·                    фанатизм искусств (объектами для поклонения выступают актёры,  музыканты и другие служители искусства).

Одним из наиболее распространенных видов фанатизма среди детей подросткового возраста является, на наш взгляд, фанатизм искусства. У подростков, в силу возрастных особенностей и особенностей психо-эмоционального развития, есть целый ряд внутриличностных проблем, к разрешению которых они стремятся доступными им методами, со свойственным максимализмом, отрицанием, склонностью к уходу от реальности и активным поиском смыслов жизни.

В случае с фанатизмом, поиск смыслов жизни приводит к ситуации, когда подросток пытается прожить жизнь другого человека. Не найдя понимания родных и близких, он создаёт себе кумира – «значимого другого», со временем становящегося для него «центром вселенной». Кумиром является некий «идеальный» человек, который может воплотить все мечты, защитить от предательства друзей, от непонимания родителей, от плохих отношений с учителями. В большинстве случаев подросток не только находит в своем кумире «спасителя», но и в какой-то степени идентифицирует себя с объектом любви. Постепенно подросток теряет свою индивидуальность, теряет шанс жить своей жизнью, полностью растворяясь в объекте подражания. Фанат старается быть похожим на своего кумира во всем: ест, пьет, одевается, делает похожие прически и подражает его поведению. Одеваясь в такие же одежды, копируя манеру говорить, не слишком уверенный в себе молодой человек обретает те качества, которые особенно ценит или приписывает своему идеалу. Подросток находится в постоянной фрустрации по поводу своей несостоятельности, «невзрослости». Сливаясь с идеализируемым объектом, он наконец-то чувствует себя знаменитым, успешным, богатым, свободным, красивым, ловким, талантливым. В конечном счете отношение к кумиру становится любовью к себе идеальному [4].

Но практически все безупречные качества личности кумира, якобы проживаемая им яркая жизнь, придуманы подростком. По сути – это лишь бурная фантазия, вызванная стремлением сбежать от реальности и одиночества. А фанатизм создает иллюзию избавления от всех проблем сразу.

Проанализировав труды ученых по проблемам молодежного фанатизма, мы выявили характерные признаки поведения фанатов искусства:

·                    круг интересов фаната сужается – увлечения, приносившие ранее  радость, теперь уходят на второй план или вовсе исчезают;

·                    кумир становится центром вселенной – подросток говорит, пишет, думает только о кумире, он не может ни на чем другом сосредоточиться;

·                    события, происходящие с кумиром, фанат переживает крайне остро – впадает в депрессию, теряет покой. В крайних случаях пытается покончить жизнь самоубийством, если кумир уходит со сцены или погибает;

·                    фанат возводит кумира в ранг святых, идеализирует, обожествляет его – негативная информация о поступках и поведении кумира отвергается  подростком;

·                    фанат вынужден тратить деньги – он всюду сопровождает кумира, ездит за ним на выступления, скупает все вещи, которые принадлежат объекту поклонения и покупает всю атрибутику, связанную с кумиром: символику, постеры, диски, одежду и т.д.

Фанаты постоянно чувствуют страх потерять свой объект воздыхания, они опасаются, что не смогут жить без кумира [2]. Все это приводит к агрессивному поведению подростков. Фанат отстраняется, закрывается в своем выдуманном, «идеальном» мире и не может, а более того, не хочет бороться с психологическими расстройствами, возникающими у него. У таких подростков портятся отношения с друзьями, с семьей и с близкими людьми, так как они, в большинстве случаев, не разделяют увлечения фаната.

Многие девочки-подростки хотят выйти замуж за своего кумира, родить от него ребенка и, в дальнейшем, будучи взрослыми женщинами, если не проходит увлечение, то им сложно устроить свою личную жизнь, наладить межличностные взаимоотношения. Мужчины, у которых не прошли подростковые увлечения, в будущем предъявляют к своим избранницам завышенные требования.

Бурная фантазия и увлечения могут настолько охватить психологическую сферу личности подростка, что возникает угроза превращения их в «идею фикс», которая подчиняет себе все интересы и мысли ребенка. Сильные увлечения могут довести подростка до невменяемого состояния и побудить на разрушительные, ничем не мотивированные, действия. При этом увлечение какой-либо деятельностью, достигающей высокой степени выраженности с формированием культа и поклонением кумиру, с подчинением подростка, деформацией ценностей и растворением индивидуальности, является деструктивной формой фанатизма и приводит к большим сложностям в процессе самореализации.

Зачастую фанатом полностью отрицается собственный потенциал, свои индивидуальные особенности, личностная самодостаточность. Отчасти в этом виновато воспитание. Когда взрослые постоянно недовольны подростком, сравнивают его с другими (на их взгляд более успешными) сверстниками, ставят высокие планки. Тогда как именно в этот кризисный период подростки нуждаются в особой поддержке, заботе и понимании. Нельзя решать возникающие проблемы только лишь возмущениями и запретами. На подростка нельзя давить, иначе у него сразу возникнет желание противодействовать. Взрослые должны учитывать все особенности влияния фанатизма на личность подростка и с уважением относиться к его увлечениям. Подростковый фанатизм носит массовый характер, но в большинстве случаев по мере взросления проходит. С большой долей вероятности с возрастом и помощью взрослых подросток «переболеет» фанатизмом, у него пропадет потребность в кумире, пропадет желание сливаться с фанатичной толпой. Если же этого не случится, надо обязательно обратиться к психологам, а возможно и к врачам – психиатрам, потому что в таком случае фанатизм может стать опасным для жизни самого фаната. 

 



Список литературы:

  1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине / Е. Пенская // Человек. – М.: 2007.
  3. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. – М.: Медицина, 1995.
  4. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304107 – О. Шевнина Сотворившие кумира.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: